• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Игра в монополию

20 августа 2008 годаДеньги

Профсоюзы зовут на «бензиновые» митинги, а республиканские службы «копают» под топливных монополистов.

14 августа руководители карельских автотранспортных предприятий и профсоюзные работники сообщили журналистам, что их терпение лопнуло. 10 сентября в рамках общероссийской акции протеста против роста цен на топливо они предлагают выйти на митинги и подписаться под требованиями к президенту РФ, правительству и Госдуме. Но у потребителей ГСМ в Карелии, где цены самые высокие на Северо-Западе, есть дополнительные поводы для протеста.

«Цены на горюче-смазочные материалы сейчас – главная боль карельских автотранспортных предприятий, – сказала президент союза автотранспортников РК Надежда Наполова. – Первые лица государства должны и могут сделать так, чтобы цена на топливо не росла, ведь ее увеличение ведет к повышению тарифа, которое не так-то просто согласовать с клиентами. Как следствие, мы констатируем уменьшение объемов перевозок и снижение наших доходов. Рентабельность автопредприятий в Карелии сегодня составляет не более четырех процентов, многие из них – банкроты. Тормозится развитие целой отрасли. Мы предлагаем на законодательном уровне решить вопрос о сверхприбылях нефтяных предприятий-монополистов, а также требуем, чтобы наконец-то начал реально действовать антимонопольный закон».

По словам руководителей автотранспортных предприятий, средняя зарплата работников отрасли составляет 11-12 тысяч рублей, и в условиях выживания повысить ее невозможно. Например, Петрозаводское ДРСУ, обслуживающее дороги Прионежского района, работает по контракту на содержание дорог по ценам третьего квартала 2007 года и, соответственно, терпит убытки и не выполняет договорных обязательств. Частным компаниям работать несколько легче из-за единого налога на вмененный доход, к тому же многие из них ездят на газе, который пока дешевле. Однако и они уже обратились в Петросовет с просьбой об увеличении платы за пассажирские перевозки до 15 рублей.

По данным Министерства экономического развития республики, за первое полугодие 2008 года рост цен в среднем по России составил 23,6 процента. Причем больше всего подорожало дизельное топливо, и оно растет в цене в 2-3 раза быстрее, чем товары и услуги в целом. Одним из главных факторов высоких цен на бензин, по словам начальника отдела ценовой политики министерства экономического развития РК Любови Запривода, является и монополизация рынка нефтепродуктов на товарном рынке республики.

– Любовь Глебовна, чего следует ожидать от нефтеперерабатывающих компаний в ближайшей перспективе и существует ли какой-то ценовой предел, после которого топливо попросту станет недоступно ни предприятиям, ни большинству граждан?

– Прогнозов даже на уровне всей России никто не делает. Но август показал, что ряд нефтеперерабатывающих предприятий начал снижать цены на дизельное топливо. Главная причина – в том, что рынок уже «перегрет», цена настолько высока, что выше уже быть не может. Вторая причина – очередное повышение с 1 августа правительством России экспортных пошлин (с начала года они выросли на 80 процентов), и топливо направилось на внутренний рынок. Как прогнозируют аналитики, снижаться могут и цены на бензин, но прогнозы остаются прогнозами. На сегодняшний день цены на автозаправках стабилизировались, а на прошлой неделе даже несколько снизились.
На тему «реальных» цен на бензин рассуждать сложно и даже некорректно, поскольку на рынке Карелии нет конкуренции между продавцами бензина. Цена идет от «головных» компаний, все остальные ее поддерживают.

– Карелия до сих пор работает по соглашению с Тюменской нефтяной компанией, которой правительство Карелии предоставило «зеленую улицу» еще в 2003 году. Качеством бензина и обслуживанием на АЗС ТНК большинство довольны, но проводимая компанией ценовая политика не может не раздражать. В Олонце на заправке ТНК бензин на рубль дешевле, чем на их же заправках в Петрозаводске…

– На рынке Карелии, помимо основного монополиста – ТНК, работают и «Лукойл»,  и «Славнефть», и «Петроойл», и другие компании, которые все-таки не могут составить реальной конкуренции. На трассе Мурманск – Санкт-Петербург, проходящей по территории Карелии, очень много заправок. И где есть какая-то развязка, например, в Олонецком районе развязка на Приладожье, там спрос на бензин большой и устанавливается более реальная цена.

– Существуют ли у республиканских структур какие-то рычаги воздействия на монополистов?
–  В соглашении с ТНК в свое время были прописаны пункты, предусматривающие достаточное предложение на карельском рынке и бесперебойное обеспечение нефтепродуктами. Ценовое регулирование осуществляется только путем таможенно-тарифной и налоговой политики на уровне правительства России, на уровне Карелии оказывать какое-то влияние на цены невозможно.

– Минэкономразвития вместе с прокуратурой республики, МВД, Управлением Федеральной антимонопольной службы и другими структурами участвует в совместной работе по противодействию в Карелии ценовому сговору. То есть таковой все-таки имеет место на нашем бензиновом рынке?

–  На последней межведомственной комиссии мы обсуждали «бензиновый» вопрос, и руководитель карельского УФАС Елена Котелкина сказала, что антимонопольная служба ведет соответствующую работу с компаниями, участвующими в торговом процессе, вопрос о нарушениях рассматривается, но выводы пока озвучивать рано.

–  Получила ли республика какой-то экономический эффект от долгосрочного сотрудничества с ТНК?
–  Думаю, что на этот вопрос может ответить только правительство Карелии. Мы волей-неволей пришли к выводу, что без развития конкурентного рынка цены в Карелии будут большими. Какое-то движение вперед осуществляется – не так давно на наш рынок пришли и «Лукойл» и «Славнефть». Но как быстро они станут по-настоящему конкурентоспособными компаниями – очень сложный вопрос.

Причины высоких цен, казалось бы, лежат на поверхности. Профсоюзы предлагают выходить на митинг и поддерживать акции протеста, инициированные «сверху» российскими профсоюзами. Однако автотранспортные предприятия и профсоюзы пока не планируют обращаться  к республиканским властям с просьбой повлиять на ценовую политику топливных компаний.

Марина КИВИРЬЯН.

Цены на бензин на АЗС Петрозаводска
на 18 августа 2008 г.

            ТНК       Лукойл    Карелимпэкс    Экотек    ПетроАвто
Аи-80    22.00    22.00        22.00             21.90      21.90
Аи-92    25.90    26.00        26.00             25.90      25.90
Аи-95    26.90    27.00        27.00             26.90      26.80
ДТ         26.70    26.70        26.70             26.50      26.70

 

Комментарии

    Блоги
    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • Максим Тихонов, журналист

      Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

    • 1
    • 2
    • 3