• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Вызывай, подорожало!

12 января 2012 годаДеньги
Новым законом недовольны ни таксисты, ни пассажиры.

Большинство из нас достаточно часто пользуется услугами такси. Причин тому много: спешка, плохая погода, удобство или просто лень добираться до ближайшей остановки по чавкающей слякоти. А еще есть вечерние или ночные смены, после окончания которых общественный транспорт уже не ходит. И есть в Петрозаводске целые районы, куда позже 21-22 часов никакие маршрутки не идут. Благодаря довольно развитой в последние годы сети диспетчерских служб такси мы были уверены, что доберемся до пункта назначения за вполне приемлемую плату. Но...

За боем новогодних курантов и праздничной суетой практически незамеченным осталось очередное государственное нововведение, которое заденет массу людей. С первой минуты наступившего года вступили в силу штрафные санкции за нелицензированные пассажирские перевозки. Сами изменения в 69-й Федеральный Закон, определяющий порядок лицензирования такси, действуют уже с 1 сентября 2011 года. Они активно продвигались в Государственную Думу России под лозунгом обеспечения безопасности пассажиров, упорядочения этой сферы экономической деятельности и прочих благих намерений.

Не знаю, как вас, а меня всегда пугает, если государство начинает проявлять заботу о моей безопасности: я сразу хватаюсь за карман и пересчитываю деньги в кошельке. Горький опыт говорит, что за все благоглупости законодателей приходится платить нам. Они уже осчастливили народ реформой ЖКХ (которая должна была привести к уменьшению тарифов, если кто еще помнит), «цивилизованной» платной рыбалкой и огромным списком других «забот». Так что же нам принесет лицензирование деятельности такси? Попробуем разобраться.

Чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа в Карелии, таксист сначала должен зарегистрироваться в налоговой как индивидуальный предприниматель. Затем необходимо привести автомобиль в соответствие с требованиями закона: нанести на его борта цветографическую схему из контрастных шашек в шахматном порядке и установить световой фонарь оранжевого цвета. (В разных субъектах Российской Федерации требования могут немного отличаться: власти некоторых требуют, к примеру, обязательной окраски машины в желтый цвет). Далее – страховка, заключение договоров с организациями либо лицами, имеющими лицензию на проведение предрейсового медицинского осмотра и предрейсового технического осмотра. В салоне автомобиля должна быть вся информация о водителе, ИП или предприятии с контактными данными и такой забытый всеми прибор, как таксометр (к нему мы еще вернемся). Также водитель должен выдавать пассажиру кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Техосмотр машины такси должны проходить раз в полгода.
При соблюдении этих условий Министерство экономического развития РК выдает разрешение на право осуществления пассажирских перевозок. Разрешение выдается на конкретную машину сроком на 5 лет и действует только на территории Карелии.

Вроде все не так уж и сложно. Только не нужно забывать, что все вышеперечисленные действия – платные и требуют как разовых, так и ежедневных финансовых затрат со стороны таксистов. Как вы думаете, кто их в конечном итоге будет возмещать? Конечно же, мы, пассажиры! Вопрос лишь в том, насколько вырастет стоимость поездки.

В сфере услуг всегда задействованы как минимум две стороны, в данном случае пассажиры и водители такси. Так вот при общении со многими таксистами мне попался только один, который абсолютно доволен 69-м законом и сложившейся ситуацией: «Мне нормально будет. Конкуренция уменьшится наполовину, отвалятся все, для кого это не основная работа. Вы ездили за 100 рублей, теперь будете за 200. А куда вы денетесь?»

Все остальные были не столь оптимистичны и говорили о том, что закон «сырой», с массой дыр и неясностей. Например, Игорь, стаж работы в такси 6 лет: «У нас страна пока едина! Кто дал право ограничивать меня работой только в своем регионе? А если у меня заказ в Санкт-Петербург или Москву? Я что, при подъезде к границе Карелии должен снимать фонарь, отдирать с бортов «шашки» и всем проверяющим доказывать, что вы не клиент, а брат-сват и везу вас бесплатно? Штрафы-то планируются нехилые».

Владимир Андреевич, пенсионер: «Для меня это была небольшая, но стабильная подработка. Выходил на линию на пару часов, когда мог. Целый день-то крутить баранку тяжело, а в час пик выручал свою контору и 200-250 рублей к пенсии добавлял. А сейчас только медосмотр и техосмотр перед выходом в 100 рублей мне обойдутся. Так что только пенсия останется».

Сергей, таксист с 22-летним стажем: «Закон дырявый, глупый и затратный для всех. Зачем все так усложнять и изобретать велосипед?  Раньше ведь была отлаженная система лицензирования пассажирских перевозок. Контролем и проверками занималась транспортная инспекция, которая существует до сих пор. Дело ГИБДД, на которую сейчас возлагают контроль над нами, – обеспечение безопасности на дорогах, соблюдения правил дорожного движения, а не проверки всех разрешительных бумажек у таксистов».

Кстати, вернемся к обязательному теперь таксометру. Сейчас при вызове машины диспетчер сразу называет нам стоимость поездки. И это очень удобно: вы заранее прикидываете свои финансы и избегаете неприятных ситуаций с завышением цены водителем или (тьфу-тьфу) нехваткой денег при расчете.  А вот заранее узнать, сколько «натикает» таксометр, практически невозможно. Вдруг вы в пробке долго простоите?
Директор одной из петрозаводских служб такси Александр немного успокоил на этот счет: «Они у нас будут стоять просто «для галочки», потому что закон требует. Стоимость поездки как была фиксированной в зависимости от района, так и будет. Да и во всех небольших городах без таксометров будут обходиться».

Александр прояснил еще несколько моментов. По его мнению, количество машин такси сократится, поскольку около половины водителей-автовладельцев просто подрабатывают в свободное от основной работы время и не станут заморачиваться получением лицензии. По этой же причине на линии останутся в основном бюджетные автомобили – владельцы хороших авто стоимостью 700-800 тысяч рублей тоже уйдут из этой сферы.

«Отразится этот закон и на водителях, и на клиентах,– подвел итог Александр. – Никакая это не забота о потребителях, а просто урывание денег в бюджет. Пассажиры будут переплачивать, а безопасности не добавится. В первоначальных вариантах закона хотели ограничить машины по году выпуска, чтобы совсем старье разбитое не ездило, сейчас это исчезло. Разрешение выдается на 5 лет на конкретную машину – так ни одна машина в режиме такси столько не протянет. Если пробег 300 километров в день, 100 с лишним тысяч в год, так через два-три года это выжатый автомобиль. И предрейсовый техосмотр, как ни старайся, станет формальным».
Правда, мой собеседник развеял опасения, что цены на услуги такси повысятся в полтора-два раза: «Сейчас было обычное праздничное повышение цен. В нашей службе такси они уже вернулись к предновогоднему уровню. Если и будет рост, то процентов на 10-15. Те же мини-такси не станут сильно повышать стоимость, иначе все клиенты уйдут от них в те конторы, где машины получше «Матизов». И какой для них смысл в повышении цены при уменьшении количества заказов?».

Чьи прогнозы оправдаются, станет видно совсем скоро. Пока ясно одно – довольных законом о лицензировании пассажирских перевозок практически нет. Кто-то лишается приработка, кто-то поездок за 100 рублей, и все приобретают головную боль и лишние затраты. Ну, лишь бы родина считала, что мы в «безопасности».

Сергей Куттуев,
«МК» в Карелии».

 

Комментарии

  • ненец19.01.2012 | 22:25Ссылка
    11, проблема не в зарплатах,а в головах.
    после 4.3.2012 поймёте, дорогой.
  • ZZZZ19.01.2012 | 09:06Ссылка
    Уважаемый модератор.
    Я не очень опечален удалением своего поста.
    Но дискуссия с привилегией для одной из сторон - это рекланая акция.
    А не диспут.
    Участвовать в рекламной акции - не желаю.
    И не я один.
  • А.16.01.2012 | 09:39Ссылка
    Александр, что еще в вашем понимании роскошь?
  • алексей14.01.2012 | 16:26Ссылка
    закон проблема для владельцев такси,меньше машин в конторе меньше денег себе загребут ,слишком дорогое разрешение в Карелии по сравнению с другими регионами,сейчас в регионах да и Петрозаводске водитель такси имеет такую мелочь,что ему кружить день и ночь надо,отпуск не оплачивают ,больничный тем более,он как бы в зависоне ,а закон для такси нужен и причём под жёстким контролем .....а пока до мая по старому а потом про него совсем забудем и что скажут те кто уже заплатил за разрешение ,водителей груз.машин тоже хотели по восемь часов заставить ездить,автошколы ужесточали,транспортный налог отменяли ,слава тебе Господи ,что чувство юмора дал
  • 1113.01.2012 | 10:33Ссылка
    Хотя я за то, что порядок навести надо - но такси никак не роскошь, а именно транспорт, и вполне общественный.

    Был в Швеции - там если гуртом ехать - такси дешевле общественного транспорта при разовом проезде.

    Проблема не в стоимости цен на такси - проблема в наших нищих зарплатах, слава ЕР! ;)
  • Александр12.01.2012 | 22:23Ссылка
    Уважаемые, а что вам собственно в новом законе не нравится? Лицензирование, таксометр, кассовый аппарат в такси, регулярный техосмотр и медосвидетельствование водителей... Ведь так во ВСЕХ НОРМАЛЬНЫХ СТРАНАХ! И в СССР примерно так было кстати.

    Вам что, лучше, если вас подвозит непонятно кто, непонятно в каком состоянии, и непонятно в каком состоянии машина? Вам лучше россиянский грабительский капитализм? Дешёвое такси это как дешёвый алкоголь - дёшево, но совсем не "сердито". И в том, и в другом случае, покупая дешёвый алкоголь или дешёвую поездку, вы экономите на себе, на своей безопасности и здоровье. Нравится вам так ездить - ездите, ловите нелегальных "грачей". Уверен - они как были всегда, так и будут. Куда ж они денутся? Садитесь в машины к незнакомым людям, которые могут сделать что угодно. Если вам так это нравится и свою безопасность вы оцениваете в 100 рублей...

    А настоящее такси кстати и не должно 100 рублей стоить. И 200 не должно. Такси это вообще роскошь, а не общественный транспорт.

    Да, кстати. Почему на страницах вашего интернет-издания, официального, как я понимаю, издания, вы ведёте пропаганду экономических преступлений? ЛЮБОЙ НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ТАКСИСТ - ЭТО ПРЕСТУПНИК. А вы разве не знали? Это во всём мире так.
  • Чел12.01.2012 | 16:50Ссылка
    Согласен с тем, чтобы порядка в индустрии стало больше. Должны быть современные требования к сервису и контроль соответствия.
    Не можешь быть в соответствии - иди работать на дядю, у которого эти процессы поставлены должным образом.
    Ржавых\неисправных машин и больных\наркоманов\нарушителей водителей на линии быть не должно - пусть остаются только профессионалы.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3