12:00, 15 Февраля 2017
Зачем при новейших технологиях нужен «простейший» способ связи?

Компания "Ростелеком" рассказывает о самых передовых услугах.

Компания "Ростелеком" рассказывает о самых передовых услугах. 

Девушка, здравствуйте!
Как вас звать? Тома.
Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!..

Далеко не всем современным россиянам понятны слова из знаменитейшей песни Владимира Высоцкого "07". Сейчас, чтобы поговорить по телефону, нам не требуется посредничество "девушки" или, как ее еще называли, "барышни". Однако были времена, когда без их помощи связаться с абонентом было невозможно. История "барышень" началась в 1878 году, а в ХХ веке профессия телефонистки исчезла – разумеется, благодаря идущим семимильными шагами технологиям. Первое оборудование для автоматических телефонных станций (АТС) было запатентовано уже 1889 году. Однако активно применять в нашей стране его начали лишь в конце 1920-х годов прошлого века.

Телефония сегодня – это разнообразие услуг и возможностей, это способ объять целый мир с помощью простого устройства под рукой. Но насколько просто работает это устройство? Давайте разберемся с помощью специалистов компании "Ростелеком" – очень опытных профессионалов, отдавших работе в связной отрасли долгие годы.

 

Пройти по шнуру

Помещение автозала аналоговой телефонной станции № 51 на улице Ровио, 16 в Петрозаводске (впрочем, как и любой другой станции) – объект повышенной опасности, поэтому прикасаться к приборам неспециалистам категорически запрещено. Получив необходимые инструкции от начальника отдела технического учета Карельского филиала ПАО "Ростелеком" Натальи Ярышкиной, которая участвовала в пуско-наладочных работах на АТС №51 в Петрозаводске, входим в огромный зал.

 

Итак, автоматическая телефонная станция (АТС) координатного типа с оборудованием Ленинградской фирмы "Красная заря" была запущена в марте 1991 года. Все телефонные номера, которые она обслуживает, начинаются с цифр 51.

- Раньше на Кукковке были две станции емкостью по 600 номеров. Монтированная

емкость новой АТС составила 10 тысяч номеров. 3600 комплектов из них являются спаренными и предполагают один комплект для двух абонентов (их недостаток в том, что спаренные абоненты не могут позвонить друг другу или позвонить разным абонентам одновременно), - рассказывает Наталья Ярышкина. – Люди, которые не понимают, что такое связь, думают, что от каждого абонента к другому тянется отдельный проводок. Но это не так. В процессе установления соединения участвует очень большое количество приборов на станции.

Мы слышим потрескивание – это срабатывают реле. Происходит это, когда абонент снимает трубку, когда абонент А набирает номер абонента В, когда абонент В отвечает и когда абоненты кладут трубку. Состояние реле во время разговора – тишина. Реле располагаются в стативах – стойках, оснащенных разными другими приборами и аппаратурой. Потолок зала, как плющом, увит проводами. На первый взгляд, разобраться, что и куда здесь ведет, невозможно. А что, если на линии возникнет повреждение?

- Для обнаружения повреждений делаются контрольные наборы. Если соединение не установлено, нужно "пройти по шнуру" и посмотреть те реле, которые находятся под током, - объясняет Наталья Ярышкина.

Если абонент не может позвонить, он подает заявку, которая попадает в так называемый кросс (от английского "cross" – "пересечение"), расположенный этажом ниже. Туда из шахты, из-под земли, непосредственно от абонента, тянется линейный кабель. Там стоит испытательный стол, позволяющий подключиться к номеру абонента и померить его линию. Работник кросса отсекает станцию от линии и может посмотреть, где повреждение: на линии абонента, на его аппарате, или же на станции. В первом случае к абоненту выезжает монтер. Если же повреждение на станции – сообщение передается в автозал, и тогда сотрудник ищет повреждение на станции.

Но это еще не все. Чтобы найти повреждение, нужно понимать сложнейшие схемы, которые у неспециалистов могут вызвать священный трепет. Помимо релейных есть монтажные схемы. И в каждой нужно разбираться. Поэтому здесь работают особые специалисты, имеющие профильное образование в области связи. Станцию с огромным количество приборов и сложнейшими схемами обслуживают всего четыре специалиста. Обычно на устранение повреждений дается 45 минут – час.

Конечно же, есть "страховочные" случаи, когда на приборах станции появляется повреждение. В данном случае срабатывает сигнализация. Вот, например, если в автозале загорается зеленая лампочка, это значит, что абонент мог забыть положить трубку или же ее могло сдвинуть домашнее животное и т.д. В таком случае в кроссе отключат линию и не включат, пока абонент не позвонит.

В общем, система крайне сложна. И не дешева, ведь для соединения здесь используются медные провода, а медь – это цветной металл.

И вот из всей этой сложной массы проводов мы перемещаемся в другую – цифровую – реальность.

 

От меди к оптоволокну

В здании компании "Ростелеком" на улице Горького, 4 располагаются залы цифровой телефонной станции. Конечно, здесь тоже есть огромные "косы" из проводов.

- Вы уже видели, сколько места занимает аналоговое оборудование, - говорит ведущий инженер службы управления сетями связи Татьяна Ахала. – Здесь же мы видим другой вид реализации того же принципа коммутации – коммутации каналов. Если на аналоговой станции речь проходит по коммуникациям без преобразования, то в пределах нашей станции она оцифровывается, превращается, так сказать, в «единички и нолики». В этом поколении телефонных станций иная элементная база – микропроцессорная, в отличие от аналоговой станции с ее трансформаторами, резисторами, конденсаторами, реле… Плюсы? Повышение качества – слышимость во время разговора, повышение быстродействия системы – установление соединения между абонентами. Появление для абонентов дополнительных видов услуг, значительное уменьшение металлоемкости конструктива станции - сокращение площадей, необходимых для установки оборудования. Если емкость аналоговой станции на Ровио составляет 10 тысяч абонентов, то емкость данной цифровой станции в 10 раз больше, и имеется ресурс к увеличению. Вы видите похожие стативы, но емкость их значительно больше. Всю емкость аналоговой АТС Ровио, занимающей целый этаж здания, можно разместить в трех стативах цифровой АТС.

Линейно-кабельные сооружения – это дорогостоящая составляющая сетей связи с точки зрения прокладки, содержания и инсталляции. В последнее время идет быстрое внедрение волоконно-оптических линий связи. На сегодняшний день оптическое волокно - самая быстрая и удобная среда для передачи данных. Оптический кабель имеет особую структуру: он состоит из тонких проводков - стекловолокон, каждое стекловолокно покрыто специальным материалом - оболочкой. Стекловолокно передает свет, а свет, в свою очередь, передает данные по сети. Такой кабель может одновременно передавать данные интернет-соединения, стационарного телефона и телевидения.

Оптическая инфраструктура линий связи позволила создать альтернативу цифровым АТС. Появилась принципиально новая технология гибких программных коммутаторов Softswitch с новым принципом коммутации – коммутации пакетов. По минимальности оборудования и при максимуме подключаемых абонентов это поколение оборудования телефонной связи не сравнимо даже с цифровыми станциями. Новое оборудование позволяет наращивать емкость абонентов до 100 000 в одной стойке вместо десятка стативов цифровых АТС. В Петрозаводске и Карелии установлено 4 таких программных коммутатора. Время многочисленных и объемных автозалов АТС постепенно уходит в прошлое.

И вот как изменилась ситуация за последние 10 лет. В 2007 году в Карелии было 196 аналоговых АТС общей емкостью 105606 номеров и 75 цифровых АТС емкостью 119719 номеров. Процент цифровизации составлял 53,1. К 2017 число аналоговых АТС сократилось до 121, их емкость составила 36476 номеров, число цифровых АТС увеличилось более чем в два раза и составило 155, емкость – 186451 номеров при проценте цифровизации – 83,6.

Но на самом деле «Ростелеком» сегодня – это не только домашний телефон. Впрочем...

 

Телефон – это удобно

В Петрозаводске к настоящему времени остались лишь две аналоговые станции – 51-я на Кукковке и 52-я на Ключевой. В Карелии аналоговых станций разных типов еще очень много. Лишь Прионежский и Питкярантский районы полностью перешли на «цифру». На самом деле в нашей стране на цифровые станции начали переходить еще в 1990-е годы. Есть и станции следующей ступени – квазиэлектронные. Такая была, например, в поселке Каменный Бор в Кемском районе. И в XXI веке по мере необходимости и возможности аналоговые станции будут менять на цифровые, а абоненты, по уверениям связистов, этого даже не заметят.

Сейчас, по словам Натальи Ярышкиной, нагрузка на АТС № 51 относительно небольшая. Люди по разным причинам отказываются от стационарных телефонов, и это сказывается на работе АТС: щелчков реле стало значительно меньше, чем раньше.

Однако жители города делают это напрасно, ведь стационарный телефон – это множество полезных услуг. Аналоговые станции предлагают, например, запрет междугородней связи. Спектр услуг цифровых станций гораздо шире. Взять известный всем автоматический определитель номера. Очень полезная услуга – дозвон на номер занятого абонента, например, в регистратуру поликлиники. Есть возможность дозвониться до конкретного абонента с помощью одного нажатия "горячей кнопки", что особенно актуально для пожилых людей.

Из важных услуг, которые можно получить с помощью цифровой электронной коммутационной системы (EWSD), - вызов-побудка (одноразовая, многоразовая, по дням недели), переадресация на любой номер, временный запрет исходящей или входящей связи, трехсторонняя конференц-связь, "черный" и "белый" списки исходящих и входящих вызовов, установление соединения при отсутствии ответа или к занятым абонентам, передача вызова или автоматический повторный вызов.

 

Облачная на грани заоблачной

Ну и, конечно, компания "Ростелеком" шагает в ногу с самыми прогрессивными цифровыми технологиями, связанными не только с телефонной связью. Ведь этого для современного пользователя недостаточно. Объединение телефонии с сетью интернет, в частности, с облачными сервисами, позволила "Ростелекому" создать принципиально новую услугу – облачную телефонию. Для этого на устройство - смартфон или планшет -устанавливается бесплатное приложение, которое посредством 3G, 4G или WI-FI принимает и переадресовывает звонки.

Особенно преимущества услуги "Облачная телефония" оценили представители бизнес-сегмента. Не устанавливая в офисе дополнительного оборудования, клиент может сам стать почти инженером на АТС – подключать и отключать нужные опции, делать переадресации и устанавливать автоответ, записывать звонки, видеть историю всех вызовов. Важно, что абонент облачной телефонии может быть в любой точке земли, где есть интернет, и принимать там звонки на свой городской номер или контролировать работу своих подчиненных, находящихся на другом конце мира.

..."Ростелеком" сегодня - крупнейший оператор в России. Он с особым вниманием относится к истории телефонии и к будущему этой услуги. Абонентская база "Ростелекома" по стационарной телефонии в СЗФО - почти 3 миллиона клиентов: граждане, представители малого, среднего и крупного бизнеса, бюджетных учреждений и органов власти.

Важно понимать, что компания постоянно развивается, предлагая те услуги, которых подчас нет больше ни у кого.

Подготовила Арина БЕЛАЯ
Фото Сергея Кириченко

На правах рекламы

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 21 ноября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

21.11.2017, 14:55
Бывший министр здравоохранения Карелии Ольга Лазаревич вернулась на прежнюю работу и рассказала о причинах увольнения с поста главы министерства.
21.11.2017, 13:03
Инженеры предлагают передовые решения для качества, комфорта и здоровья.
21.11.2017, 11:09
Перинатальный центр в Петрозаводске, вероятно, сможет заработать не раньше марта следующего года, а тем временем обсуждаются новые кандидатуры на пост руководителя.