• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Реформа для проформы?

28 января 2009 годаДеньги

С 1 января 2009 года все школы республики перешли на новую систему оплаты труда. Разработанная в недрах карельского правительства реформа, как совсем недавно уверял министр образования Карелии Александр Селянин, должна была обернуться дополнительными материальными стимулами и поднять зарплату учителей, демонстрирующих высокие профессиональные качества, чуть не до 20 тысяч рублей. Как в реальной жизни новая система отразилась на зарплате педагогов карельской столицы? Ответ на этот вопрос Глава РК Сергей Катанандов искал 20 января на встрече с руководителями петрозаводских школ.

Получилось как всегда

В большом зале петрозаводской администрации свободных мест не было. Слишком уж важной оказалась тема встречи. Не секрет, что попытки внедрить новую систему оплаты труда, которую разработало карельское правительство, с самого начала вызывали ожесточенные споры, особенно в Петрозаводске, где к этой затее многие отнеслись с большой осторожностью. Возможно, именно по этой причине Сергей Кататанандов решил начать «опрос общественного мнения» именно с Петрозаводска. Уже с первых минут стало понятно, что разговор предстоит трудный.

Директор третьего по численности в республике Университетского лицея Надежда Пекарчик, которая с нововведением столкнулась только в январе, призналась, что «боится идти в школу». По ее расчетам, 60 процентов учителей, на которых лежит основная нагрузка, после внедрения новой системы реально теряют в зарплате.

Выигрывают молодые учителя, которые, действительно, должны почувствовать улучшение. По оценке Пекарчик, произошло перераспределение средств: отняли у одних и добавили другим. Ни о каком дополнительном стимулировании педагогов, показавших высокие результаты, даже речи не идет. Объявленное карельским правительством повышение фонда оплаты труда на 9 процентов в сочетании с новой системой оплаты труда привело к тому, что элементарно не хватает средств, чтобы сохранить прежнюю зарплату учителям со стажем.

Чувствовалось, что Сергей Катанандов поначалу отказывался даже верить подобным словам. «У меня никакого желания нет оказаться в дураках. Искать дополнительно 9 процентов денег для того, чтобы люди остались недовольны, ну, согласитесь, я совсем не сумасшедший же!» – оправдывался Глава РК.
Но петрозаводские учителя упорно не хотели верить в свалившееся на них счастье.
– Мы добавили 9 процентов, а школе стало хуже? – недоумевал Катанандов.
– Да, – дружно реагировал зал.
– Нужна ли была такая конкретная реформа?
– Нет, – упорствовали учителя.    

В плену иллюзий

Прежде, чем перейти к извечному для России вопросу «что делать?», Сергей Катанандов пытался выяснить: кто виноват? Попытки губернатора свалить происходящее на бывшего мэра Петрозаводска Виктора Маслякова, который якобы придерживался иной точки зрения на реформу и всячески ей сопротивлялся, были неубедительны и явно не находили отклика в зале.

В итоге губернатор усомнился в собственных словах: «У нас, может быть, еще случилась ситуация такая, что я, честно говоря, иллюзии испытываю. Может быть, и в районах ситуация не простая, просто там еще не все проснулись. Я не обольщаюсь этой реформой».

Но объяснять педагогам, где произошел сбой, губернатору не пришлось. Они сами давно поняли, почему реформа в Петрозаводске забуксовала буквально с первых шагов – проблема в финансировании. Петрозаводские школы перевели на новую оплату труда, но не дали денег, чтобы эта система работала.

В основе новой системы – принцип подушевого финансирования. На уровне республиканской власти изначально должны были определить, сколько стоит в год обучение каждого ученика и какие образовательные услуги входят в эту сумму. Директор школы, зная, сколько учеников у него обучается и какую сумму государство выделяет в год на ученика, может без труда сверстать свой бюджет.

Но весь фокус в том, что, переведя Петрозаводск на новую систему, республиканская власть не потрудилась просчитать необходимые затраты на одного ученика. Ничего иного, кроме провала, в такой ситуации просто и не могло произойти. Мало того, педагоги отметили, что при расчетах республиканская власть должна учесть распространенные в петрозаводских школах  коррекционные программы, которые значительно дороже, чем стандартные формы обучения.

Многие учителя говорили о том, что они не против идей, заложенных в реформе. Их категорически не устраивает то, как эту реформу пытаются воплотить в жизнь.

Последней каплей стало выступление депутата Петросовета Ирины Петеляевой, которая подтвердила, что по новой системе опытные педагоги, «золотой резерв» Петрозаводска, теряют 2 тысячи рублей в месяц. Аплодисменты зала вывели губернатора из себя. «Третий раз хлопаем. Чему? Что б я понял. Потому что даже я, опытный человек, начинаю не очень понимать, чего вы хотите?» – не смог сдержать раздражение первое лицо республики.
Естественно, симпатий зала подобный тон губернатору не добавил. В результате он публично признал, что готов отменить собственное распоряжение о введении в Петрозаводске новой системы оплаты труда. Для того, чтобы окончательно определиться с реформой в Петрозаводске, решено было создать специальную комиссию, куда войдут не только чиновники, но и директора школ и учителя.

Тайны подушевого финансирования

Что же в действительности произошло в Петрозаводске? Мы попытались реконструировать произошедшее на основе известных нам фактов и случайных ремарок, которые на многое открывают глаза.
С 1 сентября 2008 года 11 петрозаводских школ приняли участие в эксперименте и ввели разработанную карельским правительством новую систему оплаты труда. Для учителей этих школ, говорят, по согласованию с министерством образования, был установлен оклад в сумме 6500 рублей.

Предполагалось, что с 1 января 2009 года фонд оплаты труда образовательных учреждений увеличится на 28 процентов. Однако в конце года стало ясно, что фонд оплаты труда республиканская власть в состоянии повысить только на 9 процентов. Это в корне ломало все планы. К тому же в министерстве образования, несмотря на обращения директоров школ, так и не определились, сколько же должен стоить ученик в Петрозаводске.
Сергей Катанандов был вынужден признать, что ученик в Петрозаводске «нисколько не стоит». Губернатор намекнул, что Минфин не в восторге от перспективы перевода петрозаводских школ на подушевое финансирование.

Собственно говоря, вот он, ответ – в экономии бюджетных средств.  Чтобы ввести новую систему оплаты труда в Петрозаводске с необходимым финансовым наполнением, у республики элементарно не хватает средств. Это косвенно подтверждается тем, что в конце года петрозаводская администрация вынуждена была установить для городских учителей оклад в 5070 рублей, то есть меньше, чем предполагалось ранее. Конечно, при этом учителям школ, где эксперимент был начат в сентябре, гарантировали, что они не потеряют в зарплате. В итоге в непростой ситуации оказались и директора школ, и чиновники, гадающие, где взять деньги на зарплату педагогов.
Но ведь, согласитесь, был другой выход. И учителя о нем говорили на встрече с губернатором. Если все так плохо и денег на реализацию реформы не хватает, зачем было огород городить? Ведь можно было просто поднять зарплату учителей на 9 процентов, а с реформой подождать до лучших в экономическом смысле времен.
Педагоги утверждали, что такой вариант их вполне устроил бы. Но нет. В разгар кризиса карельское правительство отчаянно нырнуло в волны глобального бюджетного реформирования, которое задевает самую болезненную статью расходов – зарплату.

Такое решение дальновидным назвать можно только от отчаяния. Сергей Катанандов ссылался на Тюмень и Татарстан, где новая система себя хорошо зарекомендовала. Но сравнивать возможности Карелии с такими богатыми регионами просто наивно. Там-то, может быть, система себя прекрасно зарекомендовала. Кто бы спорил. Но дотационная Карелия – это совсем другая история.

Существует мнение, что Сергей Катанандов так торопился с реформой для того, чтобы получить одобрение из Москвы. Известно, что переход на новую систему оплаты труда инициировали из федерального центра. Но при этом каждый регион должен был соизмерять свои силы со своими возможностями. А в условиях экономического кризиса просчитывать последствия нужно было особенно тщательно. Ведь вместо похвалы можно нажить серьезные неприятности, если нововведения бьют по карману бюджетников.  

Антонина КЯБЕЛЕВА.

 

Комментарии