• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Непрофессионализм по бешеной цене

27 октября 2011 годаДеньги

Карельское правительство пытается избавиться от «скандальных» АН-28?

Проект карельского правительства по развитию местного авиасообщения с самого начала пошел как-то криво. Купленные за бюджетные миллионы два самолета АН-28 столько раз привлекали к себе внимание общественности, что решение карельского правительства избавиться от летательных объектов уже не оставляет чиновникам шанса сделать хорошую мину при плохой игре. Похоже, двадцатилетние самолеты, приобретенные за 30 миллионов рублей, могут стать памятником либо бюрократической глупости, либо наглядным пособием грубо проведенной коррупционной схемы. Судя по тому, как разворачивалась история с приобретением АН-28 и куда она довела, можно предположить как минимум две версии, объясняющие операцию по покупке с трудом летающих аппаратов. С равной долей вероятности можно говорить как о глухом непрофессионализме при принятии управленческих решений, так и о заранее продуманной афере по изъятию бюджетных миллионов, так сказать, в интересах ограниченного круга лиц.

Все началось в начале 2011 года, когда в карельском правительстве открыто и публично обозначили желание обзавестись двумя самолетами АН-28. Необходимость срочно сделать недешевую покупку тогда объясняли тем, что эти самолеты можно будет использовать по двойному назначению: для тушения лесных пожаров и на внутренних авиарейсах между Петрозаводском, Пудожем, Костомукшей и Калевалой. У специалистов подобные высказывания вызвали бурную реакцию. Работники Северо-Западной авиабазы охраны лесов даже обратились с официальным письмом, в котором пытались предостеречь чиновников от безумного шага. Мало того, предупреждали специалисты, что для тушения пожаров АН-28 применяться в принципе не могут, так эти самолеты еще и находятся в плачевном состоянии, которое делает возможным разве что их полеты во сне, но не наяву. Чиновникам с самого начала объясняли, что придется истратить еще немало миллионов, чтобы поднять старье в воздух. Но в правительстве пошли напролом и вопреки мнению экспертов купили за 30 миллионов рублей два летательных объекта.

Сделкой заинтересовались правоохранительные органы. Выяснилось, что у карельских полицейских существует немало претензий к тому, как приобретались самолеты. Позицию МВД РК поддержало карельское УФАС России. Главным образом смущало то, что АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», тратя бюджетные миллионы, не потрудилось провести торги. Теоретически автономным предприятиям разрешено не обременять себя проведением торгов, когда они делают покупки для собственных нужд. Но фактически самолеты приобретались не для самого АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», где для осуществления полетов нет ни соответствующих лицензий, ни специалистов, а для совершенно другого предприятия – ГУ РК «Северо-Западная авиабаза». Так родилась версия о том, что провести покупку через автономное учреждение чиновников заставило острое желание обойти процедуру торгов. Визуальный осмотр сотрудниками полиции прибывших в Петрозаводск самолетов лишь утвердил их в верности рабочей версии. Даже беглый осмотр позволял сделать вывод о том, что самолеты прибыли в крайне неудовлетворительном состоянии.

Дальше – больше. Заместитель министра внутренних дел Карелии Андрей Потапов сообщил, что, согласно заключению независимой экспертизы, рыночная стоимость приобретенных самолетов составляет около 15 миллионов рублей, то есть в два раза ниже, чем заплатил карельский бюджет. Над министерством экономического развития Карелии стали сгущаться тучи. Все лето делались отчаянные попытки запустить самолеты в воздух, чтобы как-то оправдать дорогостоящее приобретение. И, действительно, самолеты одно время летали в Санкт-Петербург и на Соловки. Правда, недолго.

В октябре стало известно об очередном «зигзаге» в судьбе воздушного сэконд-хэнда. Фонд госимущества Карелии объявил аукцион на право заключения договоров аренды двух подержанных лайнеров. Любопытно, что начальный размер годовой аренды на один из самолетов АН-28 был установлен в сумме 2 миллиона 515 тысяч рублей, а на другой – всего 216 тысяч рублей. После того, как в СМИ была растиражирована информация об условиях аукциона, туда были внесены коррективы. Согласно последнему варианту, каждый из самолетов предполагается сдать за 2 миллиона 915 тысяч рублей в год.

Что же происходит в умах карельских чиновников и почему они то покупают за деньги налогоплательщиков старые самолеты, то вдруг судорожно пытаются сдать их в аренду? Через пресс-службу министерства экономического развития РК нам удалось получить небольшой комментарий. Позиция руководителя карельского Минэкономразвития Валентина Лунцевича состоит в том, что самолеты оказались слишком дороги в обслуживании и теперь их решили сдать в аренду. Так и хочется спросить: а сразу нельзя было подсчитать, в какую копеечку выльется обслуживание старья? При этом, рассказали в пресс-службе министерства, Лунцевич настаивает на том, что по условиям аренды эти самолеты обязательно должны совершать рейсы в Костомукшу и Пудож. Заметим, о полетах в Калевалу уже никто не заикается. Хотя, откровенно говоря, перспектива регулярного сообщения с Костомукшей и Пудожем тоже выглядит весьма проблематично.

А теперь прикинем, насколько эффективно в карельском правительстве в непростой период финансового кризиса тратятся наши с вами миллионы рублей. Даже если найдется компания, которая за предложенную сумму возьмет самолеты в аренду и организует полеты в Пудож и Костомукшу, то потребуется как минимум 5 лет, чтобы просто «отбить» потраченные деньги. Зачем тогда было вообще огород городить? Для того чтобы помочь ООО «Авиакомпания «Регион-Авиа» избавиться от неликвидного товара? Или были другие возвышенные цели?  
Торги назначены на 30 ноября. Так что очередная серия приключений двух АН-28 нас ждет впереди. Но, откровенно говоря, становится не по себе при мысли, что и другие решения, связанные с расходованием бюджетных средств, принимаются в Карелии на таком же профессиональном уровне.

Антонина Кябелева,
«МК» в Карелии».

 

 

Комментарии

  • Мишаня28.11.2011 | 17:10Ссылка
    Давно пОра отправИть всех в С.Л.О.Н ТАМ БЫ В ТО ВРЕМЯ ПОУМНЕЛИ или вернуть1937год уже бы расстеляли
  • DeMBel07.11.2011 | 19:06Ссылка
    Может всю команду "эффективных" менеджеров отправить за такой "распил" государственных средств в места выполнения "индивидуальных" планов...
  • ехидный30.10.2011 | 11:43Ссылка
    Это результат работы команды "эффективных" менеджеров, найденных "доктором экономических наук" то в поезде, то в самолете...
  • Зритель28.10.2011 | 09:43Ссылка
    Всё как в театре абсурда, самые лучшие "умы"-это в правительстве. Удивляет полная беззубость надзорных органов (может они в доле), есть нарушение закона, есть нарушители (преступники), но нет никакого наказания...собака лает-караван идет, не страна а черт знает что!!!!
  • Вредный27.10.2011 | 16:07Ссылка
    "Это или коррупция или супер глупость",так приблизительно кто-то говорил про такие закупки-продажи...