12:00, 29 Июня 2017
У бюджетного «пирога». Проблемы госзакупок в Карелии

Одна из серьезных проблем для предпринимателей, участвующих в госзакупках в Карелии - невыполнение заказчиками обязательств по оплате уже выполненных контрактов. Но даже, когда госзаказчики платят исправно, у бизнеса есть немало причин отказываться от участия в госзакупках - они  не могут конкурировать с участниками картельных сговоров.

Количество жалоб предпринимателей, связанных с госзакупками, выросло за последние два года. Об этом заявила уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова на форуме для предпринимателей Северо-Западного федерального округа, прошедшем в Петрозаводске. По словам бизнес-омбудсмена, доля жалоб на госзакупки в общем числе обращений предпринимателей в 2014 году составляла 2%, а в 2016 году выросла до 11%

Значительная часть таких жалоб связана с платежной дисциплиной госзаказчиков.

«Заказчики ищут разные пути, чтобы не подписывать акты приемки выполненных работ, чтобы отложить оплату», - пояснила Гнетова.

По ее словам, зачастую это вызвано тем, что в муниципальных бюджетах просто нет средств для оплаты по муниципальным контрактам.

Бизнес-омбудсмен отметила, что невыполнение обязательств со стороны государственных и муниципальных заказчиков не снимает с предпринимателей обязанности по уплате налогов и страховых взносов. И они оказываются в безвыходном положении.

«Неплатежи убивают бизнес. Для малого бизнеса эти контракты зачастую единственный источник существования. Если им не платят по госконтрактам, то они не могут заплатить налоги, доходит до ареста счетов и банкротства», - добавила Гнетова.

Чтобы повысить платежную дисциплину со стороны госзаказчиков власти Карелии готовы на самые неординарные шаги. Например, обратится к опыту дореволюционной России.

Заместитель председателя госкомитета по управлению госимуществом и организации закупок Карелии Елена Игнатенкова провела целый экскурс в историю государственных закупок в Российской империи со времен Ивана Грозного. По мнению автора исследования, некоторые достижения тех времен можно было бы воплотить в современной России.

Например, в дореволюционные времена предприниматели были защищены от неплатежей особым законом, который предусматривал ответственность государственных заказчиков. За каждый день просрочки платежей они были обязаны выплачивать  подрядчикам пени. Даже смерть предпринимателя не снимала с госзаказчика обязательств по уплате долга – деньги получали наследники.

Еще одним примером полезного опыта дореволюционной России замглавы госкомитета назвала правило, согласно которому при заключении договора подряда для государственных нужд учитывался территориальный признак. Преимущественным правом на получение подряда пользовались предприниматели, проживающие на  территории, где планируется проводить указанные в договоре работы.

По мнению Игнатенковой, этот принцип необходимо применять в современной России.

«Конечно, у нас все регионы находятся в едином правовом поле. Но нельзя забывать и о необходимости развития муниципальных образований, о том, что наполнение местных бюджетов зависит от местных предпринимателей», -  добавила зампредседателя комитета.

Впрочем, все эти идеи могут остаться лишь благими пожеланиями из-за ухудшающегося финансового положения малого бизнеса. У предпринимателей зачастую просто не хватает оборотных средств, чтобы исполнить госконтракт в расчете на будущую прибыль.

В этой связи власти Карелии изучают востребованность авансовых платежей исполнителям госконтрактов. Игнатенкова предложила участникам форума высказаться о том, насколько востребованы бизнесом авансовые платежи при заключении госконтрактов с победителями аукционов по госзакупкам.

По мнению предпринимателей, возможность заключения госконтрактов при условии авансовых платежей  делает такие госзакупки более привлекательными для участников торгов.

Об этом говорил предприниматель Дмитрий Чебаков, известный в Карелии как активист Общероссийского народного фронта. Он высказал предложение проводить все аукционы с условием авансовых платежей в размере 30% от цены контракта. По мнению Чебакова, это может стать альтернативой кредитования малого и среднего бизнеса, который испытывает недостаток оборотных средств для выполнения, в том числе, госконтрактов.

«Вместо того, чтобы закладывать в банке автомобиль, квартиру, он (предприниматель – прим. ред.) возьмет эти 30%», - пояснил Чебаков.

Предприниматель считает, что такие условия привлекут больше участников торгов, а это, в свою очередь, приведет к снижению цены контрактов.

«Нам говорят: вы 30% возьмете и убежите. Но можно ведь заключать такие контракты только с теми, у кого уже есть 10 выполненных контрактов на такую же сумму»,  - предложил предприниматель.

Он также обратил внимание, что цена контрактов для малого бизнеса, как правило, не превышает нескольких миллионов рублей и 30% аванса не слишком большая сумма, чтобы исполнитель решил скрыться с полученными деньгами, не выполнив взятые на себя обязательства.

Игнатенкова с этим не согласилась. По ее словам, случаи, когда предприниматели, получив аванс, отказываются от исполнения контракта – не редкость.

«Есть те, кто специально отслеживает такие закупки. Особенно, с этим сталкиваются органы местного самоуправления. Заплатили 30%, например, за поставку автомобиля, а потом ни автомобиля, ни денег», - добавила зампредседателя комитета.

Вместе с тем, она отметила, что власти Карелии заинтересованы в повышении привлекательности госзакупок для малого бизнеса и готовят комплекс соответствующих мер. Госкомитет рассмотрит возможности увеличения числа госзакупок с авансированием.

Но главным бичом, бьющим как по интересам бизнеса, так и государственнного бюджета остаются картельные сговоры.

Об этом рассказал предприниматель Дмитрий Чебаков. В числе других активистов ОНФ он раскрыл скандальные сделки по поставкам медицинского оборудования в больницы Карелии. Теперь его опыт активно перенимают другие регионы страны. Вместе с единомышленниками он составил методическое пособие, которое было передано в ФАС РФ и сейчас используется для выявления картелей.

Так что такое картельный сговор, чем он опасен и как его выявить еще до того, как бюджетные миллионы ушли в чьи-то карманы? Об этом Чебаков рассказал в интервью «Вестям Карелии».

 - Каковы главные признаки картельного сговора?

- Есть несколько «индикаторов», которые уже на этапе размещения объявления о госзаказе на площадке электронных торгов позволяют говорить о сомнительности сделки. Если, например, требования к оборудованию прописаны под конкретную марку – это могут быть точные размеры до микрона, уникальные материалы, используемые только одним производителем.

Второй индикатор – сравнение цен – означенной стартовой цены и цен на аналогичное оборудование на рынке. Сравниваешь – а для этого нужна одна компьютерная программа и личное желание – и волосы дыбом: в Карелии, например, цены в полтора-два раза были выше, чем в обеих столицах. Третий пункт, который дает возможность рассмотреть сделку на предмет сговора- очень короткие сроки поставки оборудования- томограф за два дня. Мы с этим сталкиваемся часто.

Почему такая избирательность – кого-то допустить к торгам, прописав заявку именно под определенный товар, по завышенной цене, поставляемый конкретной фирмой? А кого-то, с аналогичным и ничуть не худшим товаром, к торгам не допускают. Результат – в ходе торгов по предварительному сговору утрачивается состязательность, цена вовсе не падает, как должно было быть, а выгоду получают заранее определенный круг лиц. Это неэффективно с точки зрения бизнеса и несправедливо чисто по-человечески.

Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что искусственно сужается круг потенциальных поставщиков, вводятся такие «запирашки», которые мешают честной конкуренции и не работают на снижение цены. Например, заказчик настаивает на том, что ручка, которую он хочет приобрести имеет длину в 122 мм. При анализе требований заказчика остается непонятным- почему именно в 122 мм. Зато заранее ясно – такую ручку делает только фирма «З» и никто больше. И, зачастую, пользуясь своими правами, заказчик на все запросы отвечают стандартной фразой: «Мотивы своих действий объяснять не обязаны». Согласитесь, это повод задуматься. Почему и отчего нужен именно этот товар?

- Но ведь в сфере закупок медицинского оборудования есть уникальные товары?

- Безусловно, это высокотехнологичные приборы, которые, например, производит только несколько фирм. Но мы-то говорим о том сегменте, где на равных условиях могут конкурировать и российские производители, и западные. Кстати,102 постановление правительства РФ «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко оговаривает приоритеты российских производителей перед западными. И почему-то именно это постановление не работает. По имеющимся у меня данным мы можем говорить о его саботаже на уровне местных чиновников.

Согласитесь, например, российский стерилизатор, имеющий сходные с иностранным аналогом параметры и качества, но по более низкой цене предпочтителен, по обычной логике. Но по чиновничьей логике, которая, возможно, диктуется теми самыми картельными сговорами, нужно купить западный аппарат, который не факт, что лучше. Свои задачи они выполняют одинаково. Но, «мотивы своих действий...»

- «Убедив» Минздрав РК в неправомерности закупки стерилизаторов по завышенным ценам и у заранее определенного поставщика, вы…

- Мы сэкономили бюджетные деньги и получили опыт по выявлению сомнительных сделок, который сегодня активно транслируем, например, мы помогали оспорить сделку в Самарской, Московской области на 111 млн, в Чебоксарах, в Белгороде. И таких активистов по стране- сотни.

Вступая в полемику с Минздравом об отмене аукциона по поставке медоборудования, который впоследствии был отменен ФАС РК, мы не примеряли плащи супергеров и не желали войны. Наша цель – не конфронтация с чиновниками комитетов, отвечающих за осуществление госзакупок, а реальная экономия бюджетных средств. Добились отмены аукционов, снизили цену на 20%. В пересчете на миллионы- это очень весомая финансовая масса.

- Получается, что общественность – лучший контролер?

- Смотрите сами: чиновник обязан выполнить определенный госзаказ, обеспечить поставку для нужд государства. Цена его не всегда волнует – выделено 200 млн, все освоим, найдем подходящего поставщика и освоим.

Иногда создается впечатление, что морочиться с поиском эффективной сделки – не его компетенция. ФАС не может отменить, например, сомнительную сделку, даже если видит очевидно завышенную цену, нет формальных оснований- буква закона и требований к оформлению торгов соблюдена. Остаемся мы: активисты, или предприниматели, которым не дают возможности конкурировать на равных основаниях, общественники. Ну не вводить же в штатное расписание комитета по закупкам или контрольного комитета должность «честный закупщик»?

Мы пытаемся решить эту проблему на федеральном, законодательном уровне - для того, чтобы все постановления и указы заработали, предлагали изменить одно слово: при формировании начальной максимальной цены заказчику, только рекомендуется провести сравнительный анализ цен. Видите разницу- рекомендуется или обязаны? Ведь если чиновник, сотрудник профильного комитета по закупкам даст себе труд отмониторить цену, в том числе у разных производителей, то ход аукциона будет совершенно другим. И сговоров будет меньше, и бюджетные деньги будут сэкономлены, и российские производители получат доступ на рынок.

В 102 постановлении четко сказано относительно определенного перечня товаров – если есть два российских производителя, заявившихся на аукцион, западный производитель не должен даже допускаться к участию –импортозамещение в действии (мы говорим не об уникальных товарах).

На деле же заказчик прописывает условия заведомо под импортный товар, несмотря на то, что этот вид товара входит в перечень и Российский производитель даже выйти на аукцион не может. Прекрасный индикатор – юристы, которые представляют, например, тот или иной региональный Минздрав или комитеты по закупкам в ФАСе и судебных разбирательствах. Их нанимают крупнейшие кампании-поставщики медоборудования и лекарств, которые уже «поделили» рынок. Один и те же опытные юристы в разных городах защищают интересы этих холдингов. Как пробить эту защиту российским производителям, не имеющим таких масштабов, объемов и средств?

В результате активной работы проекта «За честные закупки» при поддержке ОНФ, сейчас многие заказчики, попав под пристальный общественный контроль, стали намного аккуратнее подходить к выставляемым требованиям, к формированию начальной цены. И это правильно – конкурировать должны товары, производители, а не только поставщики. Совместными усилиями мы пытаемся переломить ситуацию и заставить обратить заинтересованное внимание заказчика к российским аналогам, разумеется, это обязывает и самих отечественных промышленников поставлять высококлассную и качественную продукцию. Выгода очевидная, но требуется огромное приложение сил.

- Ваша трехлетняя «борьба» в Карелии за четные закупки обернулась для вас печальной известностью.

- Известность мне не нужна. Другое дело, что моей фамилией часто «пугают», ко мне обращаются многие поставщики, чтобы оспорить сомнительную сделку, выявить ее на начальных стадиях. Помогаем и ФАС, представляем материалы для арбитражных судов. Для меня лично и моего бизнеса это были три непростых года - и попытки возбудить уголовные дела, и запреты, и затягивание выплат по контрактам, и испорченная кредитная история. Но, как говорится, «за державу обидно», останавливаться не будем. Я же сапер, так что живем без права на ошибку.

Впрочем, «держава» в лице карельских властей к личности Дмитрия Чебакова относится с опаской.  Приглашая корреспондента «Вестей Карелии» на форум, где участвовал Чебаков, в пресс-службе правительства намекнули, что если он будет там выступать, то не надо это слишком афишировать.  

Алексей УККОНЕ

Комментарии

Гость
Сегодня, 23 октября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

23.10.2017, 16:20
Антимонопольная служба обнаружила сговор бывшего руководства администрации Сегежского поселения и представителей частной фирмы, выигравшей контракт на установку освещения в городе.
23.10.2017, 12:30
Министерство финансов республики раскрыло списки организаций, имеющих задолженность по налоговым платежам свыше одного миллиона рублей в консолидированный бюджет Карелии.
20.10.2017, 14:10
Должность руководителя перинатального центра в Петрозаводске прочат преподавателю медицинского института ПетрГУ Александру Ившину, ни одного дня не проработавшему практикующим врачом и оштрафованному судом за плагиат при написании научной работы.