• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Итоги "EuroNorth 2014"

16 декабря 2014 годаХроника дня

В Петрозаводском государственном университете с 4 по 13 декабря проходил Международный форум "EuroNorth 2014" "Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития"

В нем приняли участие более 500 человек, в том числе более 50 иностранных участников из 16 стран мира. Среди них ученые, исследователи, специалисты из Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Канады, США, Германии, Франции, Чехии, участники из стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми у университета развиваются контакты в направлении обучения иностранных студентов и обменных программ: студенты и специалисты из стран СНГ (Республика Беларусь, Украина, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан), студенты из Йемена, обучающиеся в ПетрГУ. Обширна география российских участников форума: в их числе представители университетов, научных и образовательных организаций, НКО и бизнеса из 20 городов России от Москвы и Санкт-Петербурга до Ижевска и Красноярска, от Мурманска до Ростова-на-Дону. В мероприятиях форума активно участвовали представители городов и населенных пунктов Республики Карелия (Сегежа, Сортавала, Олонец, Костомукша, Кондопога, Прионежский, Пряжинский, Кондопожский районы).

О значении международного форума "EuroNorth 2014" для Петрозаводского государственного университета, Республики Карелия и приграничного сотрудничества на Севере Европы рассказала начальник Управления по инновационно-производственной деятельности, исполнительный директор ПСР О.Ю.Дербенева: "В ПетрГУ впервые проходит такое мероприятие, которое в достаточно сжатые сроки концентрирует в себе большое количество событий, посвященных ключевым аспектам инновационного развития, образовательной и научной деятельности классических университетов, их роли в развитии приграничных территорий Севера Европы по трем основным направлениям: инструменты развития трансграничного сотрудничества, высокие технологии и научно-технические инновации в решении проблем устойчивого развития приграничных регионов, гуманитарные и социальные аспекты деятельности университетов в пространстве трансграничности на Севере Европы".

Форум проходил при поддержке Министерства образования и науки РФ на базе Петрозаводского государственного университета в рамках мероприятия "Развитие системы демонстрации и популяризации достижений науки" федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы".

Форум "EuroNorth 2014" посвящен роли и значению классического университета на трансграничных территориях Севера Европы, развитию международного сотрудничества. Основная задача – расширить профессиональное взаимодействие российского и зарубежного научно-исследовательских сообществ, сделать обзор имеющегося потенциала и научно-технического задела в различных предметных областях деятельности классического университета, провести экспертное обсуждение мировых трендов развития научных направлений, перспективных для Европейского Севера.

Тематика форума включала большой спектр обсуждаемых вопросов – от педагогики до нанотехнологий, это обусловлено тем, что форум посвящен деятельности классического университета. Что такое классический университет? Он объединяет все ключевые направления подготовки кадров и научных исследований для региона, поэтому важно рассмотреть факторы системного влияния деятельности университета на социально-экономическое развитие Европейского Севера.

Формы работы в рамках основных мероприятий форума включали в себя пленарное и секционные заседания конференции, научные и научно-практические семинары, научные школы, круглые столы, лектории, мастер-классы. Секции Международной научной конференции "Научно-технические инновации и высокие технологии: пути решения современных проблем устойчивого развития приграничных регионов на Севере Европы" были посвящены разработкам в области рационального природопользования, биомедицины, информационных и сетевых технологий, инновационному предпринимательству, обсуждению путей формирования инновационного кластера и инвестиционным процессам в Республике Карелия. Ученые обсуждали пути развития инновационной цепочки, т. е. перехода от фундаментальных, прикладных исследований к внедрению инновационных решений в промышленность.

Международная научная школа-семинар "Прорывные нанотехнологии для высокотехнологичных отраслей экономики Европейского Севера" рассматривала вопросы развития нанотехнологий, создания новой отрасли в регионе – оксидной наноэлектроники, будущего наноцентра и исследовательского института оксидной электроники в университете.

Проблематику, которая связана с влиянием университетов на развитие гуманитарной и социальной сфер, обсуждали участники Международной научной школы "Североевропейские исследования: политика, экономика, социум" на семинарах, круглых столах, лекториях, в ходе дискуссий. Тематика научной школы была посвящена гуманитарному знанию, лингвистике и филологии; памятникам письменности Карелии; истории российско-финляндских отношений; проблемам мира и безопасности на Европейском Севере; инструментам трансграничного сотрудничества на Севере Европы; развитию социальной политики на приарктических территориях России; обеспечению интересов коренных малочисленных народов; трансграничности культуры в России и скандинавских странах.

ПетрГУ является одним из признанных центров развития научных исследований в области непрерывного образования в России, поэтому Международный научно-практический семинар "Развитие новых форм непрерывного образования и формирования здорового образа жизни у детей и взрослых: международные и региональные контексты" вызвал большой интерес и собрал более 200 представителей образовательных организаций, НКО, учреждений дополнительного образования, органов власти, российских и зарубежных исследователей и специалистов, занимающихся вопросами образования и развития здоровьесберегающих технологий.

На различных мероприятиях форума представлено 147 докладов и презентаций. В Издательстве ПетрГУ выпущен сборник материалов, содержащий 108 статьей и тезисов докладов участников международного форума.

Для ПетрГУ значение форума состоит еще и в том, что были подведены итоги большой работы, которую университет проделал в рамках Программы стратегического развития и Программы развития инновационной инфраструктуры, и одновременно намечены новые приоритетные направления образовательной, научной и инновационной деятельности совместно с нашими российскими и зарубежными партнерами".

 

Комментарии