• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Надо думать, за что платить

11 января 2009 годаДеньги

Какие расходы заложены в тарифы и как сберечь свой кошелек от управляющих компаний?

Уже который раз накануне новогодних праздников неприятным обстоятельством становится повышение тарифов на услуги ЖКХ. Наступление на наши кошельки происходит одновременно и сразу по всем фронтам. При этом обещание не поднимать тарифы выше официально зарегистрированного уровня инфляции уже забыто. Никого не удивишь сообщениями о повышении платы за услуги ЖКХ на 25 или 30 процентов.

Недавно депутаты Петросовета утвердили новый тариф за техобслуживание. В зависимости от этажности и степени благоустройства дома он повысится примерно на 32-36 процентов. При этом на сессии не раз подчеркивалось, что новый тариф – это лишь «руководство к действию» и не является обязательным для исполнения.

Что такое «рекомендованный» тариф, можно ли сократить гражданам свои расходы и что делать со странными квитанциями с перерасчетом за холодную воду, которые в последнее время стали получать петрозаводчане? С этими вопросами мы обратились к руководителю управления жилищного хозяйства петрозаводской администрации Павлу Гармашу.

– Павел Владимирович, на днях депутаты утвердили размер платы за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества. При этом на сессии депутаты утешали друг друга тем, что это лишь рекомендация, а жильцы вправе принять совсем другой тариф. Это действительно так?
– Тот тариф, который депутаты приняли на сессии, действительно является лишь ориентиром для собственников жилья. Утвержденный тариф – это максимальная планка на 2009 год. Собственники жилья на общем собрании могут принять совершенно другой тариф, обсудив, какие работы, заложенные в тариф, им нужны, а без каких видов услуг они могут обойтись. Следует учесть, что по Жилищному Кодексу тариф утверждается на срок не менее года. Поэтому собственникам жилья необходимо проверить, когда в последний раз в их доме повышался тариф. Если, к примеру, это произошло с 1 марта 2008 года, то и новый тариф не должен вступать в силу раньше 1 марта 2009 года.  

– Фактически предложено повысить тариф на 32-36 процентов. Вы считаете, что подобный рост является приемлемым и разумным?
– В действительности речь идет о максимальном повышении не на 32-36 процентов, а примерно на 23-24 процента. Дело в том, что раньше люди отдельно платили за ремонт и эксплуатацию лифтов, а теперь это вошло в тариф. Впервые в тарифе учтены расходы за уборку подъездов. Утвержденные сессией тарифы, которые отличаются в зависимости от этажности и благоустроенности многоквартирного дома, варьируются от 8,44 до 17,70 рубля за квадратный метр. Например, для домов высотой до 12 этажей с лифтом и мусоропроводом максимальный тариф на 2009 год рекомендован в размере 16,36 рубля за квадратный метр (в 2008 году он составлял 9,07 рубля). В новом тарифе 3,97 рубля – это плата за лифт, а 1,19 рубля – это плата за уборку подъезда. Кстати, в этом году плата за ремонт и эксплуатацию лифта составляет 3,47 рубля (рост составит 14,4 процента). Если вычесть плату за лифт и уборку подъездов, то размер рекомендованной на 2009 год платы за содержание общего имущества составит всего 11,2 рубля, то есть рост даже максимально возможного тарифа составляет 23,5 процента. Понятно, что люди должны сами решить, нужно ли, к примеру, им платить за уборку подъезда или они готовы сами следить за чистотой.

– А на чем еще можно сэкономить?
– На очень многом. Прежде, чем обсуждать тариф, собственники жилья должны потребовать у управляющей организации его подробную расшифровку: какие виды работ учтены в тарифе, в каком объеме и с какой регулярностью они будут проводиться. Конечно, собственники жилья не могут отказаться от опрессовки или, скажем, промывки теплосистемы дома. Но пусть управляющая организация объяснит, что такое, к примеру, инструктирование жильцов о порядке содержания жилых помещений. Пусть расскажут, какие они несут затраты и что конкретно делают на ту сумму, которая заложена в тарифе. Еще более любопытная статья расходов, которую управляющие организации закладывают в свой тариф, – проверка правил пользования жилых помещений и выдача рекомендаций о выполнении ремонта за свой счет. Я бы хотел посмотреть, как сотрудники управляющей организации ходят по дому и выдают рекомендации, как и когда делать за свой счет ремонт в своей квартире. А между тем такая статья расходов предусмотрена в тарифе!

– Неужели мы за это тоже платим деньги?
– Конечно, платим. Чтобы по максимуму исключить ненужные расходы, необходимо вдуматься в каждую строчку. К примеру, есть строка – осмотр состояния инженерных сетей. Не удивляйтесь, если напротив этой строки стоит, к примеру, 8 часов. Подразумевается, что представители управляющей компании должны зайти в каждую квартиру и проверить состояние стояков, радиаторов, систем горячего и холодного водоснабжения. Задумайтесь, делают ли это в вашем доме и нужна ли вам такая услуга? Если же речь идет о том, что специалисты раз или два раза в год заглянут в подвал и проверят состояние инженерных систем, то вряд ли для этих целей им необходимо 8 часов. Вполне вероятно, что они справятся за час. А это означает, что и платить нужно из расчета за один час, а не за восемь. Еще один момент. Предположим, вы решили, что будете платить за уборку подъездов. Обязательно пропишите, сколько раз в месяц должна производиться влажная уборка, а сколько раз сухая. Все эти, на первый взгляд, мелочи имеют свое материальное выражение.

– А что делать, если управляющая организация не выполняет тех работ, которые были утверждены, или выполняет, но в заниженных объемах? К примеру, жильцы платят, чтобы влажную уборку делали два раза в месяц, а в реальности полы моют максимум раз в месяц?
– Я недаром говорил, что в тарифе необходимо подробно прописать каждую услугу и ее стоимость. Существуют специальные формулы, которые позволяют снизить оплату, если услуга не предоставлена или предоставлена не в полном объеме. К примеру, в тарифе заложена ежедневная уборка двора. Если дворник у вас не появился, вы должны позвонить диспетчеру в вашу управляющую организацию, оставить свою заявку, но при этом обязательно спросить фамилию диспетчера и номер, под которым зарегистрирован ваш звонок с жалобой. Если и после этого дворник не появился, жильцы вправе требовать перерасчета. Я советую предусмотреть в договоре порядок предоставления информации собственникам жилья из управляющей организации. Срок ответа на запрос не может по закону превышать пяти дней.

Во взаимоотношениях с управляющими организациями мелочей не бывает. Я убежден, что хотя бы раз в год, когда утверждаются тарифы, каждый собственник должен прийти на общее собрание и решить, за что он будет платить свои же деньги. Если возникают сомнения, если нужна консультация или появились какие-то вопросы, следует обращаться в администрацию города. Мы всегда готовы помочь. Главное – отучить людей подписывать, не глядя, документы, надеясь на авось.

– Павел Владимирович, нынешней осенью гражданам, у которых стоят счетчики на воду, стали поступать квитанции с перерасчетом. Речь идет о тех домах, где одни семьи платят по нормативам, а другие по счетчику. Там, где, по расчетам «Энергокомфорта», граждане фактически потребили воды больше, чем выставлено счетов, обладателям счетчиков пришли дополнительные квитанции на оплату. Граждан возмущает не сам факт перерасчета, а суммы, которые указаны в квитанциях.  Откуда такие цифры?

– Я знаю эту ситуацию, и сейчас мы пытаемся в ней разобраться. Существует версия, которая, пусть пока и не нашла документального подтверждения, но очень похожа на правду. Мы направили запрос в управляющие организации с просьбой дать нам ответ, какую сумму они заплатили ПКС в этом году за промывку систем теплоснабжения. Дело в том, что при промывке систем зачастую уходит огромное количество воды. Расходы на промывку, в том числе и плата за воду, заложены в тарифе за содержание и текущий ремонт общего имущества, который напрямую поступает в управляющие организации. Если выяснится, что управляющие организации не расплатились за использованную воду, то это на многое прольет свет.

– Если эта версия подтвердится, то получается, что на граждан пытаются взвалить долги управляющих организаций?
– Пока рано об этом говорить, так как сначала мы должны получить ответ на запрос. Но в любом случае граждане, которые не согласны с перерасчетом, могут потребовать подробную калькуляцию. Пока мы только учимся отстаивать свои права, но без этого опыта нам не удастся привести жилищно-коммунальную сферу к цивилизованным формам. К слову, граждане, получившие такие квитанции, имеют право обратиться с заявлением в прокуратуру или подать иск в суд.

Антонина КРАМСКИХ.

 

Комментарии

  • владимир28.04.2010 | 13:40Ссылка
    пенсионерке-у нас живут пенсионеры, которые "не мусорят в подъезде": одна из окна 2-го этажа объедки выбрасывает во двор, а вторые собаку с кошками на улицу вывести не могут, весь первый этаж загажен был (хорошо, что они переехали), а подъезд я сам дично подметаю, иногда мою. А от пенсионеров, которые у нас живут, этого фиг дождешься!!!