13:00, 26 Января 2018
Савельев: «Туризм, малый бизнес – лишь для поддержки штанов»

Советник главы Карелии по экономическим вопросам Юрий Савельев высказал свое мнение, как повысить эффективность поддержки промышленности в регионе.

Я убежден, что кроме выработки и реализации эффективной промышленной политики других вариантов существенного роста налогового потенциала у Карелии нет. Всё остальное – туризм, малый бизнес и т.д. и т.п. – лишь «для поддержки штанов», но никак не для развития и роста налогового и бюджетного потенциала.

Сегодня в Карелии промышленной политики скорее нет, чем она есть. Несмотря на то, что в мае прошлого года принят закон «О некоторых вопросах в сфере промышленной политики в Республике Карелия» (№ 2113-ЗРК), системы мер по развитию промышленности не создано.

Во-первых, закон носит лишь рамочный характер. В нем также как, например, в законе РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» (№1639-ЗРК), перечислены лишь полномочия органов власти в осуществлении промышленной политики. Не определены даже цель, задачи и контуры промполитики.

Например, в отличие от карельского закона, который содержит всего 5 статей, закон о промышленной политики Республики Татарстан содержит 20 статей. В законе дает определение промполитики в республике, определены цель и задачи, ее участников, полномочия органов власти, конкретный набор мер стимулирования развития промышленности (причем меры не только перечислены, но и раскрыто их содержание и условия использования).

Во-вторых, у нас практически нет действующих инструментов промполитики – региональных фондов развития промышленности (ФРП), специальных инвестконтрактов (СПИК), технопарков, промкластеров и т.д. Правда промышленный парк появился. Также как появился и ряд центров компетенций по подготовке кадров.

Как показывает практика, структурно сформировать региональную промышленную политику несложно, поскольку ее контуры, полномочия региональных органов власти и набор мер поддержки определены законом РФ № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ». Но вот содержательно ее наполнить регион должен сам.

При этом меры поддержки, на мой взгляд, должны корреспондироваться с федеральными мерами (предоставление региональной поддержки – как инструмент получения более весомой федеральной поддержки).

Проще всего это сделать через создание регионального ФРП.

Сегодня федеральным ФРП подписаны соглашения с 72 субъектами Федерации. Республики Карелия среди них, к сожалению, нет. Региональные ФРП созданы в 34 регионах.

Для взаимодействия с региональными фондами в ФРП есть специальная программа «Совместные займы», которые предоставляются в объеме от 20 до 100 млн. рублей (в соотношении 30% - средства регионального ФРП, 70% - средства федерального ФРП) под 5% годовых при общем бюджете проекта не менее 40 млн. рублей, софинансировании со стороны заявителя или привлеченных им средств в объеме не менее 50% (причем собственных средств заявитель должен вложить всего лишь 15% от суммы займа).

Этот механизм примечателен тем, что в добавок ко всему поручителем по займам может выступать региональный фонд поручительств (в Карелии – Гарантийный фонд Республики Карелия). Напомню, что Гарантийный фонд РК один из наиболее эффективных на Северо-Западе с капиталом более 400 млн рублей (в этом мы уступаем только Санкт-Петербургу). Он может давать поручительство на сумму до 25 млн рублей и до 70% от суммы займа и работает почти с двумя десятками банков.

То есть, если увязать друг с другом все эти меры, то в Карелии можно создать довольно эффективный инструмент поддержки промышленных предприятий и проектов, который поможет свести риски заявителя (включая требования к залогу) к минимуму. Тем более, что деньги будут предоставляться на возвратной основе, а не в виде невозвратных субсидий.

Несложно подсчитать, что при стартовом капитале регионального ФРП в объеме 50 млн. рублей уже через 4-5 лет он вырастет до 65-70 млн. и позволит привлечь из федерального ФРП финансирование в размере 150-200 млн. рублей и банковское финансирование примерно на такую же сумму. То есть соотношение собственных и привлеченных средств 1:6. Очевидно, что региональный ФРП выступает как довольно эффективный финансовый рычаг для привлечения инвестиций в промышленность, при одновременном сохранении и увеличении капитала, который может быть реинвестирован в другие более масштабные проекты.

Так что эффективнее, невозвратные субсидии на поддержку промышленных предприятий или инвестиции в создание серьезного регионального института поддержки, который будет генерировать поток инвестиций и формировать бюджет развития?

Я конечно не претендую на «истину в последней инстанции», но все-таки выработка любых мер поддержки, на мой взгляд, должна строиться на рассмотрении нескольких альтернативных вариантов с выбором того из них, который позволит получить максимальный эффект и для бюджета и для экономики региона.

Юрий САВЕЛЬЕВ (Источник: Фейсбук).

Комментарии

Peter Bauer
2018-01-26 23:27:50
Вчера, при Худилайнене, политика была, а сегодня её уже нету?! Куда девалась?
Гость
Сегодня, 19 февраля 2018

Актуальные темы

19.02.2018, 08:00
Бывший председатель Госкомитета по ценам и тарифам республики Артур Мяки рассказал о своей новой работе и оценил тарифную политику нового руководства Карелии.
15.02.2018, 12:21
Кого не устраивает, что антимонопольное управление республики в своей работе руководствуется законом?
15.02.2018, 09:38
Рейтинг российских регионов по качеству жизни за 2017 год показал, что Карелия остается одним из самых неблагополучных субъектов РФ по целому ряду критериев.