• EUR: 67,6162
  • USD: 63,6807

Электричество как камень преткновения

26 января 2012 годаДеньги
Как работает племсовхоз «Мегрега» и что ему мешает?

Перед входом в офис – нарядная елка с золотыми шарами и цветными огоньками. Новый год уже наступил, и скоро она исчезнет. А жизнь пойдет своим чередом – с новыми победами, удачами и огорчениями. О том, каким был старый год для племсовхоза «Мегрега», мы поговорили с директором Владимиром Бакуровым.

Откуда текут молочные реки

– В целом мы сработали неплохо, – рассказывает директор. – Это доказывают сухие цифры статистики. Производство молока составило 105 процентов от плана, поголовье увеличилось на 2 процента.

За год совхоз надоил 8997 тонн молока – представьте, какие это молочные реки! Из них 8580 тонн было реализовано, и лишь небольшая часть осталась в совхозе для собственных нужд, например, на откорм молодняка. Одна корова (в «Мегреге» весь скот – айрширской породы) в среднем давала 7380 килограммов молока. Это очень хороший показатель, поскольку в среднем по России надой составляет 4800 килограммов на одну корову. Молока не только много, оно еще и качественное: жирность составляет 4,41 процента, содержание белка – 3,3-3,4 процента.

– В 2011-м мы впервые вышли на новый рубеж, – с гордостью сообщает Бакуров. – 90 процентов всего нашего молока – высшего сорта. Лишь пятая часть остается в Олонецком районе, остальное идет на предприятия Петрозаводска. Можно констатировать, что «Мегрега» в данный момент является самым крупным поставщиком молока в Карелии.
Стадо здесь немаленькое. В прошлом году общее поголовье увеличилось с 2759 до 2977 коров, а дойное стадо – с 1200 до 1230 коров. В нынешнем году, по словам Владимира Бакурова, стадо увеличится еще на 35 голов.

Поставляет совхоз и мясо, из 218 тонн говядины большая часть была реализована в столице республики.

Хорошие показатели могут быть только тогда, когда животные содержатся в комфортных условиях. В «Мегреге» продолжается ремонт старых помещений для скота, модернизируется труд работников. В прошлом году в совхозе ввели в эксплуатацию родильное отделение на 120 коров, телятник беспривязного содержания на 340 голов, телятник для молодняка – на 350 голов. Когда заходишь к малышам – как будто в детский садик попадаешь. Каждый теленок – в отдельном вольерчике, у каждого цветные кормушки и поилки. У всех разные характеры: один с любопытством рассматривает новых людей, другой беспокойно скачет в загоне, третий что-то лениво жует…

Неплохую поддержку совхозу оказывает государство. Поскольку «Мегрега» стала участником национального проекта, то получила возможность возмещения из республиканского и российского бюджетов процентной ставки по кредитам. Совхоз получает субсидии на производство молока, на племдело, на завоз семян.

Сотрудники совхоза – это не только жители поселка Мегрега, но и жители соседних деревень. В прошлом году зарплата выросла на 7,4 процента и составила в среднем 16617 рублей против 15470 в 2010 году. Да только и цены, к сожалению, не стоят на месте. Впрочем, и других проблем у людей и у совхоза хватает.

…И перерезал провода

По словам Владимира Бакурова, объем производства в «Мегреге» за год увеличился на 16-17 процентов. Примерно так же в процентном отношении сократились расходы дизельного топлива и бензина. Но не расходы предприятия на горюче-смазочные материалы. Из-за роста цен на топливо стали тратить больше примерно на 14-15 процентов. Та же история – по всем направлениям. Например, рост цен на комбикорма составил 27 процентов.

Но самыми больными проблемами остаются для совхоза тарифы на электроэнергию и тепло. Здесь Бакуров приводит просто вопиющие цифры: рост тарифов на электричество относительно 2010 года составил 44,5 процента, на тепловую энергию – 35,4 процента. При этом в соседних регионах – Мурманской, Ленинградской, Псковской областях – энергия стоит на 15-20 процентов дешевле. А если заглянуть подальше, в Эстонию, которая, к слову, потребляет российскую электроэнергию, то вопросов становится еще больше. Эстонцы платят за один киловатт электричества в пересчете на наши деньги 2,4 рубля, а совхоз «Мегрега» – в два раза больше, 4,74 рубля.

– Мне непонятно, чем обусловлен такой невероятный рост цен на электроэнергию, – возмущается Владимир Бакуров. – Есть постановление правительства России о том, что предельный рост цен не должен превышать 15 процентов. Почему карельские монополисты не исполняют требований законодательства? Если растет в цене молоко или мясо – у населения и соответствующих органов сразу возникают вопросы. И это при том, что никто не устанавливает предельных цен на молоко. Так почему никто не реагирует на произвол монополистов, отвечающих за энергию?

В этот момент, после двадцатиминутного перерыва, в офисе наконец-то появляется свет. Интересуюсь, часто ли случаются перебои с электричеством.

– Это в порядке вещей, – отвечает Бакуров. – С каждым годом перебои все больше и больше. Постоянные отключения на 10-15 минут – это практически норма. После новогодних праздников половина поселка в течение четырех дней сидела без света. И в этом не была виновата непогода – ни штормового ветра, ни обильных снегопадов мы не видели. Ни энергетики, ни МЧС разговаривать на эту тему не хотели, даже несмотря на то, что я представился директором совхоза. Как же там общаются с простыми людьми? При этом существуют нормативы: среднегодовые отключения не должны превышать 70 часов, аварийное отключение не должно составлять более 24 часов. Почему Мегрега столько времени была обесточена – непонятно. На дворе праздники, а людям ни телевизор посмотреть, ни пищу толком приготовить. И такая ситуация характерна не только для нашего поселка, жалуются на отключения и другие населенные пункты Олонецкого района, и жители Прионежья.

Спрашиваю, как же в таких условиях работает совхоз. Ведь животных нельзя попросить потерпеть – им нужно своевременное кормление, дойка, уход. А на фермах в «Мегреге» очень многое держится на электронике.

– Конечно, из-за сбоев я получаю ущерб, который исчисляется миллионами, – говорит Владимир Бакуров. – Приходится использовать дополнительную технику, а это – расходы. В прошлом году произошло порядка двадцати 15-20-минутных отключений. Приходится спасаться генераторами, а в контору закупить блоки питания, чтобы не “летели” компьютеры. Из-за перепадов напряжения сгорают дорогостоящие запчасти, нужно покупать новые и тратить средства на специалистов, которые их установят.
Конечно же, нарушается рабочий процесс. Я вечером приезжаю на ферму и вижу, что из-за отсутствия электричества дойка не идет, люди сидят и ждут света. В итоге вместо одиннадцати вечера они уходят с работы полвторого ночи. А уже к пяти часам им нужно выходить на работу – по их инициативе так организованы смены. Ждет и водитель, который должен отвезти людей домой, например, в соседнюю Куйтежу. И ему утром нужно на работу…

– На каждом счете, который приходит из Карельской энергосбытовой компании, я пишу, что предоставляемая ею энергия – некачественная, – продолжает Бакуров. – Если мы, к примеру, покупаем некачественные сапоги, то несем их обратно и меняем на другие или получаем свои деньги обратно. А как я верну некачественное электричество?
Я пытался бороться за заключение договора на паритетных началах. Но в Карельской энергосбытовой и слышать ничего не хотят. Они ни за что не отвечают и, похоже, озабочены только получением денег с потребителя. На прием к руководителям попасть практически невозможно. Если с трудом пробьешься, то они объяснят повышение цен недостаточной рентабельностью предприятия. До того, как от «Карелэнерго» отпочковались несколько хозрасчетных организаций, у нас не было никаких проблем. Аварии ликвидировались своевременно, на перебои жаловаться не приходилось. Теперь потребителям приходится страдать. К нам относятся, как к подопытным кроликам…
В договоре, заключенном совхозом с Карельской энергосбытовой компанией, последняя значится как «гарантирующий поставщик». Что он на самом деле гарантирует предприятию? Выходит, что некачественный товар и огромные убытки.
Мы попросили прокомментировать ситуацию специалистов из Карельской энергосбытовой компании.

– ОАО «Карельская энергосбытовая компания» обращает ваше внимание на то, что в адрес компании от ОАО «Племсовхоз «Мегрега» в течение 2011 года поступила только одна претензия по поводу отключений  электрической энергии, зафиксированных 30 января и 4 февраля прошлого года, – сообщили нам представители энергетиков. – В рамках своих обязанностей Гарантирующего поставщика электрической энергии, заключившего договор энергоснабжения с этим предприятием, мы обратились в сетевую компанию Филиал ОАО МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго» для получения разъяснений по фактам отключения электрической энергии. В результате проверки выяснилось,  что перерывы в энергоснабжении были вызваны необходимостью ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения. При этом перерывы в энергоснабжении не превысили допустимых норм. Иных обращений потребителя по фактам отключения энергоснабжения в ОАО «КЭСК» не зафиксировано.
Особое внимание  стоит обратить на существование линии электропередач (ВЛ-0.4 кВ ф.2 от ТП-458), принадлежащей ОАО «Племсовхоз «Мегрега», по которой осуществляется электроснабжение животноводческой фермы № 6. За отключения, которые могли произойти на этой линии, ни сетевая организация, ни ОАО «КЭСК» не несут ответственности.

Говоря о росте тарифов, можно отметить тот факт, что в 2010 году (по отношению к 2009 г.) рост тарифов составил 28,9%. В 2011 году рост тарифов составил 42,2%. ОАО «КЭСК» обращает внимание на то, что рост тарифов в 2011 году в значительной мере обусловлен отменой Постановлением ГК РК по ценам и тарифам (№ 60 от 20.04.2011) специальных тарифов для сельскохозяйственных производителей. Так, рост тарифа в марте 2011 года составил 31,2%, а уже в мае 2011 года – 61,2%. По мнению специалистов, львиная доля роста тарифов (32% из 42,2%) обусловлена ростом цены на услуги по передаче электрической энергии. В это же время роста тарифа за счет деятельности энергосбытовой компании не происходило: специалисты компании делали все, чтобы закупать электрическую энергию для потребителей по оптимальным ценам.

ОАО «КЭСК» еще раз подчеркивает свою готовность к конструктивным диалогам с потребителями и напоминает всем потребителям о том, что договор энергоснабжения регламентирует все действия абонента в случае возникновения спорных ситуаций.
…Выходит, не по адресу обратился Владимир Бакуров, поскольку ОАО «КЭСК» не вырабатывает, а лишь продает электроэнергию потребителям. Однако это не отменяет справедливого вопроса: чем все-таки помимо «роста цены на услуги по передаче электрической энергии» на самом деле обусловлен такой невероятный (отметьте цифру мая – 61,2%!) рост тарифов?

По поводу качества: выходит, раз нет зафиксированных обращений, значит, директор племсовхоза снова зря сотрясает воздух? Но факт остается фактом: даже во время недолгого пребывания корреспондента «МК» в Карелии» (17 января 2012 года с 12.30 до 14 часов)  в Мегреге электричество «вырубалось» на 20 минут. Что на этот раз ремонтировали или заменяли – пока неизвестно. В любом случае, потребителям, столкнувшимся с некачественными и при этом очень дорогими услугами, стоит быть внимательными и дотошными и документально фиксировать каждый факт нарушений.

Тогда и случится повод для обращения в суды и антимонопольные органы.

– Конечно, хорошо говорит «Гарантирующий поставщик» электрической энергии ОАО "КЭСК", что они не занимаются транспортировкой, – парирует Владимир Бакуров. – Но у всех потребителей договор – с Карельской энергосбытовой компанией. Ловко у них получается: договор с ними, а отвечают другие. Фактические отключения только у нас по журналу за 2011 год составили 11 раз – это отключения на 2 часа и более, а мелкие отключения на 10-20 минут случаются практически ежедневно. Мне как директору хотелось бы знать: как часто вы, господа начальники ОАО «КЭСК», поднимаете себе заработную плату? За счет чего начисляете бонусы?..

…Что касается племсовхоза «Мегрега», то, как бы то ни было, есть уверенность в том, что, даже несмотря на препоны и неурядицы, дела здесь и дальше пойдут в гору. Потому что люди могут и хотят работать, потому что у них есть перспективы и уверенность в завтрашнем дне.

Арина Белая,
«МК» в Карелии».

 

Комментарии

  • E30.01.2012 | 18:02Ссылка
    А биогаз там так пока и не начали производить?
    Вот вам и энергонезависимость была бы, по крайней мере частичная. Тем более при таком количестве скота...
  • Дмитрий Рыбаков30.01.2012 | 15:42Ссылка
    Эти отношения - прошлый век. Сейчас нужно работать по-другому и стремиться к энергонезависимости. Даже правительство это местами понимает.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3