• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Насколько прозрачен бюджет в Карелии?

06 мая 2015 годаДеньги

Некоммерческое партнерство "Сообщество финансистов Карелии" провело в апреле исследование мнения об открытости и прозрачности бюджетных и финансовых вопросов на территории республики

Задачей этого исследования является выявление мнения людей, являющихся потенциальными потребителями информации о бюджетных и финансовых показателях и процессах, о достаточности и востребованности информации, публикуемой тремя органами государственной власти – министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и министерством финансов Республики Карелия, а также об отношении людей к этой информации. Данные анализ и  исследование являются описательными, т.е. исходят из существующих условий и на основании анкеты определяют мнение по состоянию на момент опроса в конкретных целевых группах. Отбор респондентов произведен на неслучайной основе, и разделяет их на две однородные подгруппы. Поэтому одним из преимуществ исследования является однородность исследуемой выборки и надежность исследования.

Конечно, в данном исследовании имеется погрешность, которая зависит от степени репрезентативности и небольшого объема выборки. В то же время мы постарались, чтобы вопросы в анкете исключали вероятность погрешности, связанную с необъективностью и некорректностью формулировки вопросов, а также предвзятостью в процессе  заполнения анкет.

Общественные финансы сегодня находятся под пристальным вниманием граждан и различных общественных групп. Реформирование процесса управления общественными финансами проводится в стране уже несколько лет. При этом особое внимание уделяется повышению открытости, прозрачности и доступности информации о бюджетном процессе и показателях, характеризующих бюджеты различных уровней.

В качестве инструмента исследования был выбран метод анкетирования. Анкета состояла из девяти вопросов. На большинство вопросов возможно было указывать два и более ответов.

Личные данные респондентов не исследовались. Информация для составления "портрета" потенциальных пользователей бюджетной и финансовой информации раскрыта в первых двух вопросах.



Опрос показал, что открытые данные всех трех органов государственной власти – министерства финансов РФ, министерства финансов Республики Карелия и Федерального казначейства (включая сайты этих органов и официальные порталы открытой информации) используют 49 процентов респондентов. Данные министерства финансов Российской Федерации или министерства финансов Республики Карелия востребованы у 18 процентов респондентов. Не находят применения открытые бюджетные и финансовые данные у 33 процентов респондентов, но при этом они ответили на все последующие вопросы.  В  качестве причин для неиспользования этих данных респонденты указали – "просто пока не приходилось", "не сталкиваюсь с необходимостью" и др.

На вопрос о целях использования открытой бюджетной и финансовой информации:

50 процентов респондентов ответили – в целях осуществления профессиональной деятельности,
35 процентов респондентов – в личных целях,
26 процентов – в целях повышения финансовой грамотности,
3 процента – в целях осуществления общественной деятельности,
и 9 процентов – в иных целях, в составе которых одна треть респондентов  указали конкретную цель применения (аналитических, "размышленческих" и т.д.).

По результатам ответов на эти два вопроса респонденты условно разделились на 2 группы – профессиональные пользователи и непрофессиональные пользователи. Выполнение анализа мы посчитали целесообразным  осуществить с учетом их разделения на данные группы.

Так, например, профессиональные пользователи на первый вопрос об использовании открытых данных положительно ответили 94 процента из них. На этот же вопрос положительно ответили только 45 процентов непрофессиональных пользователей.

Также в этих группах существенно различаются цели использования открытой бюджетной и финансовой информации.

Профессиональные пользователи:

используют ее в 100 процентах – в целях осуществления профессиональной деятельности,
в 18 процентах – в целях повышения финансовой грамотности
и по 6 процентов – в личных и иных целях.  
Непрофессиональные пользователи:
в 65 процентах случаев используют эти данные в личных целях,
в 35 процентах – в целях повышения финансовой грамотности,
в 6 процентах – в целях осуществления общественной деятельности
и в 12 процентах – в иных целях.

Таблица 1 (в%)

Ответы

Используете ли Вы открытые данные Министерства финансов РФ, Министерства финансов Карелии, Федерального казначейства (включая сайты и официальные порталы открытой информации)?

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Да, использую данные – всех трех органов государственной власти

49

71

32

Да, использую данные – только одного или двух органов государственной власти  (укажите –  каких)

18

24

14

Нет, не использую (укажите, с чем это связано)

33

6

55

Большинство (85 процентов) из части респондентов, отметивших в анкетах ответ "Использую данные только одного или двух органов государственный власти", указали на министерство финансов Республики Карелия, остальные 15 процентов данной части респондентов указали на министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Карелия. Таким образом, информация Федерального казначейства у этих респондентов является невостребованной.

Таблица 2 (в%)

Ответы

В каких целях Вы используете открытую бюджетную и финансовую информацию?

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

В целях осуществления профессиональной деятельности

50

100

0

В целях осуществления общественной деятельности

3

0

6

В личных целях

35

6

65

В целях повышения финансовой грамотности

26

18

35

В иных целях (укажите – в каких)

9

6

12

В следующем вопросе исследована структура используемой информации. Вопрос "Какие открытые данные Вы используете?" не выявил существенной дифференциации ответов между группами профессиональных и непрофессиональных пользователей:

новостную информацию используют 78 процентов респондентов,
знакомятся с нормативными правовыми актами – 51 процент респондентов,
используют информацию, собираемую указанными в первом вопросе органами государственной власти для выполнения своих функций – 22 процента респондентов,
используют аналитическую информацию, создаваемую в результате сбора данных указанными в первом вопросе органами государственной власти – 30 процентов респондентов,
и иные данные используют – 8 процентов всех респондентов.

Структура ответов о видах используемой информации выглядит следующим образом:

Таблица 3 (в%)

Ответы

Какие открытые данные Вы используете?

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Новостные

78

71

85

Нормативные правовые акты

51

59

45

Информацию, собираемую указанными в первом вопросе органами государственной власти для выполнения своих функций (об исполнении бюджетов, о государственном долге и др.)

22

35

10

Аналитическую информацию, создаваемую в результате сбора данных указанными в первом вопросе органами государственной власти

30

47

15

Иные данные (укажите, какие наиболее интересны)

8

12

5

Следующие два вопроса предлагали опрашиваемым респондентам оценить достаточность, полезность и востребованность публикуемой открытой бюджетной и финансовой информации. Большинство из ответов респондентов свидетельствуют о том, что публикуемая открытая информация достаточна и является востребованной и полезной.

Описание содержания ответов респондентов представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 (в%)

Ответы

Достаточно ли Вам информации, публикуемой Министерством финансов РФ, Министерством финансов Карелии, Федеральным казначейством (включая сайты и официальные порталы открытой информации)?

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Да, достаточно информации, публикуемой всеми тремя органами государственной власти

80

69

89

Да, достаточно информации, публикуемой – только одного или двух органов (укажите –  каких)

9

13

5

Нет, не достаточно, необходимо больше данных (укажите, какую информацию Вы хотели бы иметь)

11

19

5

Респонденты, находящиеся в группе, определившей недостаточность публикуемой информации, указали, что они хотели бы иметь следующие виды информации – аналитическую, "размышленческую", а также информацию министерства финансов Республики Карелия по формированию и внесению изменений в бюджет Республики Карелия, информацию о сопоставлении бюджетных данных с другими субъектами Российской Федерации, бюджетную информацию в динамике за длительный ряд предыдущих лет. Кроме того, в составе ответов имеется мнение, что, при общей достаточности информации она не всегда соответствует данным, публикуемым правительствами Российской Федерации и Республики Карелия.

Таблица 5 (в%)

Ответы

Оцените полезность и востребованность открытых данных Министерства финансов РФ, Министерства финансов Карелии, Федерального казначейства

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Очень полезная информация

56

53

58

Очень востребованная информация

44

47

42

Недостаточно полезная информация

17

18

16

Недостаточно востребованная информация

6

0

11

Бессмысленный набор данных

0

0

0

Некачественное описание данных

0

0

0

Иная оценка (укажите – какая)

11

18

5

В составе ответов группы респондентов, оценивших информацию иной оценкой, имеются такие, как "необходимо публиковать информацию в более популярном виде", "по-разному", "недостаточно полная информация" и т.п.

На предложение описать наиболее интересную используемую открытую информацию министерств финансов Российской Федерации и Республики Карелия, Федерального казначейства ответили 15 процентов  респондентов, из них только 1/3 от численности профессиональной группы респондентов, и 1/20 – от численности непрофессиональной группы. В качестве наиболее интересной используемой  информации приведены такие направления как:

аналитическая информация,
контроль за расходованием бюджетных средств,
нормативные документы,
информация о бюджете Республики Карелия, о муниципальных бюджетах, информация об исполнении бюджета,
открытый бюджет,
информация по государственным закупкам.

Следующий вопрос анкеты предлагал высказать свое мнение о необходимости расширения открытости (прозрачности) вышеуказанных органов государственной власти по бюджетным и финансовым вопросам. Большинство из ответивших респондентов считают, что это необходимо.

Описание содержания ответов респондентов на этот вопрос представлено в таблице 6.

Таблица 6 (в%)

Ответы

Выскажите свое мнение о необходимости расширять открытость (прозрачность) данных органов государственной власти по бюджетным и финансовым вопросам

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Да, необходимо

72

50

90

Да, только если это не является затратным по времени и ресурсам

20

44

0

Нет, достаточно имеющейся информации

8

6

10

По нашему мнению, данные из таблицы наглядно отражают противоположные мнения профессиональной и непрофессиональной групп респондентов в раскрытии бюджетной и финансовой информации. Только 50 процентов респондентов из профессиональной группы, которая в соответствии с законодательством призвана обеспечивать открытость и гласность считают необходимым расширять открытость (прозрачность) бюджетных и финансовых вопросов при 90 процентах аналогичного мнения (на 80 процентов больше) респондентов из непрофессиональной группы. И если непрофессиональных респондентов не интересуют вопросы "затратности" этой работы по времени и ресурсам, то мнение 44 процентов респондентов из профессиональной группы ограничивают необходимость расширения открытости (прозрачности) тем, чтобы это расширение не повлекло дополнительных затрат по времени и ресурсам.

В предложении оценить своевременность и достаточность информации, публикуемой на используемых сайтах вышеуказанных органов государственной власти, предполагается возможность отметки двух из предложенных ответов. Предложенные ответы на этот вопрос помимо оценки своевременности и достаточности предлагали оценить и содержательную часть информации.

Оценка респондентов обеих групп не существенно отличается друг от друга.  Своевременность опубликования  информации отмечают 18 процентов респондентов, при этом своевременное опубликование отметили на 69 процентов больше респондентов из непрофессиональной группы (т.е. те, кто интересуется этими вопросами на нерегулярной основе), чем из профессиональной группы.  Достаточность публикуемой  информации отмечают 62 процента респондентов, в том числе достаточной публикуемую информацию считают на 19 процентов больше респондентов из непрофессиональной группы, чем из профессиональной группы.  Формальной считают публикуемую информацию 18 процентов респондентов, не содержательной – 6 процентов респондентов, требуемой аналитического описания – 21 процент респондентов, и иная оценка – 3 процента всех респондентов.

Структура ответов об оценке своевременности и достаточности публикуемой информации представлена далее в таблице 7:

Таблица 7 (в%)

Ответы

Оцените своевременность и достаточность информации публикуемой на используемых Вами сайтах Министерств финансов Российской Федерации и Республики Карелия, Федерального казначейства

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Информация публикуется своевременно

18

13

22

Информация, публикуемая на сайтах, достаточна

62

69

56

Информация публикуется несвоевременно

18

19

17

Информация, публикуемая на сайтах, является формальной

18

19

17

Информация, публикуемая на сайтах, не является содержательной

6

6

6

Информация, публикуемая на сайтах, требует аналитического описания

21

19

22

Иная оценка достаточности информации, публикуемой на сайтах

3

6

0

Кроме того, часть респондентов (6 процентов) из профессиональной группы разделяют своевременность и достаточность публикуемой информации по органам государственной власти – считают, что министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство своевременно и в достаточном объеме публикуют информацию на сайтах, а информация министерства финансов Республики Карелия – публикуется несвоевременно и является формальной.

Последний пункт анкеты предусматривал выражение мнения респондентов о целесообразности изучения мнения населения об открытости (прозрачности) бюджетных и финансовых вопросов в муниципальных образованиях Республики Карелия.

Отражение содержания ответов респондентов на этот вопрос представлено в таблице 8.

Таблица 8 (в%)

Ответы

Выскажите свое мнение о целесообразности изучения мнения населения об открытости (прозрачности) бюджетных и финансовых вопросов в муниципальных образованиях Республики Карелия

Все

Профессиональные

Непрофессиональные

Да, необходимо

84

75

90

Нет необходимости

16

25

10

Большинство (84 процента) из респондентов считают необходимым проведение подобных исследований в муниципальных образованиях Республики Карелия, при этом положительно ответили на данный вопрос на 20 процентов больше респондентов из непрофессиональной группы, чем из профессиональной группы.

Таким образом, настоящее исследование показывает, что граждане (из разных групп опроса) активно интересуются бюджетной и иной финансовой информацией, публикуемой финансовыми органами Российской Федерации и Республики Карелия. Однако, существует необходимость акцентировать внимание органов государственной власти, публикующей данную информацию, на сроки публикации, качество бюджетной информации, доступность ее изложения (но не упрощение), наличие аналитического ракурса.

Эти и другие факторы необходимо, на наш взгляд, развивать для того, чтобы в целях повышения эффективности бюджетных расходов, эффективности управления общественными ресурсами расширять практику общественного участия и контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти по использованию государственных (муниципальных) средств.

К сожалению, приходится констатировать, что еще не достигнут тот необходимый уровень в создании органами государственной власти условий, который позволил бы гражданам, обществу иметь возможность полноценно и публично обсуждать эти вопросы.
Мы считаем, что для более детального изучения мнения и выработки конкретных предложений существует необходимость дальнейшего исследования этих вопросов в части конкретизации всех аспектов взаимоотношений власти и общества – механизмов взаимодействия, сроков и форм подачи информации, систематизации и необходимой детализации информации, аналитического раскрытия происходящих событий в бюджетном процессе, проведению мониторинга открытости и выработки предложений.

Для полноценного гражданского контроля за ресурсами государства необходимо не только формально (по определенному перечню и в определенной структуре) публиковать информацию о принятых и исполненных бюджетах, но и предоставлять гражданам множество инструментов для своевременной возможности обратной связи в зависимости от их потребностей. Основой для обратной связи могли бы стать содержательные аналитические материалы, структурированная информация, характеризующая результаты деятельности органов государственной власти по обеспечению граждан востребованными услугами и работами во взаимосвязи с их стоимостью, а также различные функциональные особенности на сайтах и порталах  для определенных групп потребителей.

Предлагаемый органами власти так называемый "бюджет для граждан", также не может являться единственным "рецептом" для преодоления проблем в вопросах открытости. Действительно ли общая формальная информация о доходах и расходах бюджета в абсолютном выражении или в расчете на душу населения в виде графиков и диаграмм может дать представление об эффективности использования общественных ресурсов органами государственной власти? Являются ли определения "понятный" и "удобный" формат представления бюджета тождественными определению "примитивный"? Эти и другие вопросы мы планируем исследовать в следующем нашем опросе граждан.

НП "Сообщество финансистов Карелии"

 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3