• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Москву не покорили

25 апреля 2013 годаКультура
Балет «Золушка» Музыкального театра Карелии получил лишь одну из семи ожидаемых высших премий страны

Постановка Кирилла Симонова, номинированная сразу на семь «Золотых масок», удостоена одной награды. На церемонии вручения высшей национальной театральной премии, которая прошла на минувшей неделе в Москве, балет Музыкального театра Карелии был отмечен за лучшую работу художника по свету. «Золотую маску» получил Александр Мустонен. Ни хореограф-балетмейстер Симонов, ни исполнители главных ролей Алевтина Мухортикова (Золушка) и Игорь Пашко (Мачеха) не смогли победить коллег из столичных театров.

Состоявшийся «золотомасочник» Александр Мустонен для Петрозаводска человек не чужой. Он учился в ПетрГУ, начинал работать как художник по свету в Национальном театре Карелии. Оформлял спектакли в театрах Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, а также в Болгарии, Германии, Финляндии. С 1991 года он живет в Финляндии. Среди карельских постановок: «Кабаре» в Национальном театре, «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, «Смерть коммивояжера» А. Миллера в Русском театре драмы, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в Музыкальном театре.

Напомним, Музыкальный театр Карелии уже в третий раз принимал участие в Национальном театральном фестивале «Золотая маска». По итогам сезона 2008/2009 годов самую престижную театральную награду России получил солист балета Владимир Варнава за роль Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Опера-мюзикл Р. Львовича «Черная курица» вообще не привезла ни одной «маски». И нынешний поход в Москву за театральным золотом не назовешь успехом. Но в Музыкальном театре не унывают. «Конкурс был сложный, – говорят в театре.– Вокруг него сегодня много споров. Но большая часть критики и зрители восприняли нашу «Золушку» хорошо».

Почему разрекламированный в республике балет Симонова все-таки прошел мимо «масок»? Карельский театр не достоин этой награды или конкурс нынче не тот, жюри необъективно? «МК» в Карелии» обратился к экспертам.

Дмитрий Свинцов, театральный критик, член СТД Карелии, поэт:
«НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ» КРЕПНУТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТРИГИ»

– Как национальная премия, «Золотая маска» была, есть и, наверное, еще будет премией, ориентированной на традиционный театр, который существует в России. Это не хорошо и не плохо. Иногда можно дать дорогу и авангарду, как, например, нынче, когда в конкурс драматических спектаклей не попали ни Лев Додин, ни Кама Гинкас. Стоило уйти из жизни Петру Фоменко, как спектакли его театра перестали вызывать горячий интерес экспертного совета. В этом году тяга последнего к провинции перевесила интерес к столице. И в драме и опере, и в балете.

Чем руководствовался совет, номинируя петрозаводскую «Золушку» на семь «масок», сказать трудно. Критики извне единодушно отмечали китчевую низкопробность и вторичность. Беда петрозаводской театральной критики, воспевшей «Золушку» Кирилла Симонова как шедевр, в том, что она не имеет возможности видеть нынешний балет в целом. Не бывает ни в Перми, ни в Екатеринбурге, ни даже в Питере и Москве. Точно так же несколько лет назад за шедевр выдавался спектакль Национального театра «Король Лир», являющийся, нет, не китчем, но бледной копией «золотомасковского» лауреата из Тувинского музыкально-драматического театра.

Опасность для «Золотой маски» я вижу в том, что вокруг нее зарождаются и крепнут не художественные, но совершенно определенные политические интриги.

Просто зритель, пожелавший остаться инкогнито:
«СТЫДА НЕ ОБЕРЕШЬСЯ»

– Почему мы остались без призов? Мне кажется, ответ лежит на поверхности. Отсутствие профессиональной критики, а поэтому самонадеянность, равняющаяся самодеятельности.  Вспомним А. Вертинского и его стихи «Бал господень». «В этом городе сонном балов не бывало, даже не было просто приличных карет...», а тут вдруг такая смелая, такая яркая «Золушка» и аншлаги, аншлаги, аншлаги.

Коллектив и постановщик уверовали в то, что должны наполучать «масок» столько, сколько заявили. И вдруг в Москве разразилась статья, где все номинации свели к «золотой малине». Думаю, что это был серьезный удар и по постановщику, и по коллективу. Зная, какой огромный труд за этим стоит, искренне жалею и труппу, и Кирилла Симонова. Думаю, что руководитель театра теперь будет приглашать критиков из столиц, а иначе такие поездки очень больно бьют по карману театра, да и стыда не оберешься. Там смотрят и судят профессионалы! Об этом всегда надо помнить.

Наталья Крылова, театральный критик:
«МОГЛИ БЫ НИЧЕГО НЕ ДАТЬ…»

– На мой взгляд, у нас изначально неверная система координат: то, что кажется явлением в местной театральной среде, далеко не всегда остается явлением в общероссийском масштабе. Знали бы вы, какие гениальные спектакли ежегодно пролетают со свистом... Ввиду вышесказанного это просто чудо, что дали за свет, ведь могли бы ничего не дать. С другой стороны, я смотрела в Питере специально привезенные спектакли-масочники, и это далеко не всегда шедевры. Часты разочарования. То есть, в конечном итоге получается та же ситуация, что на «Онежской маске» у нас в последний раз (да и в любом коллегиальном жюри, не только театральном): внутри жюри чьи-то личные предпочтения всегда оказываются сильнее. И вопрос только в том, насколько умен и чист человек, способный задавить соперников авторитетом. В Москве вообще любят только Москву. Провинциально отснятые спектакли в Москве не любят. Ведь это большой труд – отсмотреть всех претендентов, и не секрет, что не все и не все смотрят целиком, часто составляют мнение по отрывку, эпизоду, а если он еще и мутно отснят с пары камер... «Золотая маска» – престижная премия в ряду других, но ее получение позволяет театральным менеджерам по-новому выстраивать ценовую и частично репертуарную политику, поднять, если можно так выразиться, имиджевый ценз и самого продукта, и его творцов и исполнителей.

Наталья СОКОЛОВА,
по материалам «МК» в Карелии»

 

Комментарии