• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Дорожная беспутица

02 апреля 2008 годаДеньги

Транспортный налог растворяется в «общем котле».

В минувший понедельник в карельском правительстве состоялся брифинг, на котором министр строительства РК Валерий Момотов затронул самую злободневную для карельских водителей тему - состояние дорог.

По информации Момотова, в 2008 году на содержание 7 тысяч километров территориальных дорог будет выделено 426 миллионов рублей. Сумма покажется внушительной, но только тем, кто не знает, сколько стоит это удовольствие. Для сравнения, российский бюджет тратит на содержание 1 тысячи километров одной федеральной трассы "Кола" около 400 миллионов рублей в год. Между тем, уверены в министерстве строительства, именно плохое содержание автотрасс является главной причиной того, что дороги рассыпаются на глазах у измученных ямами и выбоинами автолюбителей.

В этой ситуации республика пытается спихнуть автомагистрали федералам. В нынешнем году в федеральную собственность передается трасса Санкт-Петербург - Сортавала - Пряжа, а в 2009 году планируют отдать и дорогу Медвежьегорск - Пудож - Вытегра. Однако если республика имеет возможность постепенно избавляться от "дорожной обузы", то местным органам власти, которые ответственны за ремонт и содержание муниципальных дорог, деваться некуда.

В этом году на ремонт и содержание автомобильных дорог из республиканского бюджета Петрозаводску не выделено ни копейки. Общая сумма субсидий, которые распределили между другими городами и районами, - всего 35 миллионов рублей. Министр строительства утверждает, что жаловаться на тяжелую жизнь Петрозаводску не стоит, дескать, для карельской столицы был увеличен норматив со 151 рубля в год (в расчете на одного жителя) до 394 рублей. По мнению министра, республика свои обязательства перед городом выполнила. Мол, как хотите, так и крутитесь. Между тем, по расчетам специалистов, для того, чтобы привести в порядок петрозаводские дороги, нужны огромные финансовые вливания - порядка 7 миллиардов рублей.   
Отдельная тема, что такое финансовые нормативы и как на них выжить. Рассчитанные в недрах карельского минфина нормативы напоминают прожиточный минимум, на который людям предлагают протянуть месяц и при этом забыть о чувстве голода.

Сегодня дело представляют так, словно норматив на содержание дорог для Петрозаводска повышен в 2008 году. Однако и в 2007 году действовал норматив в 394 рубля в год в расчете на одного жителя. Объем финансовой помощи при новом нормативе должен был увеличиться на 96,3 миллиона рублей, а в реальности из регионального фонда финансовой поддержки Петрозаводск в прошлом году получил "прибавку" всего в  13,3 миллиона рублей. Объяснили это тем, что петрозаводчане и так живут неплохо на фоне других карельских районов. Но кто виноват, если никак не удается вдохнуть жизнь в районы республики? Почему за просчеты региональной политики должны платить петрозаводчане? Увы, эти вопросы так часто звучат, что давно перешли в разряд риторических.

Петрозаводчанам тем временем уже не до риторики. Автомобилисты, которые недавно пикетировали карельское правительство, требовали ответа на простой, казалось бы, вопрос: где транспортный налог, который ежегодно платят граждане в республиканский бюджет? Увы, на этот вопрос ответа не найти. Как объяснил Момотов, транспортный налог уходит в "общий котел". По сути, он безвестно растворяется в республиканском бюджете.

В прошлом году карельское правительство, впервые за много лет выделив Петрозаводску на ремонт дорог 100 миллионов рублей, так разрекламировало этот щедрый жест, что у непосвященного читателя вполне могло сложиться ощущение, что карельскую столицу озолотили. Если бы… В сущности, городу вернули деньги, которые петрозаводчане заплатили в виде транспортного налога. Для справки, сумма транспортного налога, собранная в Петрозаводске в 2007 году, составила 94 миллиона рублей. Если вспомнить, что в 2004 году Петрозаводску на ремонт автотрасс республика выделила 3 миллиона рублей, а в 2005 и 2006 году - по 5 миллионов рублей, то можно представить, какие суммы недополучил город только за три года.

В этом году карельская столица вновь на голодном пайке. Конечно, в петрозаводском бюджете предусмотрено около 140 миллионов рублей на автодорожную отрасль. Если учесть, что из этой суммы 60 миллионов рублей пойдет на текущее содержание дорожно-мостового хозяйства, а 30 миллионов рублей на ямочный ремонт покрытий, ждать принципиальных перемен к лучшему вряд ли стоит.

Конечно, для городского бюджета сумма в 140 миллионов рублей является весьма ощутимой, это в 4,5 раза больше, чем было выделено в прошлом году. Но в масштабах общегородских проблем с такими средствами петрозаводские дороги еще не скоро обретут цивилизованный облик.  

Антонина КЯБЕЛЕВА.

 

Комментарии