• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Причально, но факт

04 июня 2008 годаДеньги

Чудо света помешают увидеть конкурентные войны?

Мало кто сомневается в том, что продажа петрозаводских и кижских причалов будет иметь далеко идущие последствия. Не только для перевозчиков, которым смена владельца причалов и, как следствие, – тарифов, обернулась серьезными финансовыми тратами. Но и для карельского туризма, а значит, экономики республики в целом. Вопрос, вынесенный на повестку дня действиями Росимущества, заключается даже не в том, сколько будет стоить билет до Кижей, а в том, будут ли вообще ходить «кометы» на знаменитый остров.
Как известно, в результате аукциона право аренды причалов досталось фирме «Бизнес-Инвест», предложение которой оказалось наиболее притягательным для Росимущества. Что это за фирма, кто за ней стоит – еще предстоит разобраться.

Пока же на поверхность всплывают сразу две морали. С одной стороны, туристическая компания «БОП», заведовавшая до этого причалами, формально потеряла пристани, но вышла из щекотливого, можно сказать – скандального положения. Сама являясь перевозчиком и владея причалами, компания могла быть обвинена в недобросовестной конкуренции. Теперь же подобные вопросы снимались разом.

С другой стороны, переход права аренды к другой фирме не снизил накала страстей на туристическом рынке. Две компании-перевозчика – ТК «БОП» и «Кижское ожерелье» – опять сошлись грудь на грудь в акватории Онежского озера. Почему так происходит?

То, что новый арендатор установил новые, драконовские, расценки за право швартоваться к своим причалам, – факт сколь печальный, столь же известный. Теперь подход к Петрозаводску любого немаломерного судна (суда на подводных крыльях, прогулочные теплоходы, круизные теплоходы) стоит 20 тысяч рублей, а к острову Кижи – 25 тысяч рублей. Судоподход – это возможность пристать к твердой земле и стоянка не более 20 часов. За стоянку сверх этого времени полагается доплата. По скромным подсчетам, судоподход и ночная стоянка длительностью 24 часа обойдется судовладельцу в 44 тысячи рублей с одного судна. Стопроцентная предоплата – обязательна.
Условия, предложенные фирмой «Бизнес-Инвест», способны поразить воображение не только перевозчиков из Карелии, но и даже из Питера и Москвы, где стоимость судоподхода измеряется не тысячами, а сотнями тысяч рублей. Возможно, новый владелец карельских причалов внезапно вспомнил, что его новое имущество находится на втором по величине озере в Европе, и такой статус меряется только очень длинным рублем.

На просьбу перевозчиков предоставить расчет тарифа и рассмотреть протокол разногласий последовал жесткий отказ. Кабальный договор, разумеется, пришлось подписывать – деваться некуда. Собственных причалов у перевозчиков пока нет. Однако тут-то и начало выясняться, что перед договором все компании равны, но некоторые все же равнее.
Во-первых, отдать причалы в аренду – полдела. Ведь у причалов есть коммуникации, без которых причал – не причал. Есть еще здание речного вокзала, где находятся кассы. Между тем коммуникации, как и здание вокзала, по-прежнему остаются в руках ТК «БОП».

Во-вторых – и это главное – у фирмы «Бизнес-Инвест» не оказалось лицензии на диспетчерскую деятельность. То есть заниматься составлением расписания она не имеет права. В итоге кому эта функция была поручена? Как вы, наверное, догадались – туристической компании «БОП». У компании на этот счет заключен официальный договор с ООО «Бизнес-Инвест».

Стоит ли после этого удивляться, что у одного перевозчика – ТК «БОП» – с расписанием все в ажуре, а у другого – «Кижского ожерелья» – проблемы? Расписание «Кижское ожерелье», как ни бьется, согласовать не может. Мол, суда у нее не того класса – безопасность пассажиров не обеспечивают и регулярное сообщение осуществлять не могут.
Фирма «Бизнес-Инвест» – предприятие, скажем прямо, молодое, ранее никому из перевозчиков не известное. Зарегистрирована она в поселке Вилга Прионежского района и с водными перевозками, судя по всему, до сих пор дела не имела.

Квалифицированных сотрудников, имеющих право заниматься диспетчерской деятельностью, повторимся, у предприятия нет. Оборудования – тоже. Всевластные владельцы причалов сами арендуют и здания, и коммуникации, и специалистов, и даже номера телефонов и факсов. То, что отправленные «Кижскому ожерелью» факсы приходят с пометкой «отправитель «ТК БОП», странным на этом фоне уже не кажется. Все логично, все законно, но какой-то осадок все-таки остается…

Директор ТК «БОП» Антон Сидорков убеждает, что его компания работает с ООО «Бизнес-Инвест» на тех же условиях и по тем же расценкам, что и конкуренты. Сомневаться в этом вряд ли стоит. Существуют легальные приемы, позволяющие в такой ситуации сводить ситуацию с драконовскими расценками «к нулю». Сдача в аренду вокзала и коммуникаций, скорее всего, компенсирует траты на услуги причалов. Иными словами, даже если ТК «БОП» не имеет ничего общего с «Бизнес-Инвестом» и реально платит десятки тысяч за каждый судоподход, компания обладает возможностью вернуть свои деньги. Очевидно, что «Кижское ожерелье», не имеющее ни коммуникаций, ни вокзалов, ни диспетчеров, на этом фоне оказалось в менее выигрышной ситуации – мягко сказано.

Какой исход получит нынешний спор, пока совершенно неясно. Обе компании – и «Кижское ожерелье», и «Турхолдинг Карелия» – завалили письмами и жалобами антимонопольный комитет, транспортную прокуратуру и правительство республики. ТК «БОП» собирается подавать в суд и строить собственный причал (проект сейчас проходит ряд согласований). Но дело между тем не только в экономической борьбе.

Вся эта история смахивает на хорошо подготовленную «разводку», в которой роль официальных органов еще предстоит прояснить. Сначала – классика жанра – на сцену выходит некая общественная организация, которая публично заявляет о том, сколько казна теряет на мизерных расценках за услуги причалов, и требует сдачи причалов в аренду по конкурсу. Заявление подхватывает прокуратура, которая через суд добивается от Росимущества проведения конкурса. Потом чиновники проводят конкурс, в результате которого побеждает никому неизвестная и никак себя не зарекомендовавшая в этой сфере фирма. И вот итог. Казна, конечно, выиграла, 17 миллионов, вырученные от сдачи причалов в аренду, – деньги большие. Но что получается в перспективе?

В кругах перевозчиков поговаривают, что не за горами новый виток цен. Противный шепоток разносит цифру – 50 тысяч за один судоподход – сумма просто нереальная. Кто тогда сможет позволить себе познавательную прогулку на остров Кижи? И сможет ли Карелия дальше называться туристской?

Анна РОМАНОВА.

 

Комментарии