• EUR: 68,6902
  • USD: 63,8741

Без работы не выплыть

17 июня 2010 годаСкандал

Онежскому судостроительному заводу будет нечего спускать на воду.

Спуск на воду сухогруза «Карелия», недавно построенного петрозаводскими специалистами, обещал стать одним из самых масштабных и впечатляющих мероприятий, организованных в честь Дня республики. Почетные гости, развевающиеся флаги, торжественные речи – все это могло бы действительно создать по-настоящему праздничную атмосферу, если бы не одно «но». Онежский судостроительный завод, виновник торжества, возможно, скоро пойдет ко дну: спуская на воду два последних судна, он больше не имеет заказов на новое строительство.

Дела на заводе, основанном в далеком сорок четвертом, до поры до времени шли хорошо. В 90-х он начал сборку корпусов судов из готовых конструкций, поставляемых из Германии; в 2002 году оборудование и мощности завода начали модернизироваться, проходила подготовка кадрового состава. В 2003 была заложена серия судов «Карелия», и с тех пор завод исправно сдает заказчику по три готовых к эксплуатации судна в год. Последний из них корабелы на протяжении года строили ко Дню республики и точно успели к запланированной дате.

В ангаре завода, недалеко от того места, куда должны были спустить на воду «Карелию», стоит еще один сухогруз. Это – последний заказ от компании «Eestinova OU»  Онежскому судостроительному заводу. Строить его осталось недолго: в сентябре корабелы уже обещают закончить с работой. Что будет потом – никто не знает.

– Первого июля руководство завода отправляет наш цех, делающий корпус судна, в долгосрочный отпуск. Конечно же, неоплачиваемый, – рассказывает один из наладчиков оборудования «Онежского судостроительного завода». – Отпуск продлится до тех пор, пока не появятся заказы. А когда они появятся и появятся ли вообще – вопрос непростой.

На данном этапе сотрудников пока не увольняют. Но рабочая неделя сократилась в два раза, и теперь судостроители выходят к станку лишь по понедельникам, вторникам, средам, а в остальные дни – «отдыхают». Естественно, это не могло не повлечь за собой изменений в системе оплаты труда: зарплата рабочих уменьшилась в три раза.

Поэтому неудивительно, что даже при отсутствии просьб уйти со стороны руководства мастера, отчаявшись, уходят сами. Шестнадцать сварщиков из ста уже успели сменить место работы. В основном, ушли на «Петрозаводскмаш».
Некоторые сотрудники завода объясняют острую ситуацию экономическим кризисом: «Судостроительство – инертный процесс. Сухогруз  «Карелия» строился целый год, поэтому в пик кризиса завод был обеспечен работой и спокойно строил. Теперь, когда судно построено, мы вынуждены снова искать заказчика. Несмотря на то, что желающих строить много, действительно способных сделать заказ – мало, потому что кредиты в России подорожали, а за границей их брать не позволяют».

В отличие от корабелов, удрученных проблемами, у правительства республики все «процветает» и «возрождается». Чиновники, прибывшие на торжественный спуск «Карелии» на воду, излучали счастье и гордость за промышленное будущее региона.

Сергей Катанандов, ослепительно улыбаясь, провозгласил: «Петрозаводск – город флотский! Так держать!». Это оптимистичное восклицание вызывает, по крайней мере, легкое недоумение: либо губернатор ненароком забыл употребить глагол-связку «был», либо он имел в виду какой-то другой Петрозаводск. Довольно опрометчиво называть «флотской» столицу той республики, в которой один из двух судостроительных заводов – банкрот, а другой рискует остаться без заказов.

После всех воспевающих речей первых лиц по флотской традиции огласили имя «крестной мамы» сухогруза. Ею стала Людмила Косюк, первое лицо губернаторской администрации. «Нарекаю его именем «Карелия» от лица любимой республики!» – отрапортовала она и под тревожную акробатическую музыку разбила бутылку с шампанским о свежевыкрашенный борт корабля. Бутылка разбилась сразу, и это, как говорят судостроители, к большой удаче.

Сам сухогруз производит сильное впечатление. 85-метровое судно, выкрашенное в сине-бордовый цвет и по случаю праздника украшенное флагами и шарами, кажется бесконечно огромным: оно способно перевозить в два раза больше груза, чем его собственный вес. Специалисты поясняют, что помимо этого у «Карелии» есть масса других преимуществ. Среди них – способность работать в морях и океанах всех климатических зон, от Арктики до Африки.

Насколько зрителей впечатлил сухогруз, настолько же разочаровала сама «церемония» его спуска в Онежское озеро. «Грандиозное зрелище» растянулось более чем на полчаса: быстрее по правилам не разрешено. Плавно съезжая по специальным рельсам, судно погружалось в воду. Зрители немного постояли и, понаблюдав за еле уловимым продвижением в воду, разошлись. К долгожданному моменту, когда сухогруз оказался в воде, на пристани из несколько сотен петрозаводчан остались только пара десятков – самых любопытных и терпеливых.

Анастасия САДОВСКАЯ.
 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3