• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Деревня по столичным меркам

26 июня 2008 годаДеньги

Почему уровень жизни  Петрозаводска не соответствует статусу столицы республики?

Если никуда не выезжать из карельской столицы и обладать высокой степенью внутреннего оптимизма, то события, происходящие в Петрозаводске, внушают уверенность, что живем мы не хуже других. У нас, как и по всей России, появляются новые современные супермаркеты, то в одном, то в другом микрорайоне города открываются детские площадки, сдвинулась с мертвой точки проблема ремонта дорог, а строительные краны свидетельствуют о том, что жилищное строительство стремится стать массовым. И вроде бы все, как у всех: налоги растут, безработица стремится к нулевой отметке, люди почти забыли о задержках зарплаты, практически исчезли перебои с подачей воды, тепла, электроэнергии. Однако стоит выехать за пределы республики и посмотреть, как чувствуют себя другие столичные города, настроение резко меняется. В одном только Ярославле с населением в 600 тысяч человек шесть катков с искусственным льдом, из которых четыре было построено за последние два года. Перед жителями Ярославля открыли двери пять новых спортивных залов, один из которых представляет собой огромный легкоатлетический комплекс. Пока другие города торжественно открывают спортивные сооружение и плавательные бассейны, мы по-детски радуемся каждой новой детской площадке.

В чем же проблема? Почему Петрозаводск при всех его стараниях соответствовать статусу столичного города так проигрывает даже областным центрам? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проанализировать «материальную составляющую», которая, как ни крути, является главной «движущей силой» городских перемен. Есть такая хитрая вещь, как собственные доходы бюджета города. Они имеют лишь отдаленное отношение к развитию городской экономики. К примеру, в Петрозаводске из каждых пяти рублей налоговых и неналоговых платежей, собранных на территории карельской столицы, в собственные доходы города попадает лишь один рубль. Существует довольно сложная система расчетов, когда исполнительная власть (областное или республиканское правительство) определяет, по какой «смете» будет жить тот или иной город. Собственные доходы бюджета – это фактически та денежная сумма, которую можно истратить на решение городских проблем. В Ярославле, к примеру, собственные доходы бюджета составляют порядка 13 миллиардов рублей, примерно в четыре раза больше, чем в карельской столице. Получается, что на одного жителя Ярославля приходится (а точнее, разрешили истратить) в два раза больше бюджетных средств, чем на одного петрозаводчанина.  

Неудивительно, что в Ярославле в прошлом году только на содержание дорог было истрачено в шесть раз (!) больше денег, чем в Петрозаводске. Но и это не предел. Вологда вложила в прошлом году в содержание дорог в семь раз больше денег, а Архангельск и вовсе в восемь раз превысил петрозаводские расходы на транспортные «артерии» города. Великий Новгород с численностью населения в 216 тысяч человек может себе позволить истратить на благоустройство города и ремонт дорог чуть ли не в 10 раз больше средств, чем карельская столица.
В других регионах это возможно, потому что власти прекрасно осознают значимость административных центров, которые оказывают принципиальное влияние на экономику всей области. Можно, конечно, пойти по другому пути и посадить столичный город на голодный паек. Только в перспективе это больно ударит по всему региону в целом. Как ни печально это звучит, но именно этот процесс мы наблюдаем в Карелии. Многие российские города, которые еще десять лет назад не решались даже соперничать с карельской столицей, сегодня нас догнали и перегнали.

Петрозаводскую администрацию часто критикуют за слишком раздутые штаты муниципальных чиновников. Но если сравнить управленческий аппарат петрозаводской мэрии с другими городами, то мы получим ту же картину, что и с расходами на дороги, спорт, здравоохранение и культуру. В карельской столице трудится 309 муниципальных чиновников. В Великом Новгороде, где население на 45 тысяч человек меньше, управляют городом 580 муниципальных служащих, в Ярославле (население в 2,2 раза превышает Петрозаводск) городскими вопросами занимаются 1409 чиновников. Более «весомый» административный аппарат в Сыктывкаре, Вологде, Мурманске, Архангельске, Костроме. Возможно, нет прямой связи между количеством управленцев и уровнем развития территории, но и расхожее представление о том, что сокращение до минимума аппарата управления приведет к процветанию, не находит подтверждения.

В Карелии муниципальные образования давно вошли в состояние хронического недофинансирования. Петрозаводск – один из ярких тому примеров. Но даже в этих условиях карельская столица ухитряется, по-другому это не назовешь, запускать крупные социальные проекты, ремонтировать дороги, менять облик города, проводить крупные международные мероприятия, открывать новые поликлиники, совершенствовать транспортную инфраструктуру. Можно только гадать, какие возможности получил бы Петрозаводск, если бы из 5 заработанных горожанами рублей на территории города оставалась бы половина, а не пятая часть. Но нам пока остается только с завистью смотреть на соседей, которые вкладывают огромные средства в свое настоящее, а значит, и в будущее. Не удивительно, что наша республика все чаще воспринимается как источник природных ресурсов, которые можно безбоязненно выкачивать из территории, продающей свое богатство за копейки, а потом не знающей, как свести концы с концами.

Людмила ЖУРАВЛЕВА.

 

Комментарии