• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Ваша карта бита

08 апреля 2010 годаДеньги

Чем опасны «пластиковые деньги».

Пластиковые карты упростили жизнь – по сравнению с ними уже и кошелек кажется ненужным чемоданом прошлого. Сегодня мы можем взять только паспорт и кусочек пластика весом в пару граммов и отправиться на другой конец света. Но карты, удобные во всех отношениях, тем не менее, могут преподнести немало сюрпризов. Сложнее всего, если “пластик” подвел вас за границей. И многие до сих пор боятся карт, опасаясь остаться без копейки в чужой стране. Как быть, что делать, к чему готовиться, используя карты? Мы расскажем пару поучительных историй и дадим несколько советов.

 

«Верю, встретишь с любовью меня…»

Не слишком приятная денежная история приключилась со мной на Кубе. Где, кстати, вопреки уверениям, в банкоматах не принимался Mastercard, а только Visa. Вот вам и первый совет – постарайтесь точно узнать, карты какого типа принимают в нужной вам стране, а лучше заведите две разных. Мне же в Гаване пришлось снимать деньги через банк. Но при запросе суммы в 500 долларов пришел отказ в операции. Предположив, что есть какой-то лимит на снятие, о котором я не знаю, я попробовала получить 300 баксов, что мне успешно удалось. Однако позже “мобильный банк” проинформировал – с карточки списано и 500, и 300.

Необходимо было связаться со Сбербанком. Вот здесь-то и подстерегали меня “приятные сюрпризы”. Два телефона банка, один из которых торжественно светится на главной странице его сайта, молчали так, что Герасим на их фоне – просто Петросян. Пять моих звонков в Службу помощи Сбербанка закончились сообщениями: “Извините, в данный момент мы не можем ответить на ваш звонок, попробуйте перезвонить позднее” или “Время ожидания более 10 минут”.

Пришлось звонить по имеющимся телефонам блокировки карт и просить их подсказать мне какой-нибудь еще номер. Со второго раза мне назвали петербургский телефон. Здесь четыре попытки добиться ответа оператора оканчивались все тем же результатом: я оплачивала автоответчик, сообщавший, что мой звонок очень важен для них, но сейчас связаться с оператором не получится. С пятой попытки чудо человеческого общения все-таки произошло. Я изложила свою историю, подчеркнув, что нахожусь на Кубе (что подразумевает, что деньги за звонок плачу немаленькие). И если вы думаете, что я получила ответ на вопрос “Как быть, что делать?”, то глубоко ошибаетесь. “Подождите, я свяжу вас со специалистом в Москве”, – промолвила оператор, и в трубке вновь заиграла музыка. Латиноамериканская, что звучало как издевательство. И не настолько хорошая, чтобы платить за нее по 130 рублей за минуту.

Очередному оператору мне пришлось по новой изложить проблему от начала и до конца. Далее – внимание! – любезная сотрудница банка вновь переключила меня на очередного оператора из другого отдела. Вновь музыкальная пауза, вновь пересказ ситуации уже третьему человеку. Потом, кажется, меня переключили еще на одного оператора. Так или иначе, результатом звонка стал совет… перезвонить еще раз – по другому телефону Службы помощи Сбербанка. Для справки – этот звонок длился 16 минут. 16 минут понадобилось операторам, чтобы послушать меня несколько раз и послать в дальнейшее плавание. Что удивительно – телефон Службы помощи Сбербанка мне до этого не посоветовал ни один из операторов.

Кубинские друзья смеялись, что я проговорю сейчас все, что пытаюсь вернуть. В тринадцатый раз я позвонила в банк. История повторилась – музыка, ожидание, стократное прослушивание дежурной фразы “Пожалуйста, оставайтесь на линии! Мы обязательно обслужим ваш звонок!”. Неплохо бы записать ее в более эротичной тональности – чтобы клиент сразу понимал, что его имеют.

Последние переговоры длились 13 минут. В конце концов оператор сообщила, что злосчастные 500 баксов сейчас заблокированы и в течение 30 дней вернутся либо ко мне на счет, либо в гаванский банк. И в таком случае Сбербанк будет опротестовывать операцию. Мне же по приезде в Россию надлежит написать заявление и отправить факсом в Москву. “Надо ли мне сходить в банк, взять какую-либо бумагу о том, что я не получала этих денег?” – поинтересовалась я. “Вряд ли вам ее дадут, – ответила оператор. – Можете попробовать”.

Как выяснилось позже, все переговоры обошлись мне в 3350 рублей. Впрочем, в историю общения со Сбербанком стоит добавить еще один эпизод. Гавану в тот день мы покинули и вернулись через две недели. Отчего-то настойчиво казалось, что в России решать проблему возвращения денег будет весьма непросто. В кубинском банке подсказали отправиться в центр обслуживания Mastercard, где англоговорящий специалист готов был звонить в мой банк и объяснять, что деньги не прошли.

Звонок в пятницу не дал никаких результатов – дозвониться в Службу помощи мы так и не смогли. В понедельник с утра уже из кубинского офиса я снова стала штурмовать телефоны родного банка. Забегая вперед, скажу, что разговор с банком длился час. Ровно час прошел с того момента, как я подняла трубку и набрала номер, до того, как трубка вернулась в гнездо. За этот час история повторилась один в один – меня несколько раз переключали на нового оператора, я вновь рассказывала историю, подчеркивая, что нахожусь в кубинском банке, чей специалист готов обсудить тонкости банковских взаимоотношений и найти решение проблемы прямо сейчас.

Примерно на третьем операторе мое терпение лопнуло: “Послушайте. Почему я в восьмой раз пересказываю вам свою историю? Я уже истратила больше 100 долларов на мобильном на переговоры с вашим банком. Прямо сейчас, пожалуйста, дайте мне англоговорящего сотрудника”, – начала злиться я. Поиски такого сотрудника заняли еще несколько минут под давно знакомую музыку в телефонной трубке.

Новый специалист по-английски говорила, но сообщила, что для начала вновь поговорит со мной. Я снова – удивляясь собственному терпению – пересказала ситуацию. Эврика! Специалист Юлия сказала, что, если я сообщу название банка, адрес и факс, они сегодня-завтра направят туда запрос! “Послушайте, Юлия. А почему, когда я звонила 6 марта, две недели назад, специалистам банка не пришло в голову тогда направить запрос по факсу?” – тон, которым я произнесла фразу, в просторечье определяется глаголом “наехать”. “Ну, вам предложили отправить факс?” – предположила Юлия. “Да, по возвращении в Россию, и без координат банка. И позвольте, почему вы говорите “сегодня-завтра”? Почему не направить запрос сейчас?” – настаивала я. “Ну, это будет делать другой специалист, не я, смотря, как успеет”, – ответила Юлия. Напоследок я поинтересовалась, смогу ли получить запись разговоров с операторами как клиент банка. Юлия ответила, что нет, только по требованию правоохранительных органов, если я буду предъявлять претензии по истраченным на телефон деньгам.

Надо отдать должное кубинской сотруднице – пока я час висела на служебном телефоне, разговаривая с Россией, она была предельно корректна, ни на секунду не продемонстрировав каких-либо эмоций. И только когда во время очередной музыкальной паузы я грустно сообщила ей, что в прошлый раз истратила на звонки кучу денег с мобильного и по возвращении домой сменю банк, она громко воскликнула: “Yes!!! This service is very bad!!!”. И без проблем выдала мне необходимую бумагу об операциях с моей картой на Кубе.

А вечером произошло закономерное чудо. После беседы на несколько повышенных тонах и просьбы предоставить запись переговоров (почему-то я склонна думать, что это сыграло в истории не последнюю роль) деньги вернулись ко мне на счет. До сих пор не понимаю, стоили ли эти 500 баксов таких трудозатрат. Посоветовать же хочу следующее: если и вляпаетесь в подобную проблему, не звоните с мобильного, идите на местный телеграф.

Берегите ПИН

Какие еще проблемы могут подстерегать владельца? Совет старый, как пластиковая карта – не стоит хранить ПИН вместе с картой и пользоваться сомнительными банкоматами. Банкомат может быть оснащен фальшивой клавиатурой и скиммером для копирования информации с магнитной ленты карты. На нем или рядом может находиться видеокамера, способная “подсмотреть” ваш ПИН. Поэтому если банкомат вызывает у вас подозрение, не пользуйтесь им.

В Перу и Боливии я предпочитала банкоматы в банках уличным, что уменьшает риски. Впрочем, в аэропорту или магазине они также могут быть опасны. Не стесняйтесь прикрывать клавиатуру рукой, когда вводите ПИН. Чемпионами по мошенничествам с картами являются сейчас страны ЮВА. Довольно экстремальна в карточном отношении и Бразилия. Впрочем, и в Украине, и в родной стране шанс нарваться на мошенников есть. Поэтому не стоит доверять случайному прохожему, пытающемуся помочь вам у банкомата.

Банкомат может вашу карту “съесть”. В таком случае лучше сразу же ее заблокировать. Затем найдите на банкомате телефон банка, который отвечает за его сервисную поддержку, и позвоните туда, желательно не отходя от банкомата. Через несколько дней карту вам вернут (по заявлению и с паспортом). Деньги, которые вы хотели бы снять с карты, можно получить в отделении банка, но для этого нужно знать ее номер и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Банкомат может не выдать деньги или выдать меньше, чем вы просили. Это большая редкость, но, тем не менее, случается. Сохраните чек, купюры, перепишите их номера и номинал. Постарайтесь найти свидетелей. Звоните в банк и пишите два заявления, одно из которых останется вам. Далее банк будет проводить расследование, что займет от 15 до 90 дней. Банкомат может “втянуть” деньги обратно – если вы не забрали их в течение  30-60 секунд. Действовать нужно так же, как и в случае “недовыдачи” денег.

За границей банкомат может потребовать ввести шестизначный ПИН-код. Тогда просто добавьте к своему коду два нуля. Установите “Мобильный банк”. Тогда вы сразу же будете узнавать о всех операциях с вашей картой и сможете предупредить банк. Можно иметь несколько карт, переводя деньги небольшими суммами через Интернет-банк с основной карты на ту, которая будет использоваться  в банкоматах и при оплате. Если ее и подделают, то завладеть всеми вашими сбережениями не смогут. Кстати, по возвращении из-за границы стоит поменять ПИН в надежном банкомате в помещении родного банка.

Александра ДОМИНА.

 

Комментарии

  • Андрей03.10.2010 | 17:18Ссылка
    Мне около сорока лет, а у меня ещё нет даже загранпаспорта. Так что ни в Финку, ни в турцию, ни тем более на кубу я не собираюсь. Как то денег всё нет на всё это дело.
  • ааа написат сложна15.04.2010 | 12:31Ссылка
    Какой снимай дурачко карман нихватит эээ куба шмуба полезный статья денги пластик харашо!!! на знат камэ верит а каме нед
  • Читатель12.04.2010 | 20:21Ссылка
    Уж если есть у тебя кредитная карта, получил зарплату - поскорее все сними. И будут денежки в безопасности под матрасом. И банки не будут эти деньги крутить (а на счетах одновременно скапливаются неплохие средства, что приносит прибыль именно банку, а не зарплатнику).
  • Читатель12.04.2010 | 20:16Ссылка
    Господи, да у нас 40 процентов населения живет за чертой бедности. Еще 40 - сводят концы с концами. Уж какие тут лишние деньги на карте, да еще в долларах. У нас проблема - кошелек бы на рынке или в магазине не вытащили. У кого похлебка жидковата, у кого жемчуг мелковат.
  • Читателю12.04.2010 | 18:19Ссылка
    А вы, жители Карелии, можете с этой проблемой столкнуться и в Финляндии, и в Турции. И в Москве. Тут не в Кубе дело.
  • Читатель12.04.2010 | 18:14Ссылка
    Да, нам, жителям Карелии, очень, очень интересно, как проходят платежи на Кубе. Главное - очень актуально. Чуть не каждый день сталкиваемся.
  • Бумка12.04.2010 | 14:10Ссылка
    Сбербанк - отстой-отстой-отстой!!! Самый ублюдочный сервис в России. Я получал зарплату в Балтийском, а теперь вынужден перейти в Сбербанк. Пипец моему e-банкингу!
  • Вмеру Запойный12.04.2010 | 08:25Ссылка
    Вот, думаю, что после такой статьи упомянутый банк (если он вменяемый) должен взять автора на работу каким-нибудь директором по борьбе с форс-мажорами или по поддержке путешествующих клиентов... но, ммда, есть что-то символичное в символе Сбера "позеленевшая округлось (видимо зарытая монета) из которой, как можно заметить, что-то нехотя прорастает... похоже причем на ёлку (палку)))), как-то асс..., ассс, ацццуко, асссоциативный ряд упивается что-то типа "поля дураков"
  • giros@onego.ru09.04.2010 | 20:47Ссылка
    С моей карты в двух магазинах Петрозаводска платежи проходили без ПИН-кода
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3