• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Мат мату рознь

04 июня 2008 годаКультура

В Карелии вышел в свет первый сборник непристойных частушек.

Я свою корявую
Круглый год корябую,
Хочу – утром, хочу – днем,
Хочу – вечером с огнем!

Это один из самых невинных примеров народного заонежского фольклора, вошедшего в сборник непристойных карельских частушек. Первый он, конечно, не в истории русского книгопечатания, а только в истории республики: содержание хулиганского сборника в большинстве своем «наше». Почти все опубликованные народные эротические частушки «без купюр» родились и неоднократно были пропеты именно на территории Карелии. Некоторые «забрели» из соседних регионов.

Небольшая «карманного» формата книжица с противоречивым для рядового читателя содержанием появилась на свет благодаря известному в Карелии художнику-карикатуристу Дмитрию Москину, собравшему весь материал.
«Самые первые частушки принес нам в редакцию газеты «Набат», где я работал в 1990-е годы, какой-то мужчина, наш читатель, – рассказывает Москин. – После того, как мы выпустили книжицу «56 анекдотов про Ильича» он, видимо, решил поделиться другим народным наследием. Несколько штук я записал сам – в Медвежьегорском районе встретил как-то старичка, он выпивший был и пел эти частушки. Еще около пятнадцати мне дала одна знакомая, научный сотрудник, она их сама записала в Заонежье. Раз такой уникальный материал попал мне в руки, я считаю своим долгом его сохранить и обнародовать. Мне и самому как художнику он очень интересен. Я вырезаю народные игрушки, интересуюсь фольклором, и народная частушка – на стыке моих интересов. Прочитав их, я за короткое время создал серию рисунков. И больше десяти лет все это у меня хранилось».


Понятно, что книжка с нецензурной лексикой может вызвать не просто критику, но и возмущение пуритански настроенных граждан или трепетных родителей. Найти в сборнике частушку без мата сложно. Но воспринимать народные стихотворные формы исключительно как собрание бранной лексики – удел читателя ограниченного.
«Изданий такого рода не нужно бояться, – говорит Москин. – Они расширяют наше понимание о смеховой народной культуре. Такие вещи нужно издавать. Мы знаем пример – «Заветные сказки» Афанасьева, они изданы давно, прокомментированы. Знакомство с таким видом фольклора не принизит наше понимание о народе. А наоборот, даст понять, что наша словесная, языковая культура уникальна. Трудно представить, чтобы такие частушки придумали американцы или наши северные соседи».

Составитель и иллюстратор сборника, Москин хорошо понимает, что у этого проекта обязательно появятся противники, вопринимающие сборник частушек исключительно как плохой пример и учебник бранных слов для молодежи.

«Конечно, каждый второй молодой человек на улице сейчас матерится. Но сам я, например, в обыденной жизни не матерюсь, хотя вот интересуюсь и занимаюсь такими частушками. Хуже подрастающее поколение они не сделают. А вот лучше – может быть. Потому что дадут возможность понять, откуда идут корни этого мата. Молодежь воспринимает это поверхностно, во многом чтобы себя показать. Но частушки относятся к древнейшим слоям славянской мифологии. Там большая доля народного юмора – и большая доля древних верований, относящихся к культу плодородия, культу матери-земли. Я думаю, что народ, когда пел эти частушки, не считал, что это непристойно».

Я пойду, потопаю,
Повиляю жопою!
Поглядите мать, отец,
Какая жопа молодец!

То, что частушка – жанр уникальный, отмечают все ее исследователи.
«В наше время найдется мало мастеров, способных придумать такую вещь. Ведь это очень тонкая словесная вязь, где нет мата ради мата. Дело тут не в грубости, а как раз в тонкости и в многоплановости восприятия, – говорит Москин. – Она не принижает читающего и сочинившего ее. Здесь ее можно сравнить с современной смеховой культурой, которая подается через ТВ. Культура частушки вырастает из почвы, а телеюмор искусственно притянут за низ, но такой низ, который, как говорится, ниже плинтуса. Юмористические передачи стали предельно примитивными, даже отупляющими. Хотя грани юмора как такового очень широки, и юмор может быть более культурным».

Образец народного юмора с иллюстрациями составителя сборника продается сейчас в магазине «Экслибрис» по весьма скромной цене. Издатели – карельская Молодежная правозащитная группа – обещают, что вырученные деньги пойдут на благотворительные цели, точнее – на издание других книг. Например, уже подготовленного Москиным и им же проиллюстрированного сборника народных загадок и поговорок.

Александра ДОМИНА.

 

Комментарии

    Блоги
    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • Максим Тихонов, журналист

      Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

    • 1
    • 2
    • 3