• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Вера Евграфова: «Танцую даже на кухне между сковородками»

06 сентября 2012 годаКультура

Как руководитель ансамбля «Маюри» заставила Карелию индийские танцы любить

«Индийские танцы в Карелии не нужны!», - говорили 25 лет назад некоторые руководители учреждений, куда пыталась устроиться петрозаводчанка Вера Евграфова. Сегодня вряд ли кто решится повторить эти слова, глядя в глаза руководителю ансамбля «Маюри». Карельский коллектив индийского танца колесит по всему миру, вызывая искреннее восхищение у публики. Недавно «Маюри» вернулся из Нью-Йорка, где проходил популярный танцевальный фестиваль под открытым небом в центре Манхэттена. Выступление ансамбля из Петрозаводска одна из крупнейших газет США «The New York Times» назвала сенсацией. Но почивать на лаврах маленькая женщина Вера Евграфова, которая является преподавателем танцев, хореографом, композитором,  дизайнером и швеей «Маюри», не собирается. «У нас столько работы! 28 октября отметим 25-летний юбилей коллектива на сцене Музыкального театра. Готовиться надо», – говорит Вера Ивановна. После очередной репетиции руководитель ансамбля нашла время для общения с «МК» в Карелии» и рассказала всю правду об индийских танцах, болливудском стиле и силе YouTube.

Это вам не Болливуд

– Вера Ивановна, ни для кого не секрет, что ваши концерты в Петрозаводске всегда проходят с аншлагом. У «Маюри», открывшего для Карелии индийские танцы, давно есть преданные зрители. Но как удалось влюбить в себя публику Нью-Йорка? Ваше выступление на Манхэттене в августе нынешнего года, судя по откликам в СМИ, пользовалось бешеным успехом.

– Да, мы сами не ожидали такого приема.  А все началось с YouTube. Мечтая себя показать и мир посмотреть, мы четыре года назад разместили свое видео в Интернете. Канал «Маюри» на YouTube стал пользоваться популярностью среди интернет-пользователей во всем мире. Количество просмотров нашего видео зашкаливает. Люди оставляют замечательные отзывы. И приглашения на гастроли не заставили себя ждать. В 2008-м мы побывали на двух фестивалях в Индии. В 2010-м нас заприметили американцы. Общественная организация, созданная индийской диаспорой в городе Кери, пригласила ансамбль на национальный индийский праздник Дивали – праздник огней. Очень сложно было подготовить документацию. Мы отправляли в Штаты материалы о нашей деятельности за 25 лет, и национальная организация танца Danes USA признала нас уникальным коллективом.  В результате нам прислали артистическую визу. 18 танцоров отправились в Северную Каролину, заехав на обратном пути в Нью-Йорк. А там индийская община пригласила «Маюри» на ежегодный фестиваль – «стирающий границы фестиваль индийского танца». Он проводится на улице под открытым небом. Его организаторы, широко рекламируя мероприятие, хотят, чтобы индийское искусство и в Америке процветало. Мы, выступив среди небоскребов в центре Манхэттена, сделали для этого все, что смогли.

– Говорят, что особенностью фестиваля в Нью-Йорке является то, что здесь придерживаются классического направления. Иногда могут пригласить на концерты фолк-коллективы, но не более того. А «Маюри» – совершенно другая область индийского искусства. Ваш коллектив ближе к Болливуду. Но для вас организаторы фестиваля сделали исключение. Почему?

– Есть Болливуд, где сейчас ничего индийского практически не остается: артисты часто танцуют в шортах, майках и мини-юбках. Все очень сильно европеизируется, включая танцевальные движения. А мы несем традиционный заряд. Я беру песню, делаю свою постановку, которая базируется на определенной школе танцев, но при этом создается она так, как я ее чувствую. Люди пишут, что у нас совсем другая хореография, не такая, как в болливудских фильмах. Действительно у «Маюри» не какое-то подобие хореографии, а оригинальная хореография, в основе которой индийские традиции. Организаторы фестиваля оценили нашу уникальность. И в самой Индии нас тоже отличают от болливудских артистов. В этом году один очень богатый человек пригласил «Маюри» на… свадьбу своей дочери, взяв на себя все расходы по поездке. Хотя изначально хотел позвать на праздник актеров Болливуда. Для нас это действительно признание. 

Все начиналось с кино

– А где вы научились так танцевать? В СССР очень любили индийское кино, но школы индийских танцев-то не было.

  Самое первое мое воспоминание о чем-то индийском связано именно с кино. Родителям, видимо, не с кем было меня, трехлетнюю, оставить, и они взяли дочь в кинотеатр. Не помню, какую картину смотрели и о чем был фильм, но когда запела актриса высоким-высоким голосом, у меня полились слезы. Заплакала не от того, что испугалась, а от чувств – красоты.  Уже с детства я знала, что свяжу свою жизнь с индийским искусством. В 15 лет заняла первое место на городском конкурсе, представив в качестве номера индийский танец. Импровизировала на ходу. Ведь училась танцевать самостоятельно, просто смотрела болливудские картины. Я танцую музыку. Танцую всегда и везде, даже когда готовлю на кухне между сковородками.

– Как родители относились к вашему увлечению?

– Мама купила мне в 13 лет магнитофон. Этим все сказано, поскольку это было большой редкостью. Папа недоумевал: «Как ты можешь слушать то, чего не понимаешь?». А я сердцем все понимала. Ну а потом, когда появилась возможность привезти кассеты с фильмами, достать учебник, подвела под все это базу.

– Страсть к индийскому не мешала учебе?

  Очень не любила учиться, но окончила школу нормально. В школьные годы мечтала только об одном: был бы у меня маленький приборчик, который можно было поставить в ухо и слушать музыку 24 часа в сутки! Но приходилось сидеть за партой и заниматься. От этой учебы я устала. Прежде чем поехать поступать в историко-архивный институт в Москву, поработала два года в архиве секретарем-машинисткой. А став студенткой престижного столичного вуза, я сразу забыла об учебе. Первую сессию завалила, потому что в это же время начался фестиваль индийского кино. Я приходила на экзамен, вытягивала билет, говорила, что ничего не знаю, и уходила в кинотеатр. Правда, потом я все пересдала, поскольку была разумным студентом.

– Разумный студент не упустил возможности познакомиться в Москве с теми, кто не только по фильмам знал, что такое индийские танцы?

– Конечно. Я нашла таких людей. Хотя в ту пору это было довольно сложно. Чаще встречались псевдоисполнители. Их индийские танцы –  сплошная бутафория. Они отсеяли, на их взгляд, все ненужное – религию, мифологию. А в основе всех классических индийских танцев лежат мифологические сюжеты. Их никуда не выкинешь, как ненужное, наносное. Но некоторые известные танцоры это сделали, оставив только какие-то жесты. Но, по моему глубокому убеждению, чтобы научиться танцевать индийские танцы, нужно заниматься этим всю жизнь, полностью погрузившись в этот мир. Я не могу сказать, что сегодня мы ничего не берем для своих танцев из других школ. Смотрю много видео в YouTube. Мне нравятся испанские, цыганские танцы. Какие-то элементы  использую в своих номерах, и получаются очень интересные вещи. Я синтезирую музыкальное искусство. Но прежде чем выйти на этот уровень, нужно посвятить себя этому «проникновению» в культуру танца Индии. Как мой первый учитель в Москве.

– Первый учитель был известным танцовщиком?

– Галина хотела завоевать популярность, но не сложилось. Она вышла замуж за индийца. Семья уехала в Индию, где Галина выучила несколько классических танцев, приобрела костюмы. Когда вернулась в Москву, индийское искусство было очень популярно. Она рассчитывала, что завоюет московскую сцену. Пошла в филармонию, показала свои номера, а ей там сказали, что все это не нужно. «Это не индийские танцы», – заявила филармонический «специалист» по индийскому искусству, которая жила в Индии целый месяц! И Галина стала преподавать танцы частным образом. На одном из занятий мы разучили танец на 10 минут. И тут она говорит: «А я тебе музыку-то не давала к нему слушать?! Ну, возьми кассету, послушай ее пока. Очень трудно вложить этот танец в 10 минут музыки». Я этим же вечером в общежитии подготовила номер. Когда пришла к ней с готовым танцем, она была в шоке.

Где родился, там и пригодился

– В Петрозаводске, куда вернулись из Белокаменной,  вас, как преподавателя танцев, мягко говоря, не ждали. Насколько известно, вы только с третьей попытки устроились на работу в один из ДК, где и создали «Маюри». Не было желания уехать в Индию и там заниматься делом всей жизни?

– Где родился, там и пригодился. Хотя пять наших девчонок из «Маюри» сегодня живут в Индии. Познакомились с индийцами по интернету, совершенствуясь в хинди в чатах, и вышли замуж. Я же никогда не хотела перебраться в Индию. Первый раз я попала туда в 77-м, накануне поступления в вуз. Ездила как туристка в страну, которую люблю. Посмотрела, что она из себя представляет. С иностранцами общаться было нельзя, так что о знакомстве с учителями танцев речи не шло. Да и необязательно было ехать к какому-то преподавателю. Есть много видеопособий. Но я практически никогда не беру танец в том виде, который дают. В любом случае вношу что-то свое согласно своему пониманию.

Сегодня со счету сбилась, сколько раз была в Индии. Ездим туда и учиться, и за костюмами. Хотя в основном наряды для выступлений шьем своими руками. За 25 лет у нас сделано более 200 танцев, для которых сшито около 400 костюмов. Индийские вещи нельзя использовать без дополнительной доработки. Наши ткани прочнее. Индийские быстро разваливаются. Там можно купить ткань уже с блестками, расшивками, но она моментально превращается в труху. А нам нужны костюмы на годы.

– Индийское консульство в Санкт-Петербурге не раз помогало «Маюри», присылая учебники, инструменты, видео. Долго пришлось добиваться, чтобы индийцы признали вас своими?

– Однажды руководители консульства приехали в Петрозаводск, и мы выступили перед ними  в лицее №1. Они были в восторге. «Вам нужно обязательно съездить в Индию!» – говорил консул. И вскоре две артистки ансамбля – Елена Фискавец и Наталья Фридман – получили стипендии. Они поехали учиться в Индию на год. Их знания коллективу очень пригодились.

– Манхэттен вслед за индийским консульством пал к вашим ногам, а что дальше? Уже составили план новых побед?

– Эмоции пока еще не улеглись: все бурлит и кипит. Что будет дальше, не знаем, но индийская диаспора в Нью-Йорке очень хочет, чтобы мы и на следующий год приехали на фестиваль. А сейчас мы открываем свой новый сезон в Петрозаводске – набираем группы для занятий индийскими танцами. У нас занимаются около 500 человек, девочки и мальчики. А в октябре у нас юбилей. Для своих зрителей мы всегда выступаем с удовольствием. Наша публика нам нравится больше, чем, например, американская. Там зрители более импульсивные: во время танца подпрыгивают, кричат «вау», хлопают. Но когда танец заканчивается, услышишь не больше пары хлопков. Наша публика не шелохнется во время номера, смотрит во все глаза, а потом хлопает долго-долго, вызывая на бис по два раза. Зрители вместе с нами проживают танец, а потом искренне благодарят артистов. Это дорогого стоит. И мы готовы танцевать и танцевать.

Беседовала Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»


 

Комментарии

  • ДГ10.09.2012 | 16:09Ссылка
    Замечательно, что есть у нас такие подвижники, действительно живущие тем, что несут в мир!
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3