• EUR: 67,6162
  • USD: 63,6807

Галина БРУН: «Не критикуют того, кто ничего не делает»

15 апреля 2010 годаКультура
Культурные потрясения идут в рабочем порядке.

События вокруг карельских театров в последние несколько месяцев встряхнули общественность. В интернете развернулись жаркие дискуссии относительно политики чиновников из министерства культуры и лично министра Галины Брун. “МК” в Карелии” также не мог остаться в стороне и внимательно следил за происходящим. Теперь пришло время предоставить слово непосредственно министру и из первых уст услышать, что она думает по поводу происходящего сегодня в карельской культуре.

– Галина Тойвовна, в последнее время вам, наверное, нелегко отражать те атаки, тот негатив, которые направлены на события в культурной сфере Карелии и на вас лично?
– Нормально. Негатив есть всегда, не критикуют того, кто ничего не делает. Чиновников традиционно не любят, однако, когда объявляют конкурс на замещение должности, приходят по 30 человек на место.

– Долгое время в культурной жизни Карелии в целом и в театральной в частности было все спокойно. Почему уже четвертый месяц культурную отрасль буквально лихорадит?
– Что касается театров, то мы давно понимали, что нужно что-то менять, и сейчас потихоньку подходим к итогу. Основная задача заключалась в совершенствовании материально-технической базы. Параллельно сформировалось мнение о том, что в республике должно быть четыре театра: Театр кукол, работающий для детей, Национальный театр, сохраняющий национальную культуру, Театр драмы, работающий на русском языке, и Музыкальный театр. Начали с Национального театра. Кроме того, ремонтировались здания двух колледжей и Дома Кантеле. Все это происходит в течение десяти лет. Проблем было более чем достаточно, и этот трудный процесс еще не завершен.

– Есть мнение, что у Музыкального театра есть большие преференции по сравнению с другими театрами и именно этот театр власть пытается представить как основной, главный театр Карелии…
– Я работаю в должности министра восемь лет, и при мне этот театр – третий из открывшихся после капремонта. Всегда, как только открывалось здание, для театра создавались особые “тепличные” условия, чтобы сформировать репертуар. Так было, когда открывались Национальный театр, Театр кукол. Так будет и в этом году после 8 июня, когда ансамбль “Кантеле” въедет в новое здание и ему нужно будет создавать новые программы. Пока в Музыкальном театре не очень получилось с опереттой. Мы вернемся к этому вопросу. В остальном Музыкальный театр востребован, и постановки в нем достаточно высокого уровня.

– По федеральным нормативам у нас должен быть еще и ТЮЗ…
– Он может быть, а может и не быть. Все зависит от материального положения в регионе и востребованности. Наши театры выполняют задачи ТЮЗа, в каждом есть постановки для детей. Министерство культуры Карелии и СТД России ставят задачи по работе с юными зрителями.

– На встрече с актерами вы упрекнули Национальный театр в том, что он не зарабатывает денег.
– В прошлом году бюджет Национального театра составил 22 миллиона рублей, из которых сам театр заработал чуть более трех миллионов, о какой самоокупаемости может идти речь, ее никто не требует. Вопрос в  востребованности театра. Сам директор Сергей Сергеевич Пронин говорил о том, что в Национальном театре есть нехватка актеров, говорящих на национальных языках, есть проблема со зрителями, понимающими язык. Из республиканского бюджета финансируется подготовка уже третьего курса актеров для Национального театра. И я задаю директору театра совершенно резонный вопрос: что вы делаете для того, чтобы зритель пришел в ваш театр? Если такого зрителя недостаточно в Петрозаводске, то нужно поехать в район, где он есть и ждет театр: Калевальский, Олонецкий, Пряжинский, Прионежский (бывшая Вепсская волость). Репертуар мы никогда ни одному театру не диктовали. Для подобных рекомендаций при Национальном театре создан общественный совет, куда входят представители национальных обществ. К слову: Правительство Карелии вкладывает большие средства в поддержку национальной культуры: есть финно-угорская школа, выпускаются учебники, работает издательство “Периодика”, Национальный театр и ансамбль “Кантеле”. Поэтому я ставила перед директором Национального театра вопрос о том, почему уменьшается количество зрителей. Нужны грамотная политика по продвижению театра и гастроли, причем не только за границей и по России, а именно в районах республики, ведь театры существуют на деньги налогоплательщиков живущих в Карелии.

– Какой из карельских театров зарабатывает больше всех?
– Музыкальный театр. Но мы понимаем, что он в то же время и самый затратный. Очень хорошо работает Театр кукол, которому тоже созданы все условия. Директор поставила перед министерством задачу: необходим  автобус, чтобы ездить по районам. В декабре мы его купили. Бюджет театра в 2009 году составил 8,8 миллиона, при этом труппа заработала 3,3 миллиона рублей. Сегодня в незавидном положении “Творческая мастерская”. Актеры продолжают репетировать в своем помещении, но давать спектакли им пока негде. Зарплату, конечно, получают. Что касается бюджета театра, то в прошлом году он составил 12,5 миллиона рублей, из которых театр заработал 4.

– Актеры недавно канувшей в Лету драматической труппы Музыкального театра утверждали, что на их спектаклях зал, по крайней мере на малой сцене в гостинице “Маски”, был всегда полон, зритель их любил и они действительно зарабатывали. Однако это их не спасло…
– Полноценной труппы не было, была группа актеров из 13 человек, которую в полном составе готовы были принять в Череповце и в Вологде. Но они решили остаться в Петрозаводске. До конца апреля они получают зарплату в Музыкальном театре. Насколько мне известно, сейчас они создают частный театр и собираются составить конкуренцию государственным театрам. Я – за. Пусть у них будет свой зритель, которого они будут радовать творчеством. Возможно, мы найдем для них государственный заказ. Сейчас они  ставят спектакль, и мы готовы поддержать талантливый проект, если он будет заявлен.

– Какие альтернативы есть у “Творческой мастерской”, помимо сосуществования в одном здании с труппой Национального театра?
– Изначально я предложила двум директорам театров предоставить свои сцены для спектаклей “Творческой мастерской” – Театру кукол и Национальному. Да, условия сложные. Но есть ради чего потерпеть. Сегодня уже три театра из четырех имеют свои замечательнейшие здания. Почему четвертый театр должен остаться без здания? Все предоставляли друг другу свои площадки во время ремонта. И сейчас я тоже рассчитывала на взаимопомощь. Почему этого не произошло – мне непонятно. Зачем директор Национального театра втянул в этот производственный вопрос актеров – тоже непонятно.
Чтобы старый зал “ТМ” соответствовал нормам противопожарной безопасности, необходимы 4 миллиона рублей. Я считаю, что сегодня нецелесообразно вкладывать такие деньги в ремонт этого маленького зала. Через год все здание встанет на реконструкцию. Лучше на эти средства сделать проектно-сметную документацию. Если не найдем традиционного выхода из сложившейся ситуации, придется искать помещение на время реконструкции и средства на его содержание.

– Размышления относительно переселения Национального театра в другое здание, которыми Вы поделились с корреспондентом газеты “Губерния” и которые вызвали такую бурную реакцию в театре, – это все-таки лишь размышления или не пустой звук, а намеки на реальные перспективы?
– Первый раз эту мысль я озвучила в декабре прошлого года на заседании общественного совета в Национальном театре. Я и тогда говорила, что если невозможно сделать так, чтобы в зале было больше зрителей, то, может быть, имеет смысл построить здание поменьше, а это отдать другому театру. То же самое я сказала и журналисту. Это были лишь размышления, которые должны были заставить директора задуматься о том, как привлечь зрителя в зал. Никаких конкретных решений о переселении нет. Кстати, в результате пожеланий, высказанных на общественном совете, появился еще один спектакль на карельском языке. Напомню, что сегодня у всех театров учредитель – Министерство культуры. Оно решает вопрос, который касается всей отрасли, и не может один театр встать в сторонке и сказать: вопрос не мой. А превращать производственный вопрос в политический я считаю недопустимым.

– Известно ли вам, была ли реакция на события в Национальном театре со стороны главы республики?
– Глава в отпуске, поэтому не знаю, получил ли он письмо и была ли реакция.
– Глава республики лишь один раз был замечен на спектакле в Национальном театре. Как часто вы лично бываете в театрах? Какие последние постановки запомнились больше всего?
– Я видела все. Во всех театрах. Знаю весь репертуар. Из последнего мне понравилась постановка “Дело святое” на карельском языке. Квартет, который сложился в этом спектакле – Виено и Пекка Микшиевы и молодые актеры, – очень хорош.

– Какие потрясения в культурной жизни Карелии вы могли бы предсказать? Не до конца разрешен вопрос с деревянными зданиями на проспекте Ленина в Петрозаводске, возникла конфликтная ситуация по реставрации Кижей…
– Думаю, что этого конфликта могло бы не быть, если бы “кижане” работали в контакте с научной общественностью. Ученые-архитекторы из научно-экспертного совета не допущены к информации, не знают, как работают на Кижах реставраторы. Что касается зданий на Ленина, то все то, что от нас зависит, мы сделали. Осталось получить ответы на запросы, направленные в Министерство культуры России. Примерно через год встанет на ремонт здание филармонии на Кирова, 12. Придется искать площадки для двух оркестров. Очень надеюсь, что руководство федерального учреждения – Петрозаводской государственной консерватории – откликнется на нашу просьбу и предоставит площадку для Оркестра русских народных инструментов, а Музыкальный театр – симфоническому оркестру.

– Что вы предложите жителям ко Дню республики?
– К 90-летию Карелии в отреставрированном здании краеведческого музея откроется постоянная экспозиция. “Кантеле” переедет в свой дом с новым балетным залом, сценой для выступлений, хранилищем для костюмов. 8 июня – рабочий день, поэтому днем программа на площади Кирова начнется с большого концерта для детей. Позже состоится гала-концерт коллективов из районов республики. Вечером выступит Надежда Бабкина и несколько молодежных коллективов. Пока есть сомнения относительно фейерверка на фоне белой ночи. Но, возможно, будет и он.

Спрашивала Марина КИВИРЬЯН.

 

Комментарии

  • Гр. Салтуп24.09.2010 | 01:40Ссылка
    А что сделала БРУН? Заткнула мне рот? Запретила мне, прозаику, печататься в Карелии? Не дает возможности восстанолвить Сандармох? Что еще она сотворила зорогего для культуры Карелии?
  • неравнодушный01.05.2010 | 16:03Ссылка
    не о театрах-впечатление,что у нас в городе процветает коррупция в управлении архитектуры-разрешают строить здания,уродующие город.Как это иначе назовёшь?
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3