• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Денег в банкоматах нет. Но вы держитесь!

20 сентября 2016 годаДеньги

Если перефразировать крылатую фразу Дмитрия Анатольевича, то ее можно смело вывешивать в качестве девиза на экраны банкоматов в Калевале.


В поселке Калевала на сегодняшний день проживает около 4 тысяч человек. Много это или мало? С точки зрения демографии, конечно же, мало. Но согласитесь, это вовсе не повод, чтобы лишать население районного центра благ цивилизации, которые по умолчанию должны быть доступны в любом даже небольшом городе или поселке районного значения в Карелии.

И речь сегодня мы поведем о финансах. Точнее — о финансовых романсах, которые на протяжении уже многих лет выматывают нервы калевальцам. В поселке просто жуткая проблема с деньгами. Не в смысле их общей нехватки, а в смысле нехватки их физического выражения, то есть банкнот.

В советские времена как-то ходил анекдот: почему (чукчи, молдаване и далее по списку, нужное подчеркнуть) не едят огурцы в трехлитровых банках? Ответ - потому что голова в банку не влезает. Перефразируя этот анекдот, можно сказать, что калевальцы не любят хранить деньги в банках. Но не потому что рука в банку не влезает, а потому что обналичить свои деньги из банка бывает весьма проблематично.

Судите сами. Большая часть работающих в Калевале и пенсионеров получают свои зарплаты и пособия на банковские карты. И это не только бюджетники. С учетом того, что практически все предприятия поселка, кроме местного частного бизнеса, - это филиалы, удаленные от центров, то надо понимать, что и эти категории работников получают зарплаты на карту.

При всем этом в Калевале установлено всего три банкомата. При этом всего один (Карл!) банкомат работает только на прием купюр, два — только на выдачу. Но и это еще не все: банкомат в торговом центре ведет себя очень странно — то выдает, то не выдает, то обрабатывает платежи (улуги, Интернет и т.д.), то не обрабатывает. То просто, без видимых причин, выплевывает карту. При этом необходимо добавить, что в полном своем функционале не работает ни один из банкоматов поселка: у каждого из них вечно что-то «в данный момент» недоступно. А теми банкоматами, которые установлены в зале филиала банка, можно воспользоваться только до 16.00 в будние дни. Кто не успел — тот опоздал...

Самая неразрешимая проблема, с которой постоянно сталкиваются калевальцы — это выдача наличных. Чаще всего их в банкоматах просто нет, о чем вам радостно сообщает уведомление, что, дескать, в настоящее время выдача наличных невозможна. Иногда это «настоящее время» растягивается на много дней. А был как-то момент, когда единственный на тот момент работающий банкомат выдавал всем исключительно сторублевки. При этом специалист банка, сидящий в зале с банкоматами, на все возмущенные реплики и вопросы посетителей только разводит руками и пожимает плечами. Ну что сделать, филиал, он и есть филиал…

Дело доходит уже до курьезов: люди перечисляют со своих карт деньги на карты знакомых и родственников в Костомукше или Петрозаводске, чтобы те обналичили деньги и передали их с попутками в Калевалу. Такой вот загадочный финансовый оборот...

Конечно, в большинстве магазинов районного центра спокойно можно расплатиться и банковской картой, но надо понимать специфику жизни в поселке, когда массу платежей люди проводят наличными средствами. Купить дрова, рыбу, например, расплатиться с работниками. В Калевале очень популярен местный рынок, но там все покупки можно совершить только «по налу». К тому же большая часть пенсионеров поселка использует традиционные способы оплаты коммунальных услуг. Ну, ни в какую они не желают использовать ни онлайн-банкинг, тем более, что далеко не у всех есть компьютеры, смартфоны и доступный Интернет.

Играет свою роль и традиционное для сельской местности недоверие к электронным кошелькам. Как-то сельский человек чувствует себя намного спокойнее, зная, что его зарплата лежит у него купюрами в кошельке, а не на экране. Тем более кризис и непонятно, что завтра может стать с рублями, с банками и всеми платежными системами. Тем более, видя, с какими выкрутасами работают банкоматы в поселке. Все это никак не добавляет доверия клиентов.

Пару слов надо сказать и о работе местного отделения банка на два окошечка, одно из которых чаще всего просто не работает. Очереди — как в мавзолей Ленина в советские времена, или за водкой во времена горбачевского «сухого закона». Давка в небольшом помещении филиала иногда создается просто неимоверная. Конечно же, в данном случае глупо в чем-то обвинять сотрудников филиала, они стараются как могут, но гнев — стихия неуправляемая, часто люди срываются именно на них, хотя ведь не они устанавливают такие правила.

За примерами далеко идти не надо. Привезли в торговый центр новый банкомат (взамен того, который системно «глючит»), так он уже две недели стоит в «предбаннике» замотанный в пленку и что-то никто не спешит его вводить в действие. Люди ходят мимо, спрашивают дуг у друга — ну, когда уже? Когда? И никто ничего не знает…

Обращений по поводу безобразно организованного обслуживания в филиале, нехватки банкоматов и их плохой работы была масса. И местная пресса об этом неоднократно писала. А что в ответ? Сокращение штатов в филиале и сокращение времени работы самого филиала. Из шести банкоматов, которые худо-бедно работали еще в прошлом году, осталось три полуработающих. Крутитесь, как хотите!

Выбирать, к сожалению, не из чего. И даже если вы связались с другим банком и установили с ним финансовые отношения, далеко не факт, что ваша сторонняя банковская карта, на «ура» будет приниматься к обслуживанию в калевальских банкоматах.

Как-то, прошлым летом, сидя в машине у торгового центра, наблюдал, как работают инкассаторы. Подъехали на броневике, три мордоворота с автоматами (у одного он был снят с предохранителя) и в брониках вышли. От одного их черного «спецвида» мурашки по коже. Так вот один из инкассаторов довольно бесцеремонно развернул молодую парочку, которая шла в это время в магазин и отправил обратным курсом. Сколько пафоса, сколько бравады и совершенно неуместной агрессивности. Надо ли так? Чай не в центре Москвы кассу снимают, всего лишь в Калевале… Хотя понятно — инструкции, порядок. Но почему-то в вопросах функционала банкоматов такого же порядка нет. А должен, по уму-то, во всем порядок быть: не о фантиках идет речь, а о реальных, честно заработанных гражданами страны деньгах.


Андрей ТУОМИ             

 

Комментарии