• EUR: 67,6162
  • USD: 63,6807

Финские ледоколы ломают льды Русской Арктики

08 декабря 2014 годаДеньги

Ледовое судоходство международные санкции не заморозят

Пожалуй, нельзя назвать другую отрасль финской промышленности, которая бы настолько прочно была связана с российским рынком, как ледоколостроение. Даже поставки древесины из России обеспечивают лишь пятую часть сырьевых потребностей деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных комбинатов Финляндии, а российское арктическое судоходство не обходится без финских ледоколов еще с советских времен.

Построенный финнами в середине 50-х гг. прошлого столетия корабль “Капитан Белоусов” стал первым дизель-электроходом в ледокольном флоте СССР. И хотя после распада Советского Союза “Капитан Белоусов” стал ходить под украинским флагом, наша страна на протяжении десятилетий остается крупнейшим рынком для финских компаний, специализирующихся на ледовых технологиях. Достаточно сказать, что бывшие советские, а ныне российские ледоколы “Ермак”, “Красин”, “Адмирал Макаров”, “Диксон” имеют финское происхождение.



По оценке экспертов, в Арктике сейчас работают около сотни ледоколов. Шестьдесят из них были построены финнами. Как заметил генеральный директор проектно-конструкторской компании из Хельсинки Aker Arctic Technology Реко-Антти Суоянен, этому факту есть историческое объяснение: “Если взглянуть на карту, Финляндия очень напоминает остров, и финская внешняя торговля зависит от морских путей. Но все наши морские порты зимой замерзают, поэтому мы были просто вынуждены заняться строительством ледокольного флота. Еще в 50-х мы стали разрабатывать проекты арктических судов для морской логистики и с годами накопили огромный опыт”.



Построенные более полувека назад ледоколы “Voima” и “Urho” давно стали одной из достопримечательностей финской столицы. Однако финны не спешат превращать эти корабли в музейные экспонаты – оба ледокола могут в любой момент выйти на помощь застрявшим во льдах судам. По словам генерального директора судоходной компании Arctia Shipping Теро Ваурасте, названный в честь бывшего президента Финляндии Урхо Кекконена дизель-электроход будет находиться на ледовом дежурстве еще как минимум десять лет. Мощности “Urho” хватило бы для обеспечения электроэнергией небольшого финского города. Даже списанный в начале 90-х гг. ледокол “Sampo”, который находится в порту Кеми, до сих пор выходит в море и возит по Ботническому заливу туристов.



Однако Россия, прежде всего, заинтересована в постройке ледоколов, способных обеспечить навигацию в условиях высоких арктических широт. Как сообщил генеральный директор Aker Arctic Technology Реко-Антти Суоянен, в настоящее время компания работает над проектами нескольких ледокольных судов для России. В их числе – суда по перевозке сжиженного природного газа, которые понадобятся при освоении арктических месторождений.

 

“Мы занимаемся проектированием судов от разработки концепции до постройки. Для этого у нас имеется современная испытательная лаборатория, которая позволяет проводить тестирование оборудования в разных ледовых условиях. Но зачастую на воплощение идеи уходит не один год. Для этого требуется огромный объем научно-исследовательской и конструкторской работы. К примеру, концепция так называемого ассиметричного ледокола возникла еще 20 лет назад, а построить его мы смогли только в этом году – в сотрудничестве с верфями в Хельсинки и Калининграде. Сейчас мы разрабатываем проект ледокольного тримарана, однако надеемся, что реализация этого проекта не растянется на 20 лет”, - рассказал Реко-Антти Суоянен.

 

Поскольку, по словам генерального директора Aker Arctic Technology, одними из основных заказчиков финских ледоколов являются российские нефтегазовые и судоходные компании, “Вести Карелии” не могли не поинтересоваться, не пострадали ли эти заказы от международных санкций, введенных странами ЕС в отношении России из-за украинского кризиса. Как пояснил Реко-Антти Суоянен, компания Aker Arctic Technology строит ледокольный флот, и поскольку эта продукция напрямую не связана с нефтедобычей, то она не попадает под действие международных санкций. Однако, как признал Суоянен, санкции влияют на компанию косвенно.

“Из-за них затягиваются многие проекты в области арктического судоходства. Они связаны с большими инвестициями, а затруднение доступа российской стороны к инвестициям приводит к задержкам в реализации проектов”, - сказал генеральный директор Aker Arctic Technology.  



Впрочем, финская сторона готова не только строить ледокольный флот для России, но и оказывать ледокольные услуги для российских судов. Как отметил генеральный директор судоходной компании Arctia Shipping Теро Ваурасте, три года назад из-за тяжелой ледовой обстановки в Большом порту Санкт-Петербурга скопились десятки судов, однако финские ледоколы не могли прийти к ним на помощь из-за отсутствия разрешения на вход в территориальные воды России. Нынешней осенью российское и финляндское министерства транспорта подписали двухстороннее соглашение об оказании ледокольных услуг, и этот документ открыл новое направление сотрудничества соседних стран в области ледового судоходства.

Валерий Поташов,
Хельсинки-Петрозаводск    

 

Комментарии

  • резиновая зина08.12.2014 | 21:03Ссылка
    Не понимаю чем тут нужно гордится ? Ледокольную проводку в собственных портах обеспечить сами не можем. Весь флот России растащили ,начиная с Собчака, по частным московским и питерским лавочкам. Моряки все ушли под зарубежные флаги лишь бы не иметь дело с родными судовладельцами с их ржавыми калошами. 15 лет Путин и его кореша отсидели на пиковых ценах на нефть. Цена чуть упала и за 2 месяца все зашаталось как карточный дом. Скоро финны с паровым котлом ледоколы продадут, то это уже высокими технологиями в России будет. Поможите Христа ради с ледоколами , господа буржуииии.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3