• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Как выживают сельские "олигархи"

17 декабря 2015 годаДеньги

Сетевые магазины, контролирующие, по некоторым данным, уже более 30% розничной торговли в России (а в Европе эта цифра на уровне 75%), вносят свои существенные коррективы в общую картину этого экономического вида деятельности. И если в более или менее крупных городах появление сетевых магазинов и гипермаркетов приводит лишь к корректировке системы розничной торговли и не столь значительному перераспределению прибыли, то в малых населенных пунктах возникновение сетевых магазинов равносильно революционным изменениям во всей структуре розничной торговли.

 

КТО ТОРГУЕТ, ЧЕМ ТОРГУЕТ?

Если рассматривать сетевую розничную торговлю в разрезе отдаленных населенных пунктов в районах Карелии, то тут можно отметить как резко положительные, так и резко отрицательные стороны «вторжения» сетевиков в систему, которая десятилетиями складывалась на принципах патриархальности, традиционности, пресловутой стабильности и отсутствия радикальных перемен.

Кто осуществлял и осуществляет розничную торговлю в поселках Карелии? Традиционно — это магазины потребительской кооперации России и мелкие индивидуальные предприниматели, небольшие общества с ограниченной ответственностью, круг интересов которых замыкается почти исключительно на розничной торговле. Наверное, в любом поселке можно найти магазинчик условного ИП Петрова с громким названием «Фаворит» или «Лидер», в котором можно купить стандартный набор продуктов, бытовой мелочевки, китайской посуды, бижутерии, игрушек и «мыльно-рыльных» принадлежностей. Такой формат магазинов здесь сложился еще со времен советского кооперативного движения времен поздней Перестройки.

 

СЕЛЬСКИЕ «ОЛИГАРХИ»

Некоторые предприниматели уходят полностью в сторону торговли продуктами питания, другие — наоборот, предпочитают менее оборотный, но и менее рисковый путь торговли изделиями легкой промышленности.

Такой вид торговли, как киоски, достаточно распространенный в городах, не слишком  прижился на периферии республики, что вполне объяснимо: киоски, прежде всего, ориентированы на массового покупателя на улицах. Таких людских резервов в поселках попросту нет.

Не будет преувеличением сказать, что магазины системы Карелпотребсоюза — на уровне районных потребительских обществ, — до прихода сетевиков играли в поселках республики ключевую роль в организации торговли продуктами питания и ширпотребом. Естественно, они же, чаще всего формировали уровень потребительских цен и являлись законодателями моды в сельской розничной торговле и получателями основной массы торговой выручки и прибыли.

 

В НУЖНОЕ ВРЕМЯ И В НУЖНОМ МЕСТЕ

Но все пришло в движение с появлением сетевых магазинов. «Магниты» и «Дикси» напрочь разметали патриархальность розничной торговли в поселках. Даже сравнительно небольшие магазины сетевиков выдержаны в стиле супермаркетов с удобными терминалами, хорошей выкладкой и изобилием товаров, быстрым обслуживанием, а главное — низкими ценами и ежедневными скидками то на одну группу товаров, то на другую. Естественно, приход цивилизованной и удобной для покупателя торговли сыграл свою роль: люди не хотят больше ходить в магазины «типа сельпо» и платить втридорога. Это совершенно естественное желание потребителя.

Второй немаловажный фактор — это использование того ресурса местной рабочей силы, который был невостребован до появления сетевиков. В поселках Карелии с работой всегда была напряженка, а в нынешние кризисные времена проблема безработицы вырастает на глазах. И в этой ситуации именно сетевики оказались в нужное время и в нужном месте, обеспечив десятки людей достаточно высоко оплачиваемой работой.

 

ГОЛОСОВАНИЕ РУБЛЕМ

Однако, не бывает так, что когда в одном месте прибыло, то в другом не убыло. И убыло как раз у традиционных розничных продавцов продуктов и товаров. И самый болезненный удар пришелся как раз по кооператорам. В разы упали выручки в магазинах, а следовательно — и зарплаты работников, начались сокращения числа торговых точек и персонала, упало как качество обслуживания, так и общее качество ассортимента. И если ликвидация ИП, торговавших продуктами, проходит не очень заметно, - работу теряет один, два или три человека, то в ситуации с магазинами потребительских обществ под удар попадают десятки людей и их семей, которые вынуждены или довольствоваться крайне низкими зарплатами, или уходить с работы в поисках лучшей доли.

То есть, по сути, сетевые магазины своим появлением провели еще и масштабное перераспределение рабочей силы, либо взяв на работу ранее безработных продавцов, либо перетащив лучшие кадры с местных магазинов. Часть продавцов в этом процессе осталась за бортом и, естественно, пополнила ряды безработных.

Потребитель, конечно же, от появления сетевиков только выиграл — люди получили доступ и к более широкому ассортименту продуктов, и к существенно более низким ценам. А потребитель, как известно, всегда голосует рублем.

 

БОРЬБА ЗА ПОКУПАТЕЛЯ

Было бы неправильным полагать, что сетевая торговля не проникнет в самые отдаленные районы и поселки Карелии. Это случилось бы, рано или поздно, такова логика рыночной экономики, процессы в которой, как правило, убыточны, болезненны и разорительны для одних, на фоне стремительного процветания других.

Но есть и факторы, на которые может опираться местная розничная торговля в борьбе за своего покупателя. И их немало. Это, например, чисто технические мероприятия, как то улучшение логистической составляющей, усиление привлекательности магазинов, снижение цен и внедрение систем скидок и бонусов. Что поделать, такое время, что за каждого покупателя надо бороться, каждого надо буквально «облизывать», чтобы добиться посещаемости.

Однако есть у местных предпринимателей и еще одна ниша, которую они пока очень слабо используют. Эта ниша — традиционность. Общеизвестно, что сельский покупатель, да и народ в целом, очень консервативен, любит пользоваться привычными вещами в привычном месте по привычной цене. Новшества его часто даже раздражают. Вот именно на традиционности могут играть предприниматели, чей бизнес оказался зажатым между гигантами-сетевиками.

 

ЧТО НЕ ПОД СИЛУ СЕТЕВИКАМ?

В средних по размеру поселках каждый заведующий магазином знает своих клиентов не только в лицо, но и по имени-отчеству и дате рождения. Вот на таких клиентах, на постоянных посетителях и стоило бы особо заострять внимание: принимать предварительные заказы на продукты, при необходимости — наладить бесплатную доставку продуктовой корзины на дом (не забываем, что речь идет, как правило, о людях старшего поколения), введение дополнительных бонусов «за постоянство» и т. д. Вплоть до скромного подарка ко дню рождения, к Новому году или 8 марта. Для предпринимателя такие вещи существенных расходов не принесут, а для покупателя они имеют огромное значение.

 Второй составляющей успешной конкуренции с сетевиками для малого бизнеса может стать внедрение в практику торговли тех позиций, которых нет и никогда не будет у сетевиков. Например, торговля продуктами местного сельхозпроизводителя. Местные рыбные, ягодные, грибные ресурсы — это еще одна пустующая ниша. Конечно же, для этого нужно создать соответствующие условия и механизм покупки у населения этих ресурсов. А это именно то, на базе чего можно уже формировать целый сегмент торговли не только дарами природы в чистом виде, но и национальными, домашними блюдами, полуфабрикатами, выпечкой. Можно с уверенностью говорить о том, что сетевые магазины на эту нишу никогда не покусятся. Это как раз тот сегмент розничной торговли, который они не в силах объять из-за своего «гигантизма» и совершенно иной логистики. Однако именно в проблеме «освоения» местных пищевых ресурсов и самая большая неразбериха в законодательстве, и самые «свирепые» ограничения контролирующих розничную торговлю структур. И, скорее всего, именно по этой причине этот сегмент розничной торговли крайне слабо развит.

 Конечно же, для этого нужно будет вложиться и частично перестроить свой торговый бизнес, но иной логики, кроме маневренного реагирования, происходящие сегодня на сельском рынке события не подсказывают. В любом случае, оставаясь в выжидательной позиции, местный бизнес, основанный на розничной торговле продуктами питания, обречен на постепенное затухание и ликвидацию. Ему не выдержать конкурентной борьбы с такими монстрами розничной торговли, как «Магнит» или «Дикси». Так что вывод напрашивается сам собой: или умри, или изменись.

Андрей Туоми

 

Комментарии

  • Калевала17.12.2015 | 16:31Ссылка
    Калевала. Все так и происходит. Только, вот поставки магнитом производятся по остаточному принципу. В поселке их фуры называют ТУХЛОВОЗКАМИ. Слишком много привозит именно магнит просрочки с перебитыми данными. Часто там бываю, и каждый раз попадается что нибудь уже испорченное. И очень много подобных историй слышал от наших. Дикси кажется получше. Но лучше бы их не было. А райпо точно загибается и РИТМА теперь уже нет. Жаль. Но с райпо то ясно. Там местный фюрер за свою зарплату в 290 000 всех нагибает, ради себя любимого, а на людей положил. Эти два сетевика создали 20 рабочих мест а райпоо потеряло 100 рабочих мест. Вот и результат правления нашей жабы. А самое интересное, что будет как везде, сейчас местных олигархов сольют и потом цены влупят мама не горюй.
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3