• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Последний выход актера

03 сентября 2009 годаПортрет

«Чтобы получить признание, не обязательно умереть, можно просто уехать». Три с половиной года назад Геннадий Залогин произнес эту вампиловскую фразу, прощаясь с петрозаводской публикой. Тогда на сцене «Творческой мастерской» он в последний раз сыграл Кулыгина в спектакле Ивана Петрова «Три сестры». Призыв чеховских сестер «В Москву, в Москву!» прозвучал тогда весьма символично, потому что уезжал всеми любимый актер и директор театра в столицу нашей родины. Не в командировку, а насовсем. И никто тогда не мог и подозревать, что пройдет немного времени, а прощаться с Залогиным уже будет не только Петрозаводск, но и Москва… 29 августа заслуженного артиста России и Карелии Геннадия Борисовича Залогина похоронили на Востряковском кладбище.

 

«Мы не разбивали голубую чашку!..». В каком же году это было? Молодой актер Геннадий Залогин читал на карельском радио рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка». И то ли оттого, что у него, как и у героя рассказа, подрастала маленькая дочь, то ли потому, что сам он вырос на книжках Гайдара, интонации залогинского голоса были удивительно точны. Вокруг рушился старый мир, разбивались не только чашки, но и судьбы, не выдержавшие напора перестройки, а он читал Гайдара негромко, без пафоса, с той теплотой и грустью, которая бывает меж близкими людьми.

Родился Геннадий Залогин 2 апреля 1953 года, так что празднование дня рождения всегда превращалось в капустник, хорошо заряженный первоапрельским юмором Дня дурака, который отмечался накануне. Может быть, поэтому ему так хорошо удавались легкие комедийные роли: проходимец Аметистов из «Зойкиной квартиры», чиновник Яичница из «Женитьбы» Гоголя, враль Клинков из «Странных игр для взрослых детей», поэтический гуляка папа Крюксона из «Секрета русского камамбера»…

А как смеялись зрители над предвыборной речью депутата из спектакля Андрея Тупикова «Я пошел гулять с ума»! Рассмешить зрителя гораздо труднее, чем заставить плакать. Впрочем, были в репертуаре актера и серьезные драматические роли в «чеховской трилогии» режиссера Ивана Петрова: Вафля из «Дяди Вани», Кулыгин в «Трех сестрах», Гаев из «Вишневого сада».

 

Зрители любили Геннадия Залогина. Как-то он со смехом рассказал забавную историю. После спектакля за сцену пришел здоровый бугай с золотой цепью на шее весом в килограмм, из тех, что принято было называть «новыми русскими». «Залогин? – мрачно спросил незваный гость. – Тебя моя жена любит». Геннадий Борисович мысленно присел, ожидая самого худшего: «Сейчас будут бить!». А «новый русский» протянул билет и сказал: «Автограф дай!».

Вся творческая жизнь Геннадия Залогина была связана с Петрозаводском. После окончания актерского факультета ГИТИСа он приехал в столицу Карелии в 1978 году и сразу влюбился в этот город. Ему нравилось все: и озеро, похожее на море, и «большой» театр на главной площади, где по вечерам шла настоящая опера… Он играл на сцене Русского театра драмы, а в феврале 1985 года оказался среди создателей легендарного спектакля «Завтра была война». С этой страницы в его биографию вошел государственный молодежный театр «Творческая мастерская», у истоков которого Геннадий Залогин стоял вместе с «могучей кучкой» актеров-энтузиастов.

Ему всегда было мало сцены. Долгие годы Геннадий Залогин возглавлял Дом актера, и при нем в этом доме, где после спектаклей собиралась театральная братия, всегда было тепло и уютно. С 1999 года он стал директором «Творческой мастерской», но продолжал участвовать в постановках, за что товарищи в шутку называли его «играющим директором».

Его решение в 2006 году уехать в Москву было неожиданным и для коллег, и для зрителей. Прощаясь с городом, Залогин не мог не признаться, что устал от борьбы с чиновниками… Ну и еще, конечно, ему хотелось вернуться в город своей юности, чтобы на пенсии ходить по театрам и музеям.

 

Уезжая, он обещал, что никогда не будет «акать», как столичная штучка. Но и провинциалом по своей сути он никогда не был, поэтому среди друзей Геннадия Борисовича всегда было много и обыкновенных петрозаводчан далеко не творческих специальностей, и звезд российской величины. Он легко вписался в столичную жизнь, став заместителем директора театра «Et cetera» под руководством Александра Калягина. Продолжал приезжать в Петрозаводск, а когда в столице бывали петрозаводские друзья, обязательно водил их в свой театр…

Никто не думал, что пройдет всего три с небольшим года, и Геннадий Залогин уйдет навсегда. Хотя близкие люди подозревали, что изнутри его сжигает какой-то огонь, слишком уж он был неравнодушен в этой жизни ко всему, что происходило.

Последний раз мы говорили с Геннадием Залогиным по телефону в мае. Голос был бодр и весел. Он хвастался новой премьерой, которая успела наделать шума в Москве, – спектаклем «Продюсеры» Дмитрия Белова. Интересовался, как там Петрозаводск? По иронии судьбы в те майские дни не стало великого актера Олега Янковского. И хотя по возрасту Геннадий Залогин относился к другому поколению, сейчас становится ясно: уходит эпоха настоящего театра, которому принадлежал и он…

«Мы не разбивали голубую чашку»… Но когда люди умирают так несправедливо рано, а ему еще не было и 57, почему-то чувствуешь в этом свою вину. И хочется сказать: «Геннадий Борисович, простите нас!».

Юлия УТЫШЕВА.

 

Комментарии