• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Зачем рыбакам джаз?

Алексей Укконе, журналист
21 ноября 2013 года

- Маленький рыбацкий городок на севере Норвегии.  Пять тысяч населения, пара центральных кварталов, которые можно обойти за 10 минут, а все остальное – сотни индивидуальных коттеджей, растянувшихся вдоль фьорда. Кроме красивых пейзажей смотреть особо не на что. Улицы, как и везде в Скандинавии, пустеют после пяти вечера, а если приезжаешь туда зимой, то и гулять не хочется  - после обеда уже темно, а ледяной ветер пронизывает до костей. 

Впрочем, назвать это место «дырой» язык не поворачивается. Ну, никак не скажешь, что местные жители оторваны от цивилизации.  Если смотреть на городок с другой стороны фьорда, то увидишь, как весь берег на протяжении нескольких километров залит уличными огнями. В местных магазинчиках можно купить одежду мировых брендов, работают три гипермаркета, каждый размером с петрозаводскую «Сигму»,  пара дилерских автоцентра, своя телекомпания и аэропорт, из которого можно долететь до любой точки Норвегии. 

«В общем-то, ничего особенного,  так у них повсюду», – подумал я,  оказавшись в начале ноября по служебным делам в городе Вадсе.  Удивляться тому, что в Европе достижения цивилизации доступны жителям самых отдаленных районов, я уже давно перестал. Но в этот раз меня ждал сюрприз.  После окончания деловой части программы норвежские коллеги предложили сходить  на концерт в местный клуб. «В будний день, в восемь вечера?», – удивился я, взглянув на вымершие улицы и темные окна местных учреждений. 

Но еще больше я изумился, узнав, в какой клуб мы пойдем. Джаз-клуб!  Вот здесь, в городке, где живет всего пять тысяч жителей, играют джаз?  Ну, ладно, думаю, наверное, какие-нибудь школьники решили вылезти из «каморки за актовым залом», чтобы показать свои умения родителям. 

Приходим. Просторный зал в центре города, все как положено: столики, барная стойка (правда, в ассортименте - ничего крепче пива), и сцена, напичканная звуковым и осветительным оборудованием.  Выходят музыканты. Трио. И тут выяснятся, что это профессиональный ансамбль из Дании, и приехал он сюда, на берег Ледовитого океана, только для того, чтобы сыграть полтора часа для двух десятков замороженных норвежцев.  Группа, конечно, не первой и даже, вероятно, не второй величины. Но играет весьма профессионально и  музыка интересная – смесь джаза с модными музыкальными стилями. 

Спрашиваю норвежских коллег, что да как, и вот что выясняется. Здесь не джаз-клуб, а целый «Джазовый центр» - так официально называется общественное объединение, организовавшее это выступление. Такие концерты проходят в Вадсе регулярно. Приезжают музыканты со всей Северной Европы. К тому же им платят за выступления гонорары. Деньги на это выделяет правительство Норвегии.  Норвежские власти считают, что блага современной цивилизации – это далеко не все, в чем нуждаются жители отдаленных провинций. Они, наравне со столичным населением, должны иметь возможность приобщиться к современной культуре.  Причем, бесплатно.  Вход на такие концерты свободный. Организаторы «Джазового центра» денег за свою работу не берут,  они  - волонтеры. К ним присоединяются и местные чиновники. В тот вечер, например, пиво за барной стойкой, продавала сотрудница администрации Вадсе. Вот так просто, после рабочего дня чиновница пришла в клуб, потрудиться барменшей. 

Весь концерт в зале стояла благоговейная тишина. Будто люди не в клубе сидят, а в филармонии. Они пришли слушать музыку…

Глядя на них, я думал о жителях карельской глубинки, для которых приезд  не то что зарубежных, а даже российских артистов – неслыханная радость.  Если гастроли петрозаводских театров или филармонического оркестра, хоть изредка, но случаются,  то увидеть гостей, хотя бы из других регионов России – из области фантастики. А такие события как выступление Валерия Гергиева в Беломорске несколько лет назад и вовсе – чудо из чудес.  О том, чтобы подобные концерты или спектакли были бесплатными, мы даже не можем мечтать. 

Кто-то скажет, ну, что нам равняться на Норвегию? У них проблем других нет, вот они и тратят бюджетные деньги, чтобы устраивать джазовые концерты.  Что на это ответить? Во-первых, в Норвегии, сейчас тоже не все гладко – мэрия того же города Вадсе ломает голову, как покрыть дефицит бюджета. А, во-вторых, ведь чиновники могли рассудить иначе:  дороги мы построили, жилье и еда у народа есть, чего же ему еще? А о досуге пусть сам позаботится. При норвежских зарплатах и регулярном авиасообщении, местные жители без труда могу сгонять в любую европейскую столицу, где выступают мировые звезды. Тогда зачем они транжирят государственную казну, даже еще на столь далекие от мэйнстрима виды искусства?

Как известно, кроме хлеба народу нужны еще и зрелища.  Вопрос в том, какими будут эти зрелища.  Не думаю, что общий уровень культуры в Норвегии выше, чем в России. Что у нас, что у них большинство людей предпочитает «сложить голову в телеэкран», как поется в одной песне, или развлекаться на низкопробных концертах.  Ну, а кто же возьмет на себя работу нести в массы искусство более высокого уровня? Может быть, это дело элиты не только культурной, но и политической?  Истории известны умные правители, которые понимали, что народу нужны не просто зрелища, а просвещение в широком смысле этого слова.  Они догадывались, что между культурным уровнем населения и экономическими успехами страны есть какая-то связь. Разумеется, невозможно выстроить прямую логическую цепочку между ростом культуры и ростом ВВП, но, мне кажется, она существует. 

Может быть, так же думают и норвежские власти? А, потому, не жалеют скромных, в масштабах госбюджета, денег на то, чтобы где-то далеко, на берегу Ледовитого океана 20 потомков рыбаков смогли сходить на джазовый концерт?

 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3