• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Три ночи пожирателей искусства

18 декабря 2008 годаКультура

В столице Карелии в четвертый раз прошел фестиваль «Vыходка».

Чем больше римских палочек-лет набирает этот форум, тем глубже в ночь продвигаются его составные части – выставки, показы фильмов и видеороликов, спектакли и концерты. Темнота – друг не только молодежи, но и самого молодого современного искусства. Кто-то из участников «Vыходки» заметил, что подобные фестивали выполняют ту же роль, как когда-то рок-тусовки, собиравшие все прогрессивное человечество. Но нынче рок-н-ролл мертв, а современное искусство живет, побеждает и становится ближе каждому благодаря новым техническим возможностям. В этом смогли убедиться те, кто нашел в себе силы отказаться от здорового ночного сна ради встречи с прекрасным.

Ночь первая. В музее

В девять часов вечера к зданию Краеведческого музея подъезжали автомобили, как некогда экипажи на губернаторский бал. В зале Дворянского собрания играл самый настоящий оркестр под управлением Эдуарда Зондерегера. Только пары не кружились по паркету, поскольку все желающие увидеть открытие фестиваля современного искусства с трудом поместились в зале.

Директор музея Михаил Гольденберг чувствовал себя именинником, несмотря на то, что в его владениях, да еще ночью, хозяйничают художники и музыканты. Организаторы прямо на импровизированной сцене распивали шампанское. Шампанским угостили и гостей, но позже. А сначала в зале появилась балерина с гирей, ставшая символом хулиганских выходок арт-тусовки, и послала всех на экскурсию, попросив зрителей разделиться на две команды: «Одна пойдет вот с тем дяденькой, а другая – с этим».

Дяденьками были художник Сергей Терентьев и музейщик Денис Кузнецов. Они повели гостей по залам Краеведческого музея, где среди «старины глубокой» отлично вписались инсталляции видео-арта, подготовленные карельскими художниками. В зале, где хранятся артефакты жизни древнего человека, зловеще мерцал шаманский бубен Натальи Логиновой, на котором появлялись словно демонические существа изображения солдатиков, звездочек, вождя мирового пролетариата и прочих атрибутов социалистической системы. Сергей Терентьев тоже совершил некие магические действия, сложив современный сейд из телевизоров вместо камней.

Владлена Громова и Артем Парамонов предложили зрителям свою версию «культурного слоя», который откопают археологи через много лет: на белых стеллажах расставлены баночки и флаконы – как маленькие божки общества потребления, а на них спроецированы «этикетки», живущие своей жизнью. Этикетки – словно волшебные пирожки из сказки «Алиса в Стране чудес» – предлагают «съесть» содержимое бутылочек, чтобы стать красивее. Собственно, наверное, действительно недалек тот час, когда флакон с шампунем будет иметь «человеческое лицо» и обещать пышную шевелюру без перхоти, стоит только взять его в руки…

После экскурсии народ подкрепился пирожками и шампанским. И правильно сделал, потому что следующий перформанс затянулся надолго. Семейный дуэт Александр Леонов – Ольга Гайдомак в сопровождении друзей семьи Григория Архипова и Гарилала Баарса озвучивали немое кино 1925 года «Дорога в Арктику», посвященное строительству железной дороги на север. На экране показывали все, что угодно, но только не рельсы и шпалы. Свиней, коров, прекрасные советские санатории, где труженики молодой страны могли отдохнуть и поправить здоровье. Не многие досидели до конца. Но таким было условие Государственного архива, предоставившего документальную ленту, – показать фильм полностью, без купюр.

Разошлись гости по домам после бала современного искусства около полуночи.

Ночь вторая. В кинотеатре

Если когда-то большевики брали вокзал, банк и почту, чтобы утвердить свою власть, то сейчас современные художники захватывают музей, кино и театр.

Кинотеатр брали после презентации проекта модельера Веры Никифоровой «PROДВИЖЕНИЕ», где в диалоге соединились платья, которые невозможно надеть, фотографии танца, который никогда никто не танцевал, сделанные Юлией Утышевой, и электронная музыка «PEPELAZ A.B.». Презентация прошла почти по-домашнему тихо и уютно.
А вот в кинотеатр «Калевала», где находится VIP-зал кинотеатра «Победа», где и демонстрировали сеанс современного видео целую ночь, пришло много народу. Организаторы даже были немного озадачены: не придется ли в следующем году заказывать зал побольше? Все билеты были проданы, люди сидели даже на ступеньках, проявляя чудеса мужества ради любви к искусству.

Куратор проекта «Видео-ночь» Владлена Громова постаралась подобрать программу так, чтобы всем было интересно. Видео-арт, наверное, самое демократичное искусство: в нем переплетаются все жанры, начиная от фильмов, снятых по законам игрового кино, до безумных перформансов, запечатленных на камеру.  Были здесь и триллеры, снятые на камеру мобильного телефона, и музыкальные клипы, и видеовысказывания художников по поводу политической ситуации в мире, и ролики-шутки, и анимация.

Третья ночь. В Театре кукол

Совсем не детский спектакль показал на сцене Театра кукол Gabria theatre из Петербурга. Кудрявый режиссер Рома Габриа, похожий на фавна, решил отказаться от слов в театральном искусстве, заменив их пластикой тела. Эта идея, похоже, до сих пор вдохновляет его, потому что он с большим интересом смотрел свою постановку с первого ряда в зрительном зале. А на сцене главный герой боролся то ли с болью, то ли со смертью.

В практическом руководстве по употреблению баралгина, поставленном Романом Габриа, боль имеет вполне реальное воплощение – существо в грязной комбинации с забинтованной головой. Зрелище довольно жуткое, некоторые зрители даже порадовались, что не взяли с собой детей. Существо совершало прыжки из немыслимых поз, заламывало руки молодому человеку без имени, заставляло его страдать. А в это время к главному герою пытались достучаться сосед по лестничной клетке, милиционер, отец из прошлого и Дед Мороз. Кто победил в итоге – дружба, баралгин или смерть – трудно сказать, автор оставил это домысливать зрителям.

Роман Габриа имеет вполне классическое театральное образование – окончил актерско-режиссерский курс в Театральной академии Санкт-Петербурга. Но плясать под чужую дудку на сцене не любит. Да и вообще, похоже, к традиционному театру не склонен. С 2004 года он стал заниматься пластическим театром.
Его театр сотрудничает с известным уже в Петрозаводске инженерным театром АХЕ. И это говорит уже само за себя: современное искусство проникло и в эту довольно консервативную сферу, которая с трудом расстается с драматургическим сюжетом и принципами «верю – не верю».

Удивительно, что Петрозаводск попал на карту городов, где современное искусство уверенно овладевает массами. А впрочем, ничего удивительного: искусство, как и историю, делают конкретные люди. И хорошо, что в столице Карелии есть те, кто живет в ногу со временем.

Надежда ПШЕНИЧНАЯ.

 

Комментарии