• EUR: 68,6623
  • USD: 58,9325

У бюджетного «пирога». Проблемы госзакупок в Карелии

29 июня 2017 годаДеньги

Одна из серьезных проблем для предпринимателей, участвующих в госзакупках в Карелии - невыполнение заказчиками обязательств по оплате уже выполненных контрактов. Но даже, когда госзаказчики платят исправно, у бизнеса есть немало причин отказываться от участия в госзакупках.

 

Эта проблема стала одной их главных на форуме для предпринимателей Северо-Западного федерального округа, прошедшего в Петрозаводске.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Карелии Елены Гнетовой, количество жалоб предпринимателей, связанных с госзакупками, выросло за последние два года. Доля таких жалоб в общем числе обращений к бизнес-омбудсмену в 2014 году составляла 2%, а в 2016 году выросла до 11%

Значительная часть таких обращений связана с платежной дисциплиной госзаказчиков.

«Заказчики ищут разные пути, чтобы не подписывать акты приемки выполненных работ, чтобы отложить оплату», - пояснила Гнетова.

По ее словам, зачастую это вызвано тем, что в муниципальных бюджетах просто нет средств для оплаты по муниципальным контрактам.

Бизнес-омбудсмен отметила, что невыполнение обязательств со стороны государственных и муниципальных заказчиков не снимает с предпринимателей обязанности по уплате налогов и страховых взносов. И они оказываются в безвыходном положении.

«Неплатежи убивают бизнес. Для малого бизнеса эти контракты зачастую единственный источник существования. Если им не платят по госконтрактам, то они не могут заплатить налоги, доходит до ареста счетов и банкротства», - добавила Гнетова.

Чтобы повысить платежную дисциплину со стороны госзаказчиков власти Карелии готовы обратится к опыту дореволюционной России.

Об этом сообщила заместитель председателя госкомитета по управлению госимуществом и организации закупок Карелии Елена Игнатенкова.

В докладе об основах контрактной системы в сфере закупок она провела подробный экскурс в историю государственных закупок в Российской империи со времен Ивана Грозного и отметила, что некоторые достижения тех времен можно было бы воплотить в современной России.

Например, в дореволюционные времена предприниматели были защищены от неплатежей особым законом, который предусматривал ответственность государственных заказчиков. За каждый день просрочки платежей они были обязаны выплачивать  подрядчикам пени. Даже смерть предпринимателя не снимала с госзаказчика обязательств по уплате долга – деньги получали наследники.

Еще одним примером полезного опыта дореволюционной России замглавы госкомитета назвала правило, согласно которому при заключении договора подряда для государственных нужд учитывался территориальный признак. Преимущественным правом на получение подряда пользовались предприниматели, проживающие на  территории, где планируется проводить указанные в договоре работы.

По мнению Игнатенковой, этот принцип необходимо применять в современной России.

«Конечно, у нас все регионы находятся в едином правовом поле. Но нельзя забывать и о необходимости развития муниципальных образований, о том, что наполнение местных бюджетов зависит от местных предпринимателей», -  добавила зампредседателя комитета.

Впрочем, все эти идеи могут остаться лишь благими пожеланиями из-за ухудшающегося финансового положения малого бизнеса. У предпринимателей зачастую просто не хватает оборотных средств, чтобы исполнить госконтракт в расчете на будущую прибыль.

В этой связи власти Карелии изучают востребованность авансовых платежей исполнителям госконтрактов. Игнатенкова предложила участникам форума высказаться о том, насколько востребованы бизнесом авансовые платежи при заключении госконтрактов с победителями аукционов по госзакупкам.

По мнению предпринимателей, возможность заключения госконтрактов при условии авансовых платежей  делает такие госзакупки более привлекательными для участников торгов.

Один из участников дискуссии – предприниматель Дмитрий Чебаков – высказал предложение проводить все аукционы с условием авансовых платежей в размере 30% от цены контракта. По мнению Чебакова, это может стать альтернативой кредитования малого и среднего бизнеса, который испытывает недостаток оборотных средств для выполнения, в том числе, госконтрактов.

«Вместо того, чтобы закладывать в банке автомобиль, квартиру, он (предприниматель – прим. ред.) возьмет эти 30%», - пояснил Чебаков.

Предприниматель считает, что такие условия привлекут больше участников торгов, а это, в свою очередь, приведет к снижению цены контрактов.

«Нам говорят: вы 30% возьмете и убежите. Но можно ведь заключать такие контракты только с теми, у кого уже есть 10 выполненных контрактов на такую же сумму»,  - предложил предприниматель.

Он также обратил внимание, что цена контрактов для малого бизнеса, как правило, не превышает нескольких миллионов рублей и 30% аванса не слишком большая сумма, чтобы исполнитель решил скрыться с полученными деньгами, не выполнив взятые на себя обязательства.

Игнатенкова с этим не согласилась. По ее словам, случаи, когда предприниматели, получив аванс, отказываются от исполнения контракта – не редкость.

«Есть те, кто специально отслеживает такие закупки. Особенно, с этим сталкиваются органы местного самоуправления. Заплатили 30%, например, за поставку автомобиля, а потом ни автомобиля, ни денег», - добавила зампредседателя комитета.

Вместе с тем, она отметила, что власти Карелии заинтересованы в повышении привлекательности госзакупок для малого бизнеса и готовят комплекс соответствующих мер. Госкомитет рассмотрит возможности увеличения числа госзакупок с авансированием.

Алексей УККОНЕ

 

Комментарии

    Блоги
    • 1
    • 2
    • 3