• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Контроль и надзор

Олег Реут, публицист
16 марта 2015 года

Почему для понимания решения о создании Государственного контрольного комитета РК нужна философия


Председатель Государственного контрольного комитета Карелии - муж пресс-секретаря главы республики

Все ли зависит от человека? От нас с вами? Если на этот вопрос мы отвечаем положительно, то "государства должно быть мало". Мы должны платить меньше налогов, а властям, следовательно, предписывается меньше перераспределять. Если мы отвечаем отрицательно, то признаем, что далеко не все зависит от человека, а "государства должно быть много". Нам надлежит платить больше налогов, а властям, следовательно, заниматься перераспределением в гораздо больших объемах. Еще в восемнадцатом веке философы теоретически обосновывали пределы вмешательства государства в жизнь граждан. Более того, уже тогда стали формулироваться идеи о политической конкуренции, которой стоит заменить надзорные функции.

Как это ни покажется странным, но именно в философских представлениях второй половины XVIII века стоит поискать объяснение тому пониманию природы государственного регулирования и надзора, которое демонстрирует глава Карелии Александр Худилайнен, принимая решение о формировании нового органа республиканской власти – Государственного контрольного комитета РК. И это при том, что есть прокуратура, следственное управление Следственного комитета, управление Федеральной службы безопасности, управление Федеральной антимонопольной службы, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом и, конечно, Контрольно-счётная палата Республики Карелия.

Конечно, новому органу власти какие-то функции всегда можно передать, какие-то полупридумать, ссылаясь на бесконечные изменения внешней ситуации. Глава республики, которому в последнее время интерес к социально-экономической жизни заменила любовь к профилактике коррупции, так прямо и объяснил: "Какие бы высокие задачи мы ни ставили перед собой, все они будут недостижимы, если мы не поставим заслон коррупции. За 2014 год шесть чиновников муниципальных образований и республиканских структур были привлечены к уголовной ответственности. В этом направлении надо активизировать работу". Будем надеяться, что не путем простого прироста численности привлеченных к ответственности чиновников. Хотя, с другой стороны, сокращение числа привлеченных тоже не будет выступать показателем эффективности. Тогда что принять за такой универсальный критерий? Рост сумм взыскания по налогам, доначислениям, штрафам и пеням? Увеличение доходной части региональной бюджета? Но ведь за этими важными делами присматривают карельский парламент и целое министерство финансов.

Важно отметить, что в своем решении о создании Государственного контрольного комитета Худилайнен не опирался на множество так называемых "органических факторов": "волю народа", историческое прошлое, чрезвычайные обстоятельства, карельскую идентичность, традицию или культуру. Более того, он не опирался и на действующее положение о структуре республиканской власти. В основе решения – только политическая целесообразность.



В эту логику укладываются практически все губернаторские решения последних двух с половиной лет, от ликвидации должности председателя республиканского правительства до пожеланий по "дальнейшей консолидации общества в Карелии". До поры до времени эта логика действовала исключительно внутри системы исполнительной власти, вызывая лишь дежурные реприманды по поводу авторитарного дрейфа карельской власти. В случае с Государственным контрольным комитетом внутреннее выплеснулось наружу, удивляя наблюдателей и обозревателей, поскольку слишком уж значительно меняются правила игры, расшатывается уже не столько элитный, сколько общественный консенсус в отношении сокращения числа чиновников и затрат на их содержание.

И здесь опять философские упражнения второй половины XVIII века замещают сугубо рациональные аргументы. На первый план выходят статусные игры – оборотная сторона всё той же дискуссии "Все ли зависит от человека?". Это типично отечественное презрение к нормам и правилам ради утверждения собственного статуса, проявляемого на всех этажах власти. Ведь именно обладание контрольно-надзорной функцией демонстрирует, от чьих решений все непосредственно и окончательно зависит. Вот только думающие жители Карелии все меньше доверяют официальным заявлениям как, впрочем, и результатам недавних социологических исследований, по которым подавляющее большинство населения одновременно "стало жить лучше" и "почувствовало рост цен".

 

Комментарии

  • Лана20.03.2015 | 13:29Ссылка
    Так уже оскандалились с Фондом по капитальному ремонту
  • Велес16.03.2015 | 17:55Ссылка
    Как заботятся о бюджетных деньгах... Сразу видно, решительно, правда не вовремя. а кто в комитет входить будет? Может помочь Вам в правом плане... опыт есть) А то придется по старинке помогать государству, бдить за нарушениями.
  • МИРОН16.03.2015 | 11:18Ссылка
    Было бы честно , правильно и логично, если бы Худилайнен отменил создание данного никому ненужного комитета (за исключением, кому раздается портфель). И депутаты должны задуматься - ЗАЧЕМ это все нужно или КОМУ??? В республике нет денег, в стране кризис!! И не помогут те гроши в финансирование комитете, которые будут передаваться в виде функций из других ведомств... Почему такая нестабильность у Худилайнена - то одно создает, то другое?? Видимо - безысходность!! Так, сейчас - убирать Мануйлова (кто-то сказал - последнего карела в Правительстве!!!!), БРОСАТЬ деньги на ветер - создавая очередной надуманный комитет . РАди своих благ?? Или угодить кому-то.. Человеком движет корысть, власть всемогущего, здесь не забота о РЕСПУБЛИКЕ. о ее финансах... Здесь - личная выгода и панибратство!! Вот Сахалинский губернатор тоже создавал надуманные пирамиды - имею ввиду ведомства - допрыгался...