• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

«Принцип велосипеда»

08 мая 2013 годаКультура

Директор Театра кукол Любовь Васильева о больших планах маленького театра

В Театр кукол в Петрозаводске ходят и дети, и взрослые. Публика не сразу, но свыклась с необычной для наших культурных широт мыслью, что этому виду искусства доступны глубины необычайные – и на помора Шергина  наша труппа может замахнуться, и на Нобелевского лауреата Зингера, и на Брехта. Не забывая при этом, конечно, о законных интересах традиционных своих зрителях –  детей всех возрастов.

На что же ориентирован сегодня самый аншлаговый театр в городе?  Чем еще удивит театралов, уже уставших удивляться бесконечным фантазиям творцов? Что ждет нас в конце старого и в новом сезоне? Об этом журналист «МК» в Карелии» побеседовал с директором театра кукол Любовью Васильевой, отметившей недавно в этом статусе некруглый четырехлетний юбилей.

– Любовь Николаевна, я знаю, что, несмотря на то, что зрительская  театральная активность  в конце сезона обычно падает, внутри самого театра все продолжает бурлить.  Вы ждете режиссера из Финляндии, в начале лета у вас намечается большой детский театральный фестиваль…

– У нас «бурление» всегда запланировано на два-три года вперед. Это привычный режим для театра. Здесь, как нигде, железно действует принцип велосипеда: остановился – упал. В мае к нам действительно приезжает из Финляндии наш давний друг и партнер Юрки Тамминен. До сих пор мы имели с ним отношения как с продюсером и театральным менеджером: последние годы все наши гастроли и фестивали проходили с его участием и помощью. Но вообще-то Юрки – профессиональный режиссер-кукольник. Впервые «по специальности» в качестве сорежиссера ему довелось поработать с нашим режиссером Натальей Пахомовой  при постановке уличного спектакля «Опера нищих» по мотивам пьесы Брехта «Трехгрошовая опера».  Он за эти годы познакомился с труппой, увидел – на что она способна. Отсмотрел практически весь репертуар. Мы у него на очень хорошем счету, а ему есть с чем сравнивать – Юрки постоянно участвует в театральных фестивалях Европы и Америки. И теперь со всем  этим багажом как самостоятельный режиссер он в июне приступит к постановке спектакля по мотивам сказки «Сампо Лопаренок» Сакариуса Топелиуса...

–  …и наконец в репертуаре появится то, что в отчетах госучреждения называется «национально-региональным компонентом».

– Эту нишу действительно надо заполнить, поскольку спектакли, основанные на карело-финском фольклоре и литературе, бывшие в репертуаре, потихоньку состарились, обветшали и ушли «на склад». Последним был «Куллерво». Поэтому следующий сезон мы откроем «Сампо Лопаренком» – сказкой, которую многие дети уже прочитали с родителями.

– Я слышала, что в ближайшие годы в Театре кукол будут ставить мастера мирового класса. Расскажите о самых интересных  событиях ближайших лет.

– Сейчас  специально для Театра кукол РК пишет инсценировку очень интересный, тонкий петербургский режиссер Борис Константинов,  автор знаменитой «Ленинградки», его  спектакль «Снеговик» только что получил две «Золотые маски». Через год, в июне 2014 года он будет ставить спектакль в содружестве с театральным художником Виктором Антоновым. Наш спектакль будет состоять из трех историй, одна из которых называется «Кукушечка» – о любви детей и родителей. А если точнее – сына к маме. Но все рассказывать не буду – приводите детей, смотрите. А осенью того же года к нам приедет долгожданный Евгений Ибрагимов, совершенно потрясающий режиссер-кукольник! Сегодня он работает в Чехии. Переговоры с ним велись много лет, и вот,  наконец, договорились. Ибрагимов поставит спектакль по мотивам карельской сказки, но такой же сюжет – о ребенке-сироте – есть и в эстонском фольклоре. Одним словом, у литературной основы спектакля опять же финно-угорские корни…

– Спектакль о любви к маме, потом – о сироте… Утверждаете семейные ценности?

–  Все перечисленные спектакли рассчитаны на самую благодарную нашу публику – на детей от пяти лет. В этом возрасте ребенок уже начинает осознавать – что для него мама, папа, родные и близкие. Очень актуальная тема, мне кажется.

– Я вижу, что театр расширяет репертуар за счет ставших невероятно популярными мини-спектаклей для крохотных театралов от одного года – после «Ладушек» появились «Малышкины забавы»…

– Мы называем эту категорию спектаклей «сказки в коляске». Они для детей, которые и ходить-то недавно научились… и вот пришли в театр. Следующая наша «серия»  – «Сказки бабушки Люси». У нас есть замечательная актриса Людмила Терентьева, которая удивительно ладит с малышами. К тому же у нее в этом году намечается юбилей. Вот мы и задумали моноспектакль, такой своеобразный камерный бенефис-сказку для самых маленьких.

– Интересно, это дети так изменились, что им театр с пеленок подавай? Я помню, что у Сергея Образцова в театре висело объявление, которое строго-настрого ограничивало возраст зрителей – в театр пускали  только лиц, достигших четырех- или пятилетнего возраста…

– Скорее, изменились родители. Они стали более требовательны и любознательны. Это мы обнаружили на новогодних  утренниках, традиционно рассчитанных на детей от трех лет. На них стало появляться все больше и больше годовалых карапузов. Их просто приносили буквально на руках! Мы поняли, что, наверное, сформировался некий общественный запрос. В этом направлении, кстати, сегодня работают театры оперы и балета, а не только детские. Не мы одни открыли эту Америку. Но есть еще куда стремиться, театры уже ставят и для беременных!

– Но что же и кто будет ставить для взрослых, которые потихоньку начинают привыкать к тому, что в Театре кукол тоже есть что посмотреть?

– В 2015 году к нам приедет гениальный, не побоюсь этого слова, режиссер Олег Жюгжда. Он работает в Гродненском театре кукол – любимец фестивальной публики, умница, глубокий и оригинальный мастер. Достаточно увидеть один его спектакль – «Пиковая дама», например (если из последних), чтоб понять – какого это уровня художник. Мы прислали ему список пьес на выбор. Наши предложения по поводу выбора пьесы, к счастью, совпали – он мыслит примерно в том же направлении. Сейчас он думает над этим нашим списком. В него входят, в частности, «Шинель» Гоголя,  «История города Глупова» Салтыкова-Щедрина, «Человек в футляре» Чехова, «Кентервильское привидение» Уайльда и пр. На этот же год ведутся переговоры с уже полюбившимся петрозаводскому зрителю чудесным режиссером Владимиром Бирюковым, который поставил у нас «Играем Дюймовочку». Мы обсуждаем с ним «Свадьбу» Чехова.

– Этот опыт, наверное, будет очень интересен и полезен для актеров, которые несколько лет «взрослые» спектакли репетируют с одним режиссером…

–  Да, наш взрослый репертуар состоит в основном из спектаклей, поставленных Натальей Пахомовой. Она и сейчас, в сентябре, приступит к новой необычной постановке – это будет такой спектакль «в чемодане», т.е. очень мобильный и компактный, если говорить о декорациях и куклах. Он будет посвящен теме шутов в творчестве Шекспира.

– Такое ощущение, что Театр кукол все время находится в двух состояниях: либо только вернулся с фестиваля, либо готовится к очередному…

– Фестивалей много не бывает. Сейчас мы действительно готовимся к Шестому фестивалю детских и юношеских театров кукол «Куклантида»  – с грандиозным карнавальным шествием и духовым оркестром на закрытии. На «Куклантиду» в начале июня съедутся детские театральные коллективы со всей Карелии. А потом поедем в Ярославль  – город с потрясающими театральными традициями! – на Международный фестиваль уличных спектаклей, куда повезем нашу «Оперу нищих». Играть мы ее будем 26 июня…

– Жаль, что очень немногие петрозаводчане смогли увидеть эту постановку – были только единожды показанные репетиции на железнодорожном вокзале…

– Для этого уличного спектакля нужны специальные обстоятельства: площадка и  некий  городской   контекст – уличные гуляния или  праздник вроде «Иллюзий старого города». Надеемся, что это случится рано или поздно – мы сможем встроиться в какую-нибудь городскую программу. Но необыкновенных кукол из «Оперы нищих»  горожане смогут увидеть 18 мая, в Ночь музеев, в которой мы участвуем впервые. Наши актеры с куклами будут, собственно, открывать эту Ночь у музея ИЗО. А в полночь мы же эту ночь закроем на новой неожиданной площадке – в огромных окнах театра. Перформанс, который предложит труппа, так и называется – «Окна». В них зрители-прохожие увидят изнанку работы актеров-кукольников,  которые покажут сцены из спектаклей БЕЗ ширмы.

Беседовала Снежана СЛЕПКОВА,
По материалам «МК» в Карелии».

 

Комментарии

    Блоги
    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • Максим Тихонов, журналист

      Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

    • 1
    • 2
    • 3