• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

Денег много не бывает

16 октября 2009 годаДеньги

«Энергокомфорт» вновь «откорректировал» петрозаводчан в свою пользу.

Кризис заставил многие, даже солидные компании идти на хитрости, дабы улучшить свое материальное положение за счет клиентов. К примеру, Балтийский банк стал брать плату за просмотр на экране банкомата остатков денег на счете клиента, «Мегафон» втихаря ввел плату за оповещение о пропущенных звонках, ОАО «Северо-Западный телеком» настойчиво рассылает квитанции, где за телефон и Интернет предлагается платить вперед. Но ООО «Энергокомфорт» (дочерняя компания ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» – ПКС), собирающее с граждан плату за холодную воду, переплюнуло всех.

В октябре десятки тысяч петрозаводчан, которые платят за холодную воду по утвержденному нормативу, получили квитки от «Энергокомфорта», где помимо обычных ежемесячных платежей числился некий перерасчет за третий квартал 2009 года. Сумма варьировалась от нескольких десятков до 2 тысяч рублей. Надо ли говорить, какой шок испытали многие петрозаводчане? Несколько дней Комплексный расчетный центр находился в осаде. Говорят, что у одного из посетителей даже не выдержало сердце и пришлось вызывать «скорую»…

Нынешняя атака на горожан со стороны «Энергокомфорта» уже не первая. Прошлой осенью квитанции с перерасчетом за воду стали получать те, кто имел в квартирах индивидуальные приборы учета. Тогда за граждан вступилась прокуратура, которая выиграла суд у ООО «Энергокомфорт», найдя в действиях компании немало нарушений. Правда, отменить удалось только те начисления, которые были произведены с формальными нарушениями: где-то не были соблюдены сроки, где-то – еще что-то. Но сама по себе идея «корректировок», утверждают в «Энергокомфорте», является законной, и гражданам, проживающим в квартирах с индивидуальными приборами учета, сейчас продолжают регулярно пересчитывать плату.

Теоретически, сама идея перерасчета, подкрепленная постановлением Правительства РФ №301 от 23 мая 2006 года, базируется на том, что в домах может возникать разница между начислениями и объемами реально потребленной воды. В тех случаях, когда объемы реального потребления выше, чем положено по тарифу, компания вправе сделать перерасчет, но с соблюдением правил.

Интересно, что прошлой осенью «Энергокомфорт» даже не заикался о том, что корректировке будут подвергнуты квартиры, которые платят по нормативу. Перерасчет тогда объясняли тем, что граждане, оплачивающие воду по счетчику, должны платить еще и за дополнительные объемы воды, которые идут на общедомовые нужды – опрессовку, промывку, уборку подъездов и тому подобное. С этим еще как-то можно было согласиться, хотя  никто так и не смог внятно объяснить, почему «корректировка» порой в разы превышает показания счетчика –  на промывку и опрессовку столько воды не требуется. Но в этом году прежняя логика забыта. Под «корректировку» угодили и те граждане, которые живут без счетчиков, оплачивая, казалось бы, услуги коммунальщиков сполна. Причем «Энергокомфорт» объясняет теперь  перерасход воды «нелегалами», то есть гражданами, которые не зарегистрированы в квартире, но реально проживают, а значит, тратят воду.    

Любой гражданин, у которого в доме стоит индивидуальный счетчик, подобные глупости может с легкостью опровергнуть. Поясню это на личном примере. Если много и вкусно готовить, медленно и печально мыть посуду, мыться самому как минимум два раза в день, исправно и регулярно стирать, то семья из двух человек способна истратить 4-5 кубов воды в месяц. Это примерно 50 рублей, то есть почти в три раза меньше норматива. Объяснить огромные суммы перерасчета в условиях довольно щедрых нормативов незарегистрированными гражданами можно, если допустить, что каждая карельская семья приютила одну китайскую. Кстати, во многих домах, где создано ТСЖ и люди платят по показаниям индивидуальных счетчиков, никаких расхождений с общедомовым прибором учета воды нет.  

В «Энергокомфорте» сообщили, что в октябре перерасчет сделан примерно по 15 тысячам лицевых счетов из 90-100 тысяч существующих. При этом если ежеквартально сумма начислений по городу составляет порядка 100 миллионов рублей, то нынешняя корректировка 15 процентов квартир дала дополнительно ПКС 3 миллиона 150 тысяч рублей. Другими словами, у пока незначительной части горожан пытаются изъять одним махом больше 3 миллионов рублей!
Под перерасчет попали дома, выбравшие в качестве управляющих организаций ООО «Стандарт», ООО «Жилфонд-Служба» и ООО «Гарантия плюс». Здесь есть один нюанс: чтобы иметь возможность доначислять гражданам дополнительные кубы и рубли, управляющая организация должна добровольно передать эту функцию ПКС. Пока на это решились лишь три управляющие организации. Можно только представить, о каких корректировках пойдет речь, если бразды правления полностью уйдут в ПКС.

Следует отметить, что учет воды – дело довольно сложное. Чтобы все было по-честному, нужно соблюсти множество условий. Общедомовой счетчик должен быть исправен и вовремя поверен, следует вести журнал учета, где бы фиксировались показания. При снятии показаний обязаны присутствовать не только представители ПКС или «Энергокомфорта», но и управляющей компании, а еще лучше представители собственников. При этом в доме не должно быть утечек воды, связанных с неисправностью инженерных сетей. Другими словами, жители не должны платить за текущий подвал, так как это зона ответственности управляющей компании. Как все происходит на самом деле – можно только догадываться. В квитанциях с перерасчетом, которые получили люди, мы не обнаружили никаких показаний общедомовых счетчиков и сопутствующих расчетов. По сути, гражданам предложено верить «Энергокомфорту» на слово.

Интересно, что несколько лет назад ОАО «ПКС» пыталось взыскать свои издержки у управляющих компаний. Но суды тогда отклонили иски, приняв логику юристов управляющих компаний, доказавших, что текущие трубы – это чужая собственность. Вот уже второй год подряд деньги пытаются собрать с простых граждан. И судя по тому, что в этом году «руку подняли» на десятки тысяч горожан, ПКС чувствует свою силу.

Реакция власти на резко выросшие аппетиты монополиста пока умеренно-негативная. Мэр Петрозаводска Николай Левин сказал, что крайне обеспокоен ситуацией, и поручил отделу по защите прав потребителей в ней внимательно разобраться. Министр строительства РК Валерий Момотов рекомендовал «Энергокомфорту» приостановить предъявление счетов населению за сверхнормативное потребление воды до полного выяснения ситуации. В городской прокуратуре начали проверку законности предъявленных перерасчетов. А в самом «Энергокомфорте» твердо стоят на прежних позициях, утверждая, что корректировка счетов сделана в полном соответствии с действующим законодательством.

Правда, на вопрос, зачем нужно было «пихать» суммы корректировок в один счет с ежемесячной оплатой, в «Энергокомфорте» внятно так и не ответили, ограничившись традиционным «рекомендуем заплатить все вместе». Непонятным остается и другое: если в каком-то доме вдруг обнаружится, что реальный расход воды ниже, чем заплачено по нормативу, будет ли делаться перерасчет в сторону уменьшения?

И последнее. В России можно по пальцам пересчитать города, где решились на подобные действия. В петрозаводском «Энергокомфорте» полагают, что коллеги из других регионов «просто опасаются». Остается только позавидовать бесстрашию карельского монополиста, который не боится собственных запросов и обеспечивает их рост столь решительными действиями против населения. Стоит ли удивляться, что об уровне зарплат топ-менеджеров Петрозаводских коммунальных систем в городе слагаются легенды, а служебный автомобиль, на котором рассекает пространство руководитель ПКС, вызывает зависть даже у состоятельных бизнесменов.

Наталья АЛЕНИЧЕВА.

Для граждан, не согласных с выставленными счетами, сообщаем, что вы имеете полное право оплатить только обычный ежемесячный платеж, оформив отдельную квитанцию в банке или «Энергокомфорте».

 

Комментарии

Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3