• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Нормативы на бедность

06 февраля 2008 годаДеньги

Министерство финансов знает, как сэкономить на детях, но не говорит.

В Карелии уже давно межбюджетные отношения между республиканской властью и органами местного самоуправления регулируются с помощью так называемых финансовых нормативов. Для обычного гражданина эти нормативы - темный лес, но в реальности именно от них во многом зависит наше благополучие. С помощью финансовых нормативов, к примеру, рассчитывается, сколько денег должен истратить муниципальный бюджет на дошкольное и школьное образование. Исходя из нормативов выводится сумма необходимых затрат и сравнивается с доходом городского или районного бюджета. Разница между "дебетом" и "кредитом", а, как правило, собственные доходы местного бюджета оказываются ниже, чем финансовое бремя возложенных на муниципалитет функций, покрывается за счет республиканского бюджета. Правда, выжить по утвержденным в Карелии нормативам можно, образно говоря, только на хлебе и воде.

Согласно финансовым нормативам, в 2008 году содержание одного ребенка в детском саду Петрозаводска должно обойтись в 13 тысяч рублей. В расчете на один день пребывания в детском учреждении выходит 50 рублей. Кто-нибудь знает, как можно уложиться в эту сумму?

Возможно, это знают в карельском Минфине, но информацией не делятся. В администрации Петрозаводска утверждают, что конкретной минфиновской калькуляции, в которой бы были заложены зарплата сотрудников детского сада, коммунальные услуги, содержание зданий, приобретение инвентаря, питание детей, в глаза не видели. Зато в городской администрации прекрасно знают о фактических затратах. В 2007 году содержание ребенка в детском саду обошлось в 4813 рублей в месяц, то есть в четыре раза больше, чем предписывает тратить республика (финансовый норматив - 1084 рубля в месяц).

Если из суммы реальных расходов вычесть родительскую плату и деньги, предусмотренные нормативными показателями, то выходит, что собственные затраты петрозаводского бюджета составляют 2679 рублей в месяц на одного ребенка. По расчетам республиканской власти, на содержание детей в дошкольных учреждениях город должен был истратить в прошлом году всего 152 миллиона рублей, а фактически затраты петрозаводского бюджета составили около 384 миллионов рублей. Как говорится, комментарии излишни.

Но если детские сады - это прямая функция органов местного самоуправления, то школьное образование относится к государственным полномочиям, которые передаются органам местного самоуправления вместе с финансовым обеспечением. Правда, требование закона передать необходимое количество средств легко "корректируется" с помощью финансовых нормативов. В 2007 году, рассчитали в карельском правительстве, Петрозаводск на школьное образование должен был истратить 431 миллион рублей, или 18 тысяч рублей в год в расчете на одного школьника. Фактические затраты города составили 566 миллионов рублей, то есть 135 миллионов рублей городскому бюджету пришлось "доплатить" за реализацию государственных полномочий.

И ладно бы доходы между бюджетами делились бы справедливо. Но даже при таких расходах от собранного в городе налога на доходы физических лиц, который является основным источником пополнения казны, городскому бюджету остается только 40 процентов, а 60 процентов идет республике.
В Карелии закон о финансовых нормативах преподносится как великое достижение. Возможно, так бы оно и было, если бы при расчете нормативов кто-нибудь задумался, как на них прожить и не протянуть ноги.

Людмила ЖУРАВЛЕВА.

 

Комментарии