• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Прет как ТНК

05 мая 2008 годаДеньги

Карельские автовладельцы стали заложниками «взаимовыгодных отношений».

В Карелии снова дорожает бензин. Дорожает он и в других регионах России, и даже в североамериканских штатах. Но почему бензин у нас стоит больше, чем в штатах, а в отдельно взятой Карелии – больше, чем у некоторых соседей?

Соотношение ценников на российских и американских заправках способно неприятно удивить наших автовладельцев. По данным агентства Reuters, за две недели апреля цена на бензин в США выросла на 16% – в среднем на 30 центов, то есть примерно до 3,5 доллара за галлон. По нашим меркам это около 21,5 рубля за литр. В большинстве регионов России о таких ценах уже давно забыли, в Сибири и на Дальнем Востоке бензин стоит больше 25 рублей. Мы уже молчим о том, что качество нашего и «ихнего» бензина – это две большие разницы.

По словам аналитиков, главная причина роста цен на бензин – повышение внутренней цены на нефть. Цены продолжают расти также из-за снижения предложения: идет ремонт на Московском, Ярославском, Куйбышевском, Новокуйбышевском, Киришском, Пермском, Омском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Кроме того, апрель – время сезонного повышения спроса в связи с посевными кампаниями.
В апреле Федеральная антимонопольная служба объявила о наличии «признаков коллективного доминирования на розничных рынках нефтепродуктов» в 38 субъектах РФ. По Закону «О защите конкуренции» коллективным доминированием является ситуация, когда совокупная доля не более трех компаний превышает 50% или доля не более пяти компаний превышает 70%, при этом доля каждой из них составляет не менее 8% рынка.

По словам начальника отдела ценовой политики Минэкономразвития РК Любови Запривода, сговор можно найти лишь в тех регионах, где есть нефтеперерабатывающие предприятия, в Карелии обнаружить его невозможно, поскольку оптово-отпускные цены на топливо диктуются крупными нефтяными компаниями из-за пределов республики.

Жителей Карелии активно заправляют три компании. Пожалуй, самая массовая и востребованная сеть АЗС принадлежит ЗАО «Карелиянефтепродукт», которое входит в состав Тюменской нефтяной компании. В его активе 5 нефтебаз и 21 АЗС, расположенные по всей территории республики. Столь мощное положение компании на рынке неудивительно. Наращивать свое присутствие в Карелии ТНК начала в 2001 году, когда в совет директоров компании наряду с тремя коллегами-губернаторами вошел Сергей Катанандов. Уже по итогам 2001 года доля ТНК на карельском рынке нефтепродуктов составила 33 процента. Кроме того, компания являлась крупнейшим поставщиком топлива по госзаказу. Что, безусловно, уже тогда принесло компании немало прибыли.

В феврале 2003 года взаимовыгодное сотрудничество еще более окрепло – между Карелией и ТНК было подписано соглашение о сотрудничестве. Тюменская нефтяная компания, как сообщили официальные источники, выразила готовность «оказывать поддержку республике в реализации социально значимых проектов, участвовать в реализации республиканских инвестиционных проектов социальной, экологической и коммерческой направленности, в также поставлять нефтепродукты предприятиям значимых отраслей экономики республики».

Чего хорошего принесло это сотрудничество республике на самом деле – судить карельскому правительству. С обывательской же точки зрения, невозможно не отметить, что цены на заправках «Карелиянефтепродукт» ведут себя несколько странно. Например, после дорогостоящей реконструкции АЗС в Петрозаводске литр 95-го подскочил в цене с 22.90 руб. до 23.40, потом на месяц-два вновь «упал» на 50 копеек, а затем в два прихода добавил в цене рубль. На 26 апреля литр бензина Аи-95 стоил в Петрозаводске 23.90, что на 50 копеек дороже, чем в Санкт-Петербурге, и на 60 копеек дороже, чем в Москве. А цена на ходовой 92-й у нас на 50-60 копеек выше, чем во многих городах страны. Стоит ли говорить, что даже 10 «лишних» копеек с каждого литра бензина в итоге оборачиваются ощутимыми потерями для наших кошельков и миллионными прибытками для владельцев АЗС?

Остается только гадать, действительно ли нынешние ценовые скачки являются «сезонным обострением» или Карелия стала заложницей чьих-то высоких отношений с тюменскими нефтяниками. В любом случае, при нынешнем несоответствии цены и качества бензина «прокормить» автомобиль скоро будет сложно, и для многих он перейдет из простых средств передвижения в разряд предметов роскоши.

Арина БЕЛАЯ.

 

Комментарии