• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

Профориентационную работу будут начинать с детского сада

15 января 2014 годаХроника дня

Проблему кадрового потенциала Карелии  будут решать комплексно


У карельской молодежи профессиональные притязания завышены. Этот факт мешает выпускникам учебных заведений выстаивать карьеру, а также приводит к разочарованию в жизни. К таким выводам пришли специалисты республиканского министерства труда и занятости, разработавшие проект концепции системы профессиональной ориентации граждан до 2020 года.  

Кроме этого,  профориентационные мероприятия, которые должны помочь молодежи занять свое место в мире работы и зарплаты, не могут справиться сейчас и с другими проблемами. Среди недочетов системы - несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, наличие структурной безработицы.

Еще одним малоприятным, но реальным фактом является отказ выпускников системы профессионального образования от мест по специальности. Это, фактически, означает, что зачастую молодежь выбирает специальность не по принципу заинтересованности в профессии, а по наличию необходимого «проходного балла» для обучения.

Информацией о реальном положении дел на рынке труда молодые люди, как и родители будущих специалистов, не располагают, что , по мнению специалистов Минтруда Карелии, мешает адекватно оценить свои возможности и потребности. При этом «трудовая мотивация», как указано в проекте концепции, у современной молодежи низкая.

Однако не все зависит исключительно от потенциальных востребованных  специалистов. Материально-техническая база учреждений профобразования оставляет желать лучшего, система обучения на производстве с закрепление наставников отсутствует, а межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур налажено слабо.

Поднять экономику Карелии на новый уровень с помощью работы с молодежью и должна концепция, которая сейчас проходит общественную экспертизу. Среди наиболее значимых направлений -  всеобъемлющая профориентация, которая должна коснуться не только детей и подростков, но и пенсионеров, инвалидов и прочих граждан, в том числе – уже имеющих профессию.

Кроме того, Карелии требуется создание инфраструктуры системы профобразования – с обучением специалистов для муниципалитетов, появлением соответствующего Интернет-портала, привлечением так называемых «внешних» экспертов – работодателей, служб занятости.

Но основные усилия предполагается направить на работу с детьми. Специалисты службы занятости Карелии неоднократно указывали на то, что профориентационная работа со школьниками начинается слишком поздно для того, чтобы «вырастить» хорошего специалиста.

Поэтому концепция предполагает проводить  соответствующие  мероприятия еще в детсаду, с  «формирования у ребенка положительного отношения к профессиональному миру». В начальной школе предлагается формировать интерес к различным профессиям, к седьмому классу школьники должны будут знать, как смогут применить знания, полученные на уроках, в работе. В девятом классе профессиональные склонности каждого школьника уже должны быть известны.  Десятиклассники должны будут уже точно определиться с выбором профессии, пройти «трудовые пробы» и научиться самостоятельно выстраивать карьерный и образовательный путь.

Службы занятости, различные республиканские министерства, школы,  общественные организации  и даже семьи будущих специалистов должны будут работать сообща с тем, чтобы Карелия смогла перестроиться на новую систему. 

В конечном итоге это должно привести к устойчивому экономическому росту в Карелии, а также – «к эффективному развитию конкурентоспособных отраслей республиканской экономики и обеспечению ее квалифицированными кадрами». 

Маргарита Иванова 



 

Комментарии