• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

«Какая из меня Катюша Маслова с косой до пояса»

21 апреля 2011 годаПортрет

28 апреля в Театре кукол пройдет премьера «Грозы» – моноспектакля заслуженной артистки России Любови Бирюковой

Спектакль будет разыгран как бенефис ведущей актрисы театра, отмечающей юбилей, но на деле – это просто повод показать публике меру таланта Любови Бирюковой. Не сказать, что она обделена наградами или званиями – все это есть. После вручения «Золотой маски» за роль Капитолины в «Золоченых лбах» о Бирюковой вовсю снимали сюжеты и писали статьи. При этом она так и не превратилась в звезду – ей это не интересно. Вообще не уверена, что она покупала газеты со своими интервью.

Если бы в театре, как прежде на производстве, завели такую «галерею передовиков», то Любовь Бирюкова оказалась бы на самом почетном месте. Она и актриса, и режиссер. И кукол умеет водить, как никто, и картину спектакля в целом видит. И учится постоянно, повышает квалификацию: то специфический архангелогородский говор осваивает, то...

Единственное, что могло бы насторожить в портрете передовика Бирюковой, – отсутствие солидности и ироничная улыбка, с которой актриса смотрит на жизнь, на искусство и на себя в искусстве.

– Обычно большие артисты легко узнаются в уличной толпе. Они и ходят, и смотрят, и разговаривают неуловимо иначе, чем обычные люди. Так вот мне кажется, что эта «профессиональная деформация» вас вообще не коснулась. Может, театр не занимает большую часть вашей жизни?
– Точно не занимает. Для меня театр вообще не главное. Я отношусь к нему, как нормальный человек должен относиться к своей работе. Если бы я была продавцом, врачом или дояркой, я работала бы так же: честно и столько, сколько положено. Если бы что-то не успевала, делала бы дома.  
– Так вышло, что вы – актриса, а могли бы быть и продавцом?
– И была бы неплохим продавцом! Вообще мне хотелось быть стюардессой, или капитаном корабля, или испытателем...
– В детстве в кукол не играли, наверное?
– Мы играли в казаков-разбойников! Я была очень спортивной – удачно занималась легкой атлетикой. Были все возможности делать карьеру в этом направлении. Но я  себя как-то не ощущала в спорте.
– А в модельном мире вы себя ощущали? Я слышала, что вы очень успешно совмещали учебу в театральном училище в городе Горьком и работу манекенщицы.
– Мы были студентами, и денег нам не хватало. А в Дом моделей без конца объявляли наборы. Желающих ходить по подиуму было очень много, а брали одного-двух человек в год. Вообще смешно: они ко всем конкурсанткам относились как к живому товару – надевали тебе мини, халатик какой-то. Ты такая полуголая перед ними туда-сюда ходишь, а они обсуждают, какие у тебя руки-ноги-зубы. Забавно было и любопытно. Меня взяли, наверное, потому что мне все шло, что шили, и я была не капризной. Демонстрировала не меха, конечно, – молодежную моду.
– Брюки превращаются...
– Да, помню, что это были какие-то немыслимые цвета... В то время все это выглядело довольно эпатажно. В модном наряде – толстые шерстяные леггинсы и свитер – я и приехала в Петрозаводск 28 лет назад. Все здесь смотрели на меня, как на сумасшедшую.
– Почему вы не пошли в драматический театр?
– Я дважды поступала учиться на драматическую актрису. Меня не брали, я не вписывалась ни в какую «классику» – широкие плечи, узкие бедра, плоская грудь. Какая из меня Катюша Маслова с косой до пояса?  В конце концов, мне посоветовали перейти на кукольное отделение. А мастер этого отделения возмутился: да зачем она мне такая нужна? Но всегда найдется человек, который идет против всех. За меня вступилась педагог по речи, которой понравился тембр моего голоса. Она стала готовить из меня диктора для телевидения. На третьем курсе мне уже предлагали работать на ТВ. Я отказалась категорически – просто представила себе, как  буду читать, кому сколько рыбы привезли да кто куда приехал и у кого какие показатели...   
– Вы приехали в Петрозаводск по распределению. Оправдались надежды?
– Я плакала, думала к концу сезона уехать. Петрозаводск мне сразу не понравился – какой-то застой, ничего не бурлит. Город без масштаба. В театре, правда, атмосфера была хорошей, и потом мне сразу дали главные роли. А через год вышла замуж. Если бы не это, уехала бы точно. До сих пор не привыкла окончательно к Карелии.  
– Как-то вы рассказывали, что режиссер Сергей Белкин, который пригласил вас работать в Петрозаводск, в запальчивости мог сказать: «Люба, иди работать на мукомольную фабрику!»
– Да, причем говорил так одной мне и при этом давал играть главные роли. Я капризничала, когда что-то не получалось, не плакала, но вредничала. Характер такой...
 – Ваш характер со временем поменялся?
– Мне кажется, что я стала сильнее, научилась выживать. До сих пор не могу позволить себе расслабиться. Это и профессии касается тоже, актерского мастерства.
– То есть существуют вещи, которые вы не умеете делать на сцене?
– Я каждый раз подхожу к материалу, как новичок. Просто стараюсь и делаю. Даже если мне что-то не нравится, я нахожу в себе силы это полюбить. Искренне, на время спектакля. Но вот прошел спектакль – и я все забыла.  
– В трудные для театров времена вы начали сами ставить спектакли. Ощущаете себя режиссером?
– Никаких режиссерских амбиций у меня нет. Я – актриса, которая что-то чувствует в режиссуре, и только. Все это идет от приличного актерского опыта. Вообще своими ролями я всегда занималась сама, поэтому со временем научилась думать стратегически.
– Радости много получаете от профессии?
– Скажешь тоже...  Может, если бы отобрали дело, то поняла бы, насколько мне это дорого.

  Беседовала Анна Гриневич.


Любовь Алексеевна Бирюкова – заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Карелия. Родилась 28 апреля 1961 года. В 1984 году окончила Горьковское театральное училище и была принята в штат Государственного театра кукол РК. Ведущая актриса и режиссер театра. Удостоена специального приза жюри III Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» за исполнение женской роли в спектакле «Золоченые лбы» (Россия, Екатеринбург, 2006). Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска-2007». Режиссер спектаклей: «Солнышко и снежные человечки», «Серебряное копытце», «Сказка о глупом мышонке». Основные роли: Ведьма – «Русалочка», Бабка – «Курочка Ряба», Капитолина – «Золоченые лбы», Мать, Старуха-Горюха – «Серебряное копытце», Двуглазка – «Крошечка-Хаврошечка», Гадатель – «Волшебная лампа Аладдина», Вирра  – «Собачья сказка», Амур, Пристанище поэта – «Скверный мальчишка», Мышь, Гусеница, Королева – «Аня в стране чудес», Снежная королева, Ворона, Атаманша – «Снежная королева».

 

Комментарии