• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Штормовое предупреждение

10 января 2008 годаКультура
Петрозаводск захлестнула волна современного искусства.

Фестиваль современного искусства "Штормовые выходки" родился в недрах медиа-центра "Vыход" и за четыре дня своего безумства успел проникнуть в самые разные уголки жизни петрозаводчан. Даже в здание администрации города, где проходила церемония закрытия этого праздника. В воскресный вечер, когда чиновники и не помышляют о том, чтобы заглянуть на работу, абсолютно безлюдное здание мэрии захватили революционно настроенные матросы, танцоры, артисты, художники и просто любители современного искусства. Зимний сад на втором этаже превратился в зрительный зал. И когда ведущий, за клоунским обликом которого угадывались черты актера "Творческой мастерской" Сергея Кудимова, объявил об открытии закрытия фестиваля, шторы на больших окнах мэрии распахнулись подобно театральному занавесу. И перед взором публики открылся вид на штормовое Онежское озеро и балкон, на котором словно по палубе скакали курсанты Речного училища в бушлатах. Далее началось действо, созданное совместными усилиями карельских композиторов, поэтов и прочей творческой молодежи. То был "продукт" чисто местного производства, как заявил идеолог и вдохновитель "Штормовых выходок" художник Сергей Терентьев. Но тем и был хорош фестиваль, что его участники и зрители смогли соприкоснуться не только с карельским творчеством, но и с самыми продвинутыми образцами современного российского искусства. Иногда это вызывало у петрозаводской публики восторг, иногда - шок, иногда - недоумение.

Как гитарист Андрей Сучилин дракона победил

Концерт гитариста Андрея Сучилина и группы "Logika Kollektiwa" назывался "Несвоевременная музыка". На сцене академичного концертного зала музыкального училища, стены которого более привыкли к классическим звукам скрипочек и виолончелей, было тесно от аппаратуры, ударной установки, микрофонных стоек и "силков" из проводов. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что к постоянной составляющей коллектива из Москвы добавился петрозаводский струнный квартет: альт, две скрипки и виолончель. Пока звуковики с легкостью Копперфилда перелетали над проводами и вставляли, куда надо, штекеры, Андрей Сучилин давал указания музыкантам, как нужно играть "после прилета дракона". Похоже, настройка аппаратуры перед концертом стала и единственной репетицией загадочного концерта под названием "Несвоевременная музыка". Далее началось само действо.

Если кто не знает, почему Андрей Сучилин является легендарным гитаристом, стоит обратиться к недавнему прошлому российской музыки, ставшему уже достоянием истории. А точнее, к 80-м годам, когда независимый гитарист и композитор создал группу "До мажор". Через этот проект прошли такие культовые фигуры музыкального мира, как Алексей Айги и Егор Летов. Потом Андрей Сучилин благополучно уехал в Америку, где жил восемь лет и учился у некого знаменитого гитариста Роберта Фриппа. Успел за океаном натворить музыкальных дел, которые вылились в несколько альбомов, записанных, правда, уже снова в России. Сейчас с Сучилиным постоянно играют несколько музыкантов. Они-то и составили компанию легендарной звезде во время поездки в Петрозаводск. Невозмутимый клавишник Иван Шкунов, пожалуй, выглядел самым адекватным после струнного квартета. Безумный барабанщик Евгений Кудряшов извлекал звуки даже ногами, закидывая их на медные тарелки. Гитарист Сергей Багин явился публике в стрекозиных очках и без ботинок. Общую картину безумия завершил "местный кадр" Иван Агафонов, который, краснея от натуги, корчился с микрофоном на полу и издавал из своей утробы невообразимые звуки. Симфония о драконе (кстати, публику не посвятили в сюжет исполняемого произведения) состояла из трех частей. Каждый раз музыканты удалялись в перерыве за сцену "попить кофе" и возвращались обратно в приподнятом настроении. По всему было видно, что действо им самим нравится до такой степени, что, собственно, присутствие зрителей не так уж обязательно. А в итоге получилась "актуальная музыка".

«Синие носы» и другие части тела

Перед поездкой на петрозаводский фестиваль скандальная группа "Синие носы", разговоры о которой в последнее время как-то поутихли, успела возмутить российского министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова. А поводом стала выставка Третьяковской галереи "Соц-арт", которая должна была открыться осенью в Париже. Министр культуры запретил галерейщикам демонстрировать в колыбели импрессионизма целый список работ, которые, по его мнению, позорили доброе имя российского изобразительного искусства. В "черный список" попала и нашумевшая в свое время фотография новосибирских художников "Целующиеся милиционеры". "Синие носы" недоумевали: "Художников нельзя заставить ходить строем!".

В Петрозаводске один из "Синих носов" Вячеслав Мизин поделился с начинающими видео-художниками своими творческими принципами: "Наше ноу-хау не хай-тек, а тяп-ляп! Искусство для пионеров и пенсионеров". Делают сибирские художники, давно поменявшие свою прописку на московскую, абсурдистские ролики в духе черного юмора.
Как гласит легенда, в свое время сам Слава Мизини - бывший архитектор и живописец - напился и уснул в сугробе. Отморозил часть легкого, после чего стал с большим интересом относиться к разным частям своего тела. В поисках наиболее интересных выразительных средств обратил внимание на свое мужское достоинство. Он клал его на разные предметы и фотографировал, выстраивая мифологию жизни и смерти этого "персонажа".

В Петрозаводске во время традиционной "видеоночи" зрители увидели целый цикл роликов "Синих носов", которыми прославились художники: "Фейерверки из штанов", "Секс-арт" и прочее "видео", сделанное "на коленке". А также в программу показа вошли работы художников из Питера, Москвы, с Урала, из Финляндии, Германии, Норвегии и Дании. Кстати, ролики "выходцев" из петрозаводской видеолаборатории оказались ничем не хуже, а в чем-то даже добрее и тоньше, чем творчество гостей фестиваля.

Апогеем безумного праздника стал спектакль русского инженерного театра "АХЕ". В Театре кукол гости из города на Неве давали спектакль "Фауст в кубе. 2360 слов". На сцене все время что-то горело, взрывалось, капало и лилось. Легенду о Фаусте артисты рассказали в духе алхимических опытов. А когда закончилось основное действо, они словно фокусники извлекли откуда-то бутылки с водкой и вином, приглашая зрителей посетить бар "Фауст". Первыми "продать душу дьяволу" на сцену потянулась творческая интеллигенция Петрозаводска: артисты и художники. И это, собственно, подтверждает, что столица Карелии занимает на карте "современного искусства" далеко не последнее место: что-что, а играть и подыгрывать наши люди умеют.

Юлия УТЫШЕВА


 

Комментарии