• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

Такой вот дуинг бизнес

Олег Реут, публицист
10 ноября 2014 года

Две недели назад было объявлено, что Россия "совершила прорыв" в авторитетном международном рейтинге Doing Business, поднявшись сразу на 30 позиций – с 92-го на 62-ое место. Почему это не заметили в Карелии?

Российское продвижение уже успели назвать "рейтингом нашей надежды". Ежегодно составляемый Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией измеритель простоты и удобства ведения бизнеса зафиксировал общенациональный успех, что, вне сомнений, приятно, а в условиях действующих санкций даже вполне резонансно.

Известно, что ведение бизнеса по-российски, согласно укоренившимся представлениям большинства отечественных предпринимателей, подразумевает постоянное преодоление высоких административных барьеров, регулярное столкновение с чиновничьим произволом, наконец, перманентные неприятности от почти обязательного соприкосновения с коррупционной составляющей. С одной стороны, нынешний подъём в рейтинге Doing Business если не опровергает окончательно эти стереотипы (в конце концов, 62-ое место – это ещё далеко не повод для триумфа), то, по крайней мере, ставит их под серьёзное сомнение. С другой стороны, присутствует чёткое понимание: чем более высокое положение в рейтинге страна занимаете, тем труднее подниматься ещё выше. Конкуренция среди лидеров очень велика. Все стараются создавать более благоприятную среду для бизнеса в своей стране (и, таким образом, улучшить свое место в ранжире).

Считается, что рейтинг Doing Business составлен совершенно аполитично – он оценивает степень ведения бизнеса исключительно с прагматических позиций по подлежащим измерению десяти критериям. В методике текущего года произошли некоторые изменения. Теперь, помимо итогового балла, полученного как среднее арифметическое суммы оценок по всем критериям, на место в рейтинге влияет ещё и то, насколько близко каждый участник подошел к условной идеальному лидеру, в роли которого выступает не одна страна, а разные по каждому критерию. Например, регистрация собственности в Португалии занимает один день, в Норвегии для неё требуется всего одна процедура, а в Саудовской Аравии она бесплатна.

Именно в этом проявляется изначально скрытый изъян измерительной процедуры. Ведь получается, что собственно улучшение условий ведения бизнеса оказывается тождественным только быстроте прохождения чёткого административного сигнала. Это даёт основание не считать международный рейтинг институциональным. Другими словами, Doing Business отражает лишь быстроту внутринационального администрирования, но игнорирует институты защиты прав собственности, защиты рыночной конкуренции, исполнения контрактов, независимости и справедливости судов (а ещё институты выборности, ответственности и сменяемости власти).

Важно отметить, что при движении вверх по рейтингу страна всё сильнее и жёстче конкурирует за инвестиции с теми, кто пока выше. Чтобы войти в топ-30 (или хотя бы в топ-60) рейтинга, ей нужно фокусировать свои усилия на направлениях, где сейчас она значительно отстаёт от своих конкурентов. Для России одно из таких направлений – получение лицензий на строительство, где в настоящее время мы занимаем лишь 156-ое место. Некоторые улучшения уже очевидны в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Казани, но они должны получить более широкое распространение, и, естественно, необходимо ещё больше упрощать процедуры. Сейчас нужно примерно 240 дней, чтобы пройти все согласования для получения лицензии. Сокращение этого времени до 60 дней было бы хорошей целью.



Здесь опять актуализируется задача внедрения в Республике Карелия регионального инвестиционного стандарта, п. 10 которого указывает предельно чётко: "Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Содержание данного положения инвестстандарта раскрывается в чуть витиевато-чиновничьей по форме, но понятно прозрачной по содержанию формулировке: "В субъекте Российской Федерации должен быть разработан регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу "одного окна", включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений". К сожалению, до настоящего времени в Карелии отсутствует не только согласованный регламент сопровождения инвестпроектов, но даже однозначное понимание, кто этим должен заниматься – все профильные (по отраслевому принципу) министерства, одно министерство – МЭР РК, или вообще ОАО "Корпорация развития Республики Карелия".



Без сомнений, в нынешних условиях международных санкций и неопределенности относительно инвестиционных перспектив России можно усомниться в том, стоит ли вообще заниматься улучшением позиций страны в рейтинге Doing Business или, что для нас значительно ближе, попытаться кардинально изменить ситуацию в отдельно взятом регионе? – Уверен, что второй вариант ответа поддерживают практически все читатели "Вестей Карелии". Республиканскому правительству – и, прежде всего, министерству экономического развития РК – следует стремиться к тому, чтобы облегчить последствия неприятных санкций и устранить барьеры для ведения бизнеса в республике. Это сейчас более приоритетно и обязано быть в центре внимания всех неравнодушных к судьбе Карелии. Но и региональные реформаторы обязаны последовательно продолжать свою работу. Когда к инвесторам вернётся "аппетит", им должно быть легче начать и вести бизнес именно здесь. Улучшение условий помогает, в первую очередь, республиканским предприятиям малого и среднего размера. Они ощутили на себе замедление экономики ещё до введения санкций. И именно для них сегодня должны максимально согласованно работать и правительственные чиновники, и представители регионального экспертно-аналитического сообщества.


 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3