12:00, 19 Июня 2017
«Нет тех миллиардов». Что происходит с бюджетом Карелии?

Контрольно-счетная палата Карелии выявила многочисленные нарушения при исполнении бюджета республики.

Контрольно-счетная палата Карелии выявила многочисленные нарушения при исполнении бюджета республики.

 

Публичные слушания по исполнению республиканского бюджета за 2016 год не вызвали большого интереса общественности: в зале карельского парламента можно было насчитать от силы несколько десятков человек. А зря.  С парламентской трибуны прозвучало немало любопытных цифр, наводящих на размышления. Особенного внимания заслуживают выступления руководства Контрольно-счетной палаты республики - своеобразного «мерила» компетентности и законопослушности чиновников. К примеру, когда еще можно услышать публичные заявления о том, что знаменитая федеральная целевая программа развития Карелии до 2020 года может быть сорвана, а сумма выявленных нарушений бухучета в бюджетных организациях региона за год умудрилась вырасти почти в 30 раз?

Дефицит дефицита

Выступление на публичных слушаниях по исполнению бюджета республика за 2016 год и.о. министра финансов РК Елены Антошиной стало для нее первым в новой должности. Она заняла кресло главного финансиста Карелии совсем недавно, 13 июня, сменив Ирину Ахокас, продержавшуюся на посту чуть более года.

Антошина держалась бодро, а ее доклад занял немногим более 10 минут, что вызвало одобрение у ведущего слушаний, председателя комитета по бюджету и налогам ЗС РК Виталия Красулина, который призвал всех «равняться» на и.о. министра финансов.

По информации Антошиной, общий объем доходов бюджета РК в прошлом году составил 32,546 млрд рублей и, по сравнению с 2015 годом, вырос на 15 процентов. Расходы казны оценены в 34,508 млрд рублей, что на 10 процентов больше расходов 2015 года. Таким образом, существенно изменился дефицит бюджета: за год его объем составил 1, 962 млрд рублей, или 6,5 процентов к налоговым и неналоговым доходам без учета поступлений от продажи акций и изменения остатков.

- Динамика исполнения бюджета подтверждает, что дефицит бюджета сокращается, - отметила Антошина. - В 2016 году его удалось снизить по сравнению с 2015 годом на 34 процента, или на 1 миллиард рублей.

Доходное место

«В абсолютной сумме» налоговые и неналоговые доходы выросли на 10 процентов и составили 19,654 млрд рублей. Как уточнила и.о. министра финансов, росту доходов способствовали положительная динамика основных экономических показателей в 2016 году в совокупности программой оздоровления финансов РК. В итоге налог на прибыль вырос на 1,166 млрд рублей, при этом увеличение отмечено по большинству отраслей реального сектора экономики (в лесопромышленный комплексе, энергетике, строительстве, торговле и производстве пищевых продуктов). Положительный вклад в статистику также внесли НДФЛ, акцизы и налог по упрощенной системе налогообложения.

К слову, доля реального сектора экономики в 2016 году выросла до 80 процентов, а более половины всех налоговых поступлений обеспечили организации транспорта и связи, торговли, обрабатывающих производств, электроэнергетики, строительства и финансовой сферы, удельный вес поступлений которой увеличился с 1,7 до 6,1 процента.

Минус 102 чиновника

- Вместе с тем, плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам выполнены в 2016 году на 97 процентов вследствие использования оптимистических сценариев прогноза экономического развития, положенных в основу бюджета, - уточнила Антошина.

Иными словами, оптимизм чиновников снова не оправдался. В конце прошлого года в основу бюджета республики был положен «умеренно-оптимистичный» вариант прогноза социально-экономического развития, который базировался на частичной отмене экономических санкций, умеренно-благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре на продукцию карельских предприятий, доступности банковских кредитов и плавном увеличении потребительского спроса.

Думается, что в следующем году Минфин республики не будет «кивать» на оптимистические сценарии, тем более что основой нынешнего бюджета является уже более осторожный, базовый сценарий, предполагающий улучшение динамики российских макроэкономических показателей, относительное смягчение условий заимствования капитала и пр.

Так или иначе, справиться с исполнением бюджета и выполнить все социальные обязательства, по словам Антошиной, помогла и региональная программа оздоровления государственных и муниципальных финансов на 2016-2018 годы, ее общий бюджетный эффект запланирован в сумме 5 млрд рублей. Первый год реализации этой программы позволил «оптимизировать» работу на 1,3 с лишним млрд рублей. Из них 905 млн рублей принесло «повышение собираемости доходов в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов». Также доходы принесло и использование госищущества.

Бюджетный эффект от программы по расходам бюджета составил 447 млн рублей. Наибольший вклад принесли сокращение расходов на обслуживание госдолга, инвентаризация численности неработающего населения, снижение расходов на оплату взносов на обязательное медицинское население неработающего населения, а также сокращение численности работников органов исполнительной власти на 102 единицы.

Результат важнее освоения

Расходы бюджета в 2016 году составили 34,508 млн рублей, или 96 процентов от плановых назначений. При этом 98 процентов расходов карельской казны – это программные расходы, средняя оценка эффективности которых за год выросла на 1,3 процента.

- 16 из 19 госпрограмм исполнено более чем на 95 процентов, - сообщила Антошина. - По двум программам освоение сложилось ниже 90 процентов. Это связано с тем, что в бюджете по этим программам отражены расходы на строительство объектов с длительным производственным циклом, завершение которых перенесено за рамки финансового года и продолжается в текущем году. Вместе с тем, важно не столько освоение бюджетных средств, сколько результаты, которые они позволяют достигнуть. Заработная плата выплачена более чем 26 тысячам работников государственных учреждений республики.

Что касается социальной сферы, то в 2016 году услугами учреждений соцобслуживания воспользовался практически каждый пятый житель республики. Получателями мер социальной поддержки за счет средств бюджета стали более 200 тысяч человек. Всего же расходы на социальное обеспечение население превысили 5,94 млрд рублей (или 23 процента от объемов собственных доходов бюджета).

«Относительное выражение»

И.о. министра финансов РК не стала подробно останавливаться на дефиците казны и уровне госдолга, однако одна неожиданная цифра все же прозвучала.

- В 2016 году выполнены обязательства по сдерживанию объемов дефицита бюджета и уровню государственного долга, которые являются условием финансовой поддержки из федерального бюджета, - пояснила Антошина. - Как я уже говорила, дефицит составил 6,5 процента к налоговым и неналоговым доходам без учета поступлений от продажи акций и изменений остатков, обеспечивался в течение года незаемными источниками и бюджетными кредитами под ставку 0,1 процента. Сумма погашенных коммерческих обязательств впервые за последние годы превысила сумму их привлечения. Важным результатом стало снижение государственного долга в относительном выражении на 6 процентов.

Ранее Минфин публиковал официальные данные, согласно которым на конец 2016 года долговая нагрузка на казну республики выросла: по сравнению с началом года, объем госдолга увеличился более чем на 1,325 млрд рублей, или на 6,2 процента.

Нет вопросов? Это хорошо

- Несмотря на все трудности, возникшие в ходе исполнения бюджета, в 2016 году удалось достичь положительных результатов в части поступления налоговых и неналоговых доходов, выполнить требования федерального центра к параметрам дефицита и государственного долга, исполнить социальные гарантии перед гражданами, рассчитаться по долговым обязательствам, поддержать сбалансированность местных бюджетов, - резюмировала Антошина.

По итогам столь положительного доклада вопрос решился задать только депутат ЗС РК Валерий Шоттуев, которого заинтересовали межбюджетные отношения.

- Как так получается, что не воспользовались предоставленной возможностью и не привлекли федеральные средства в полном объеме? – недоумевал парламентарий.

- По большинству субсидий из 36 по 30 выполнены показатели освоения, - вызвалась отвечать замминистра финансов РК Светлана Алексеева. - Действительно, есть отдельные моменты по некоторым направлениям. Как раз речь идет о том, что все субсидии носят заявительный характер, они привлекаются ровно в той сумме, в которой министерство, органы исполнительной власти произвели расходы.

В свою очередь, Виталий Красулин усмотрел в отсутствии вопросов показатель хорошей работы между общественниками и депутатами, которые «наконец-то научились работать с министерствами не на публичных слушаниях, а в рабочем режиме».

Указы Президента не выполнены

Менее благодушным оказалось выступление председателя Контрольно-счетной палаты РК (КСП) Светланы Токаревой. Все-таки внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета республики – дело серьезное. Председатель КСП обратила особое внимание на «качество прогнозирования доходов» республиканского бюджета и, подтвердив, что все нуждающиеся в государственной и социальной помощи таковую получили, тут же вспомнила об исполнении «майских указов» президента РФ от 2014 года.

- То, что это в 2016 году объявлялось приоритетной задачей правительства РК, мы это отмечаем, все-таки указы президента исполняются, деньги на них были выделены очень большие – 3 миллиарда 295 миллионов рублей, - Но, как результат, вы видите, что из 40 целевых показателей, включенных в мониторинг исполнения указов, плановые назначения не достигнуты по 21 целевому показателю, то есть по 52,5 процентам от общего количества.

В самом заключении КСП, опубликованном на официальном сайте ведомства, говорится, в частности, о недостижении целевых показателей соотношения средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования, работников учреждений культуры, соцработников и младшего медперсонала к средней зарплате по РК. Об этом, к слову, на заседании Республиканской трехсторонней комиссии еще весной этого года заявляло руководство профильных министерств.

ФЦП под угрозой срыва

Не менее серьезную тревогу у Токаревой вызвал анализ исполнения расходов в 2016 году на реализацию федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года».

- Контрольно-счетная палата отмечает низкий уровень фактического финансирования мероприятий федеральной программы за счет всех источников финансирования, предусмотренными федеральной программой, что в свою очередь создает риски ее неисполнения, - отметила председатель КСП. - То есть, те цифры, которые мы слышали, когда программу принимали, сегодня, по 2016 году, не соответствуют действительности. Нет тех миллиардов, есть 200 миллионов и т.д., и федеральных денег очень небольшие суммы. Но исполнять программу надо, двадцатый год уже, как говорится, на носу.

В этом смысле уместно будет вспомнить заседание Госкомиссии по подготовке к 100-летию образования Карелии с участием секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, который также обратил внимание Минфина РФ на необходимость активизации работы по поддержке республики. Тогда отмечалось, что ФЦП развития Карелии не получает достаточного финансирования из федерального бюджета.

В дороги «влезут глубже»

Досталось и тем, кто отвечает за освоение средств Дорожного фонда республики, что вызывает, по признанию Токаревой, «очень большой вопрос».

- Мы отмечаем, что статья 179.4 Бюджетного кодекса РФ («Дорожные фонды». – Прим. Ред.) и статья 2 нашего закона «О дорожном фонде» не соблюдались, поэтому по Дорожному фонду работы очень много, - посетовала председатель. - Мы видим, как все осваивалось и что могло бы быть еще освоено в 2016 году. У нас есть 4 квартал, контрольные мероприятия, где мы еще глубже влезем в те вопросы. Я не могу сказать, что денег там нет, денег там много, но как они расходуются – это другой вопрос. Помните, на публичных слушаниях всегда звучало: «Нет денег, нет денег»? Сейчас миллиарды рублей уже - и на Гоголевский мост, и на все дороги. Но, в принципе, деньги, которые могли быть направлены на развитие региональных дорог, они не были направлены.

По словам Токаревой, Минфин готовит изменения в закон о бюджете 2017 года, где все замечания аудиторов будут учтены. При этом экспертизу также провела КСП России, где «тоже сделаны выводы о том, как расходовался Дорожный фонд».

Обухом по бухучету

Уровни госдолга и дефицита особых вопросов у специалистов не вызвали, чего не скажешь о внутреннем финансовом контроле и финансовом аудите. Соответствующая норма Бюджетного кодекса РФ, как выразилась Токарева, «совершенно не исполняется», а сумма выявленных в 2016 году нарушений при формировании бюджетной отчетности за год выросла почти в 29 раз по сравнению с 2015 годом.

- Если в прошлом году мы говорили о том, что у нас нарушений на сумму 23 миллиона 416 тысяч рублей, то сегодня мы выявили нарушений на сумму 662 миллиона 529 тысяч рублей. В основном, это нарушения правил бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и финансовой отчетности, - уточнила председатель КСП РК.

По информации Токаревой, в 18 организациях не были выявлены «факты недостоверности» в бюджетной отчетности, однако в 6 организациях нашлись отдельные нарушения, не оказывающие существенного влияния на достоверность данных годового отчета об исполнении бюджета РК за 2016 год. А один главный администратор бюджетных средств (ГАБС) допустил существенное нарушение.

- Мы до сих пор пытаемся разбираться, что там, к чему это все приведет, но там речь идет не о корректировке годового отчета, а именно о балансе, поэтому я думаю, что здесь тоже надо разобраться, - подытожила Токарева. - Мы завершили проверку, идут административные расследования. Думаю, будут те, кто будет получать административные штрафы, потому что мы увидели нарушения норм статьи административного кодекса в ведении бухгалтерского учета.

Впрочем, докладчик не преминула оговориться, что в целом ГАБС выполнили основные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджета.

«Хотелось бы улучшиться один раз»

Вопросов к руководителю КСП не последовало: как уточнил Виталий Красулин, они не предусмотрены регламентом. Выступить в прениях захотел все тот же депутат ЗС РК Валерий Шоттуев, сравнивший Контрольно-счетную палату республики «народным контролем».

Он обратил внимание, что в бюджете сокращены расходы на культуру и кинематографию (на 33 процента), здравоохранение (на 15 процентов) и образование (на 4,2 процента).

- Думается, что сокращение расходов – это не плюс, не показатель каких-то достижений, это значит в чем-то недоработка, - сделал вывод парламентарий.

Красулин же попросил правительство «очень серьезно, вплоть до увольнения сотрудников» реагировать на замечания КСП.

- Каждый год рассказывают о нарушениях, но все мы как бы здесь все в сторону улучшения, - рассудил председатель комитета по бюджету и налогам. - Надоело уже как бы в сторону улучшения, хотелось бы улучшиться один раз и больше не нарушать все эти вещи.

И.о. министра финансов РК Елена Антошина, когда ей предоставили трибуну для заключительного слова, пообещала, что все проблемы «в обязательном порядке будут тщательно проработаны и взяты на контроль». По ее словам, «уже подготовлен план мероприятий по устранению недостатков».

Виктор КОРНИЛОВ

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 24 октября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

23.10.2017, 16:20
Антимонопольная служба обнаружила сговор бывшего руководства администрации Сегежского поселения и представителей частной фирмы, выигравшей контракт на установку освещения в городе.
23.10.2017, 12:30
Министерство финансов республики раскрыло списки организаций, имеющих задолженность по налоговым платежам свыше одного миллиона рублей в консолидированный бюджет Карелии.
20.10.2017, 14:10
Должность руководителя перинатального центра в Петрозаводске прочат преподавателю медицинского института ПетрГУ Александру Ившину, ни одного дня не проработавшему практикующим врачом и оштрафованному судом за плагиат при написании научной работы.