• EUR: 68,6902
  • USD: 63,8741

Когда таможня не дает "добро"

23 октября 2014 годаДеньги

Незаконного экспорта лесоматериалов быть не должно

25 октября в нашей стране отмечается День таможенника. Это профессиональный праздник и для многочисленных сотрудников Карельской таможни, которая в нынешнем году прочно удерживает первое место по Северо-Западу по всем контрольным показателям деятельности. Один из них, и, с учетом того, что наша республика – лесная, пожалуй, основной – контроль за соблюдением законодательства при экспорте древесины. Что показывают соответствующие проверки – об этом беседа журналиста "Вестей Карелии" с начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Карельской таможни Алексеем Беловым.



- Алексей Сергеевич, известно, что после вступления России во Всемирную торговую организацию произошли изменения в законодательстве, оказавшие существенное влияние на ситуацию с экспортом необработанной древесины. Расскажите, пожалуйста, об этих  нововведениях.

- В соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении нашей страны к ВТО, постановлением российского правительства с конца августа 2012 года изменена таможенно-тарифная политика в части изменения ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы. Так, ставка на вывоз лесоматериалов лиственных пород: березы, осины, снизилась с 25 процентов, но не менее 15 евро за кубометр, до 7 процентов. И, самое главное, введено квотирование вывоза лесоматериалов хвойных пород. Ставка же вывозной таможенной пошлины в пределах установленных квот составила 13 процентов для еловых и 15 – для сосновых лесоматериалов. Это значительно ниже уровня ранее действовавшей ставки в 25 процентов, но не менее 15 евро за кубометр. В отношении "круглых" хвойных лесоматериалов, поставляемых вне рамок квот, применяется ставка в размере 80 процентов от их стоимости, но не менее 55,2 евро за кубометр.

При этом осуществлять экспорт круглого леса хвойных пород по указанным ставкам таможенных пошлин могут только компании – обладатели разовых лицензий министерства промышленности и торговли России. Согласно правительственному постановлению, такие лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности, которые, процитирую, "являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) с такими арендаторами".

Предполагалось, что указанные меры с одной стороны будут ограничивать вывоз необработанной древесины, так называемого "кругляка", из страны, без нарушения обязательств, принятых при вступлении в ВТО. С другой – повысят собираемость арендных платежей и сделают экспорт древесины более прозрачным.



- На ваш взгляд, это удалось или нет? И как карельская таможня борется с нарушителями закона?

- По данным Федерального агентства лесного хозяйства - Рослесхоза, за год действия названного постановления, задолженность в федеральный бюджет по действующим договорам аренды снизилась на 17 процентов. Вместе с тем, наличие значительного количества лесоэкспортеров, которые по тем или иным причинам не имеют права на получение лицензии, а также отсутствие у Минпромторга реальных возможностей по проверке документов, предоставляемых для получения разовых лицензий, создают условия для возможного обманного использования документов с целью минимизации таможенных платежей при экспорте необработанной хвойной древесины.
С учетом того, что предусмотренные законодательством сроки для выпуска товаров, ограничены, основные усилия Карельской таможни по проверке представленных при их декларировании документов и сведений, сосредоточены на последующем контроле. Этим занимаются отдел таможенного контроля и все оперативные подразделения. При этом работа последних, направленная на установление реального происхождения древесины, осуществляется в тесном взаимодействии с Министерством по природопользованию республики, МВД и ФСБ на основе различных соглашения и совместных планов.

Благодаря этому, в 2012-2014 годах были выявлены факты обманного использования документов со стороны ряда участников внешнеэкономической деятельности при получении в Управлении Минпромторга в Петрозаводске лицензий на экспорт необработанных хвойных лесоматериалов, а также при их последующем декларировании в нашей таможне. Было установлено, что некоторые организации с целью незаконного вывоза лесоматериалов, с применением более низкой ставки пошлины и получения разовой лицензии, заключили договоры с арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны и не имеющими задолженности по арендным платежам. Однако фактически лесоматериалы в счет представленных для получения лицензий договоров, не приобретались, а за границу были поставлены другие лесоматериалы. При декларировании товаров в таможенные декларации были внесены недостоверные сведения об их производителе. В результате Карельской таможней с нарушителей было довзыскано 70 миллионов рублей. Это удалось, несмотря на то, что наши решения о доначислении платежей оспаривались в суде, который в конечном итоге подтвердил правомерность действий Карельской таможни.

Более того, одним из крупных экспортеров леса в нашей республике в Высший арбитражный суд Российской Федерации было подано заявление к правительству страны. В нем оспаривались "Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот", в соответствии с которыми, напомню, разовые лицензии на экспорт хвойных лесоматериалов выдаются только участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, не имеющими задолженности по арендным платежам, либо заключившими с ними договор купли-продажи лесоматериалов. В результате Высший арбитражный суд отказал названному экспортеру в удовлетворении его требований.

Отмечу, что наряду с крупными лесоэкспортерами и лесозаготовителями, вывоз древесины за рубеж осуществляют и небольшие организации, со штатом в 1-2 человека, а уставной капитал данных обществ с ограниченной ответственностью обычно не превышает установленных законом 10 тысяч рублей. Также фирмы не ведут производственной деятельности и не являются лесопользователями, осуществляя лишь скупку древесины и организуя ее последующую перепродажу за границу.

Примером может служить ООО "Полар" из Костомукши. Оно стабильно, с 2007 года, осуществляло поставки лесоматериалов за рубеж с их декларированием в таможне. Более того, "Полар" одним из первых была получена и представлена в Карельскую таможню лицензия, выданная Управлением Минпромторга в Петрозаводске на экспорт необработанных сосновых лесоматериалов. В этом названное общество опередило многих добросовестных лесозаготовителей, также заинтересованных в поставках древесины за рубеж. Вместе с тем, в ходе проведенной нами проверки было установлено, что при получении лицензии ООО "Полар" представило в Управление Минпромторга договор поставки, заключенный с арендатором лесных участков, по которому фактически в адрес этого общества не было поставлено ни одного бревна. С учетом того, что "Полар" не является арендатором лесных участков, остается только гадать, какие именно, кем и где заготовленные лесоматериалы, были поставлены за рубеж. По результатам проверки ООО "Полар" было выставлено требование об уплате таможенных платежей в сумме около 1,3 миллиона рублей.



- Сколько организаций экспортируют сегодня древесину из Карелии? Каковы основные нарушения, наверняка допускаемые некоторыми из них?

- По итогам 9 месяцев этого года экспорт древесины через Карельскую таможню осуществляли 110 участников внешнеэкономической деятельности, из которых экспорт необработанной древесины – 52. Значительная часть из них – организации, которые самостоятельно не заготавливают древесину, а занимаются лишь ее перепродажей. Сложившаяся ситуация характерна и для других "лесных" регионов России. Понятно, что деятельность таких "лесоэкспортеров" нередко способствует вывозу незаконно заготовленной древесины, незаконному возмещению НДС при экспорте, уклонению от уплаты налогов. Продолжают иметь место нарушения, направленные на минимизацию подлежащих к уплате таможенных платежей с "помощью" незаконного использования лицензий. По всем этим фактам в Карельской таможни проводятся проверки, по результатам которых будут приняты решения о доначислении таможенных платежей. Закон – и это очевидно, должен быть обязателен для всех.

Публикацию подготовила Светлана Лысенко

 

Комментарии