• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Красоту падающей воды бездорожье не испортит?

21 апреля 2014 годаДеньги

Руководитель клуба познавательных путешествий «Ладожская кругосветка» Дмитрий Семенов о том, что нужно любителям природного туризма в Карелии

Карелия по праву считается одним из самых популярных мест среди отечественных любителей природного туризма, которые зачастую даже не обращают внимания на неразвитость туристической инфраструктуры лесного края. Как утверждают те, кто едут в республику «за туманом и за запахом тайги», многим туристам нужны лишь обустроенные стоянки возле памятников природы и культуры. Но для этого тоже нужно приложить руку – как республиканским властям, так и карельскому бизнесу. Причем, речь идет, скорее, о желании, чем о финансовых возможностях.

«Вести Карелии» встретились с руководителем клуба познавательных путешествий «Ладожская кругосветка» из Санкт-Петербурга Дмитрием Семеновым, который уже не первый год организует поездки на водопады Северного Приладожья.

- Дмитрий, а когда вы впервые побывали на приладожских водопадах и чем они вас так поразили?

- По Карелии я ездил давно. Было интересно находить что-то новое, и однажды в Интернете я наткнулся на книжку Бекетова «Водопады Северного Приладожья». Меня это захватило, и я начал искать друзей, кому это тоже было бы интересно. Мой друг из Петрозаводска рассказал о своей поездке, это меня еще больше подогрело, но сперва я отправился на водопады один. В одно место сунулся, в другое. Водопад Юканкоски я искал по описаниям в Интернете. Это было лет шесть-семь назад, и я потратил на поиски полдня. Никаких девайсов у меня тогда не было, и пришлось изрядно покуролесить по лесовозным дорогам, пока не добрался до водопада. Вот сейчас поеду из Сортавалы в Питер и загляну еще в несколько мест, которые видел лишь на исторических фотографиях. Посмотрю, насколько они могут быть интересны.

Я считаю, что если это интересно мне, то впоследствии это может быть интересно еще кому-то. И так лет пять назад я стал делиться накопленными впечатлениями и организовывать поездки вокруг Ладоги. Мы придумали бренд «Ладожская кругосветка». Ездили сначала втроем-вчетвером, а сейчас в нашу поездку набирается двадцать человек, и кому-то даже приходится отказывать.

На приладожские водопады мы ездим в мае, и поэтому наша поездка называется «Майский гром водопадов». В это время на водопадах много воды, и люди могут увидеть их во всей мощи. Приятно вести участников поездки по проверенному маршруту, но у нас всегда присутствует легкий элемент исследования. Стараемся заезжать в новые места. Путешествовали с нами и москвичи, и воронежцы, с детьми, с собаками…

- Думаю, до многих водопадов можно добраться только на внедорожниках?

- Это – миф. Наверное, самый труднодоступный водопад – Юканкоски. К нему идет обыкновенная дорога, и из двенадцати километров восемь-девять можно проехать совершенно спокойно на самом обычном автомобиле. Дальше на дороге появляются камни, но их можно объехать, и, в конце концов, пожертвовать комфортом, пройти какую-то часть пути пешком, если водопад тебе интересен. Могу сказать, что с нами ездили и на «жигулях», да я и сам не раз видел на водопаде Юканкоски отнюдь не джипы.

Скажу больше – это даже не очень хорошо, что туда проезжают джиперы. Однажды я приехал на Юканкоски с группой, и у нас там была ночевка в палатках. Мы проехали к водопаду на самых простых легковых машинах, а вечером там появилась большая компания джиперов на машинах с большими колесами. Видимо, им было скучно, и они на пути к водопаду размолотили всю дорогу, поэтому на обратном пути мы немного застряли.

Но когда мы приезжаем на Юканкоски зимой, часть машин все же оставляем на стоянке, а оставшуюся часть сопровождают наши друзья из сортавальского клуба «4X4». Зимой там, действительно, можно засесть.

- Если отправляешься в такое путешествие, то, наверное, рассчитываешь, в основном, на ночлег в палатке?

Самое главное – это желание и воля достичь того, чего хочется. Зимой мы с палатками не ездим, экстрим такой не нужен. Даже на майские мы поедем не с палатками. Мы все-таки стараемся устраивать для людей комфортный отдых с легким элементом приключения. Я бронирую гостевые домики, коттеджи, где мы останавливаемся. Обычно мы едем в колонне, на каждую машину выдается рация. Описание маршрута я составляю сам и по пути что-то по рации читаю и рассказываю. Потом мы останавливаемся на каких-то точках, где я провожу экскурсии. Когда добираемся до коттеджей, мы с женой готовим ужин, а наши попутчики идут в баню, и когда они выходят из бани, их уже ждет приготовленный ужин. Летом примерно то же самое, но только с палатками.

Наверное, в Карелии имеет смысл делать как можно больше оборудованных стоянок. Но стоянок не у дороги, а у таких объектов, как водопад Юканкоски. Пока то, что там делается, делается силами энтузиастов. Как хорошее, так и плохое. Одни энтузиасты приедут, накидают мусора и уедут, а потом приедут другие энтузиасты, уберут мусор, подправят самодельные столики. Мы-то как раз к таким относимся.

Можно только приветствовать обустройство силами волонтеров территории вокруг бывшего Тулмозерского чугунолитейного завода. Я видел то, что было до этого, и что стало теперь, и такой опыт нужно использовать в других местах Карелии. Думаю, что вовлекать в это нужно действующие компании. К примеру, сейчас на многих водопадах восстанавливают гидроэлектростанции, и если бы энергетические компании сами организовывали туры, это было бы многим интересно. Сейчас туристам приходится договариваться с охраной электростанций, и зачастую от охранника зависит, увидят люди природную красоту или нет. Я понимаю, что это режимные объекты, но если бы на них существовал какой-то график посещения туристами, это было бы здорово. Нам нужно понимать, куда стучаться. Сейчас я привожу группу и стучусь на месте к охраннику.

- Как я понимаю, из-за реконструкции электростанций некоторые водопады уже потеряли прежний вид?

- Я не вижу в этом угрозы для туристической привлекательности карельских водопадов. Если бы удалось задействовать потенциал энергетических компаний, то это только бы способствовало развитию в республике туризма. Прогресс не остановить, и воевать против восстановления на водопадах ГЭС бесполезно. Практически на всех приладожских водопадах прежде существовали либо электростанции, либо мельницы, либо лесопилки. Сейчас их восстанавливают, малые ГЭС – очень востребованы. Конечно, туристы-водники сплавляться здесь уже не смогут, но красота падающей воды останется. Как падала вода по весне, так и падает, только по-другому. Если у этих водопадов поставить какой-то аншлаг со старыми фотографиями и информацией о том, что тут было в прежние годы, то это лишь привлечет новых туристов.

В Финляндии есть ГЭС, которая сбрасывает воду в Сайменский канал. Это уже стало настоящим шоу, на которое заранее съезжаются зрители. У нас это происходит регулярно на каждой гидроэлектростанции. Почему бы нам не устроить собственное шоу? Это ведь поднимет не только престиж энергетической компании, но и улучшит социальный климат, поскольку будет способствовать вовлечению местного населения в туризм – гостям захочется купить сувениры, угоститься пирожками или даже остаться на ночлег.

Интервью записал Валерий Поташов

Сортавала-Петрозаводск

Фото Дмитрия Семенова

     

 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3