• EUR: 73,0892
  • USD: 64,7380

Дежавю

25 июля 2014 годаДеньги

Некоторые выводы по итогам прошедшего в Карелии бизнес-форума

23-24 июля в Петрозаводске состоялся бизнес-форум “Развитие предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Карелия, в том числе в моногородах”, основными организаторами которого выступили Совет безопасности России и республиканское правительство. Помимо руководства республики и глав муниципальных образований в работе форума приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, российских объединений предпринимателей и регионов-лидеров в привлечении инвестиций.

Как и предполагалось, на форуме обсудили вопросы повышения инвестиционной привлекательности и улучшения предпринимательского климата в Карелии. Участники мероприятия познакомились с опытом других российских регионов, преуспевших в этом направлении. Насколько полезен будет прошедший бизнес-форум в решении проблем карельской экономики? Удастся ли реализовать хотя бы часть из прозвучавших предложений? Остановимся на наиболее интересных из них.

Нестандартный инвестиционный стандарт

Как известно, начиная с августа прошлого года, в Карелии идет внедрение регионального инвестиционного стандарта, который был разработан Агентством стратегических инициатив (АСИ) и обязателен для внедрения во всех субъектах федерации. Его внедрение в Карелии, мягко скажем, идет не лучшим образом.



Так, руководитель представительства АСИ в СЗФО Евгений Лебедев в своем докладе на форуме заявил, что руководству республики «…нужно уделить особое внимание завершению внедрения стандарта в Карелии». Есть и соответствующие поручения от федеральных органов власти. Во всех регионах он должен быть внедрен до конца этого года.

У Карелии есть всего лишь четыре месяца на то, чтобы выполнить 10 из 15 обязательных требований стандарта. В то, что удастся за это короткое время выполнить эти требования, верится с трудом. Со следующего же года Карелия войдет в Национальный инвестиционный рейтинг. Думается, что карельское правительство опять ждут неприятные «неожиданности».

Но даже если формально внедрение стандарта будет признано экспертной группой, которая создана и работает при Институте экономики КарНЦ РАН, то со следующего года начнется постоянный мониторинг инвестиционного климата, вести который будет та же экспертная группа. Кстати, она продолжит работу вплоть до 2019 года, и ее полномочия будут существенно расширены за счет подключения к новым проектам АСИ – Национальному инвестиционному рейтингу, проекту «Региональная предпринимательская инициатива» и внедрению Каталога лучших муниципальных практик в области привлечения инвестиций. О необходимости активизации работы по внедрению стандарта со стороны экспертной группы постоянно говорится и пишется в последнее время. Но его внедрение идет крайне медленно, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность и бизнес-климат в регионе.

Между тем, на форуме не только представитель АСИ говорил о роли инвестиционного стандарта в привлечении инвестиций. Все выступающие от регионов-лидеров по привлечению инвестиций (Татарстан, Вологодская, Калужская и Кемеровская области) касались этого инструмента. Ведь в нем представлены те минимальные обязательные условия, которые должны быть созданы в регионе, если он активно ищет и привлекает инвесторов. К слову, во всех этих регионах внедрение стандарта уже завершено.

Градообразующие предприятия как «точки сборки» бизнесов



Сразу несколькими участниками форума была озвучена мысль о том, что в центре внимания при модернизации моногородов должны находиться градообразующие предприятия. Именно они являются своеобразными «точками сборки» различных бизнесов, создавая стимулы для их развития.

Вокруг любого крупного предприятия формируется масса малых и средних производств. Поэтому процессы модернизации градообразующего предприятия должны быть синхронизированы с проектами развития малого бизнеса, инфраструктурными и социальными проектами, чего фактически нет в имеющихся сегодня комплексных инвестиционных планах развития карельских моногородов.

Дело в том, что модернизация любого производства, как правило, сопровождается высвобождением трудовых ресурсов, для которых надо создавать альтернативные рабочие места. А для этого необходимо обеспечить эффективное взаимодействие руководства градообразующего предприятия, органов местного самоуправления, местного бизнес-сообщества и региональной власти.

Решением проблемы высвобождения трудовых ресурсов и, одновременно, инструментом диверсификации моногородов может быть создание при градообразующих предприятиях бизнес-инкубаторов и индустриальных парков для размещения малых и средних компаний. Подобная практика уже доказала свою эффективность в ряде российских моногородов, о чем соответствующие примеры на бизнес-форуме приводили представители Вологодской и Кемеровской областей.

В частности, вице-губернатор Вологодской области Алексей Кожевников на целом ряде примеров показал, что не имеет смысла создавать «с нуля» новые производства и запускать дорогостоящие промышленные мегапроекты, когда есть градообразующие предприятия, которые при правильном подходе становятся «точками сборки» различных бизнесов. Также участниками форума с интересом было воспринято предложение руководителя представительства АСИ в СЗФО Евгения Лебедева о создании при карельских градообразующих предприятиях бизнес-инкубаторов для малых спин-офф компаний.

Несмотря на то, что эти примеры были представлены как передовая российская практика развития моногородов, следует напомнить, что Институтом экономики КарНЦ РАН еще в 2011 году было проведено исследование и подготовлен пакет предложений по созданию индустриальных парков и бизнес-инкубаторов при градообразующих предприятиях в карельских моногородах.

Более того, детально были проработаны возможности создания сателлитных производств при целлюлозно-бумажных комбинатах и дана оценка того, на основе каких непрофильных производственных подразделений предприятий могут быть созданы самостоятельные бизнес-единицы, какие виды производств могут быть переданы на аутсорсинг и размещаться в создаваемом индустриальном парке. А в одной из аналитических записок, подготовленных институтом в начале этого года, были предложены и организационные схемы создания индустриальных парков при градообразующих ЦБК. Но ни три года назад, ни сейчас эти предложения не были восприняты правительством. Поистине, нет пророков в своем отечестве…

Комплексные проекты – основа развития и привлечения инвестиций



Общей канвой во многих выступлениях приглашенных участников бизнес-форума прошла идея о необходимости использования комплексного подхода в развитии моногородов, которые бы включали в себя стратегию развития градообразующих предприятий, проекты развития малого и среднего бизнеса, городской и транспортной инфраструктуры, объектов социальной сферы. Для Карелии разработка и реализация комплексных проектов развития территорий является не столько желательным, сколько обязательным инструментом повышения инвестиционной привлекательности районов и городов.

По мнению заместителя руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Роберта Галиулина, именно комплексный подход лежит в основе создания таких инфраструктурных объектов для привлечения инвесторов, как индустриальные парки, технопарки, зоны территориального развития. Недостаточно только предоставить площадку для размещения новых производств. Она должна быть обеспечена электрической и тепловой энергией, подъездными путями, складскими терминалами, иной инженерной инфраструктурой, сопутствующими производствами и сферой услуг, а также, что немаловажно, жильем и социальными объектами.

По мнению заместителя министра экономического развития Калужской области Дмитрия Абрамова, типичной ошибкой многих регионов при привлечении инвесторов и трудовых ресурсов является незначительное внимание, уделяемое созданию соответствующей культурной, социальной и досуговой среды, то есть, созданию нормальных и комфортных условий для жизни людей. Ведь конечная цель привлечения любых инвестиций в регион – это повышение качества и уровня жизни людей.

Будут созданы соответствующие условия, в которых люди захотят жить – придут и инвестиции. Поэтому социальная составляющая крупных комплексных инвестиционных проектов играет не менее важную (а часто – определяющую) роль в успехе их реализации. К сожалению, часто на первый план выходят экономические и бюджетные показатели, а не социальные.

К слову сказать, еще три года назад карельские экономисты также выходили на правительство республики с предложениями о формировании и реализации в республике ряда пилотных проектов комплексного развития территорий, под которые можно было бы привлечь и федеральные, и частные инвестиции.

Осенью 2012 года на заседании Совета глав муниципальных образований Карелии, которое проходило с участием главы республики, соответствующие предложения от Института экономики КарНЦ РАН были озвучены и вызвали неоднозначную реакцию со стороны руководства региона. Был озвучен комплексный проект по созданию на базе нежилых или теряющих свое население исторических сельских населенных пунктов Карелии экопоселений, вокруг которых могли бы быть созданы туристско-рекреационные центры и сформирован региональный кластер деревянного домостроения (через два года эта идея была подхвачена и уже реализуется в Вологодской области). Также прозвучали предложения по созданию зоны территориального развития и экотехнологического кластера в Северном Приладожье, которые также не получили поддержки. Подобные проекты сегодня реализуются в ряде российских регионов. Что ж, похоже, время все расставляет на свои места…

Некоторые секреты успеха регионов-лидеров… Применимы ли они к Карелии?

На что еще следует обратить внимание по итогам прошедшего бизнес-форума, так это на отлично представленный опыт регионов-лидеров в привлечении инвестиций – Республики Татарстан, Калужской, Вологодской и Кемеровской областей.

Много интересных идей и решений в плане привлечения инвестиций было представлено вице-губернатором Вологодской области Алексеем Кожевниковым. Особого внимания заслуживают три идеи.

Первая – группировка малых инвестиционных проектов вокруг модернизации градообразующих предприятий (об этом уже было сказано выше). Вторая – создание института инвестиционных уполномоченных в каждом муниципальном образовании, которые лично отвечают за эффективность работы с конкретными инвесторами (как известно, если ответственность за реализацию какого-либо проекта персонифицирована, то его эффективность на порядок выше). Третья – усовершенствованная система финансовой и гарантийной поддержки предпринимателей. Эта идея требует особого описания.

В Вологодской области, в отличие от Карелии, отказались от предоставления безвозмездных грантов субъектам малого и среднего бизнеса. Финансовая поддержка предоставляется на возвратной и возмездной основе, но проценты за пользование кредитными деньгами на порядок меньше банковских процентов. Кроме того, доходы, получаемые в результате такой финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реинвестируются и капитализируются, ежегодно увеличивая областной фонд его поддержки.

Результат – ежегодный объем государственной поддержки предпринимательства – от 250 до 300 миллионов рублей, и год от года эта цифра растет (напомним, что в 2014 году общий объем средств на поддержку малого и среднего бизнеса в Карелии составил 16 млн. рублей). Руководство области в качестве следующего этапа планирует распространить эту схему и на все муниципальные образования.

Кстати, со стороны Института экономики КарНЦ РАН предложения по совершенствованию системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса и созданию института инвестиционных уполномоченных также неоднократно направлялись и озвучивались. Как видим, напрасно.

Раскрывая секреты успеха инвестиционной политики Татарстана, заместитель руководителя Агентства инвестиционного развития Роберт Галиулин отметил, что начинать надо именно с инвестиционной стратегии, создания базовых условий для работы с инвесторами и единых «правил игры» (о чем члены экспертной группы, работающей в Карелии, и ученые Института экономики КарНЦ РАН говорят постоянно). Татарстан в своей инвестиционной политике делает ставку на создание особых экономических зон и индустриальных парков, в которых на приоритетной основе размещаются импортозамещающие производства. Во-первых, ставка на них оправдала себя в нынешних условиях введения экономических санкций против России, когда российское правительство сделало приоритетом развитие импортозамещающих производств. Во-вторых, именно импортозамещающие производства сегодня как никакие другие могут претендовать на различные формы господдержки.

Подводя итог, хочется напомнить, что в последнее время в ряде карельских СМИ появляются публикации, где говорится о якобы плохо проработанных предложениях и аналитических записках карельских ученых-экономистов. Это, мол, и является причиной их низкой востребованности правительством Карелии. Так ли это?

Даже из этого краткого обзора видно, что предложения и идеи карельских ученых-экономистов в полной мере соответствуют передовой практике других российских регионов в деле привлечения инвестиций и улучшения бизнес-климата. Тогда в чем же кроется действительная проблема? В неготовности (или нежелании) руководства республики их использовать или внедрять? Или есть еще какие-то невидимые для нас причины?

И еще. В одной из аналитических записок, подготовленных Институтом экономики КарНЦ РАН в октябре прошлого года, было высказано предложение о том, что вместо массы разных мероприятий на тему инвестиций и малого бизнеса в Карелии может быть организована одна крупная площадка, на которой не только мог бы быть организован эффективный диалог власти и бизнеса, но и активный обмен лучшими практиками и опытом с другими российскими регионами. Такая площадка состоялась. И неважно, было ли взято на вооружение наше предложение, или идея форума пришла откуда-то еще. Но хочется надеяться, что это не разовая акция и не очередной «плюсик» в подготовке к 100-летию Карелии, а мероприятие, которое будет проводиться в Карелии на постоянной основе, так как польза его для всех очевидна.


Евгений Жирнель,
заместитель директора Института экономики
КарНЦ РАН

Фото: www.gov.karelia.ru

 

Комментарии

    Блоги
    • 1
    • 2
    • 3