• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

К президенту за помощью

02 февраля 2012 годаСкандал
Приобретение карельским правительством АН-28 грозит обернуться уголовным делом

25 января старший штурман авиационного отряда ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» Сергей Андруневич отправил письмо на сайт администрации президента России. В нем подполковник запаса Андруневич просит Дмитрия Медведева разобраться с неприглядными фактами коррупции в Карелии, которые, по его мнению, имеют здесь место.

Куда исчезли миллионы?

«В республике откровенно нарушаются требования Конституции нашей страны, федерального законодательства и нормативных правовых актов, принятых, в том числе, правительством Карелии, – сообщил журналисту «МК» в Карелии» Сергей Андруневич. – В подтверждение я готов предоставить необходимые документы».

Один из острых фактов, о которых старший штурман намерен рассказать должностным лицам, которым, он надеется, по указанию президента будет поручена проверка его обращения, касается скандальной истории с покупкой за бюджетные 30,5 миллиона рублей двух старых самолетов АН-28, о чем неоднократно писала наша газета. Напомним, что в начале прошлого года правительство республики приобрело два изрядно подержанных АН-28. Самолеты у коммерческой структуры ООО «Авиакомпания «Регион-Авиа» из Москвы ухитрились приобрести в обход процедуры торгов, что не осталось незамеченным карельскими полицейскими. Сделка, как выяснилось, была проведена через автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск», по закону имеющее право совершать покупки без обязательного проведения торгов, но только в том случае, если речь идет об удовлетворении потребностей самого предприятия. Поскольку АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не осуществляет полетов, самолеты ему были не нужны. По версии МВД Карелии, сделку специально осуществили через республиканское учреждение, чтобы обойти процедуру торгов. С какой целью? Ларчик, как говорят, открывается просто. По заключению независимого карельского эксперта, рыночная стоимость обоих самолетов в два раза ниже, чем выложил за них республиканский бюджет. Мнение МВД, усмотревшего в проведенной сделке откровенные нарушения законодательства, поддержало и Управление федеральной антимонопольной службы России по РК.

В настоящее время Следственное управление Следственного комитета России (СУСК) по РК завершает проверку по факту приобретения воздушного, как выражаются авиаторы, «сэконд-хэнда». По информации заместителя руководителя этого управления Владимира Игнатенкова, буквально на днях в Петрозаводск придет новое заключение экспертов питерской фирмы, специализирующейся на эксплуатации и оценке воздушных судов.
«Эти эксперты оценили стоимость двух самолетов АН-28 несколько выше – в 21 с небольшим миллионов рублей, – сообщил Игнатенков. – Согласен, разница с суммой за их покупку все равно немалая, больше 9 миллионов рублей. После получения и изучения нами письменного заключения экспертов из Санкт-Петербурга будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по факту покупки данных самолетов».

Не перевелись в Карелии «дураки»

Что касается самих стареньких летательных объектов, то они в незавидной роли «неликвида» продолжают простаивать в аэропорту «Петрозаводск». Желающих арендовать за 2,9 миллиона рублей в год каждый из видавших виды самолетов (о чем мы также писали) в нашей стране не нашлось. И, уверены карельские авиаторы, с которыми нам удалось побеседовать, не найдется. Прежде всего, потому, что подобный «сэконд-хэнд», по их мнению, того явно не стоит. Кроме того, согласно вступающим в силу с 1 июня текущего года новым федеральным авиаправилам, все воздушные суда должны быть оборудованы специальными системами предупреждения о столкновении с землей (вспомним страшную трагедию под Бесовцом) и другими воздушными судами. Такие системы крайне дорогостоящие. «Бешеных», как выразились мои собеседники, денег требует и проведение по стоящим без движения уже более четырех месяцев «Аннам»
необходимых в таких случаях капитальных регламентных работ. Это, например, замена фильтров, масла, некоторых деталей и даже целых агрегатов, срок эксплуатации которых истек. Такие работы, отметил Сергей Андруневич, выполняются только в заводских условиях. Например, в Вологде или Хабаровске, где есть соответствующая авиатехническая база. Одним словом, чтобы привести дряхлые АН-28 в надлежащее, прежде всего в целях безопасности полетов, состояние, требуются десятки миллионов рублей.

Так стоило ли, как говорят, огород городить – покупать откровенную рухлядь? Разумеется, нет. Не случайно, подчеркивают возмущенные столь странным приобретением многие карельские авиаторы, удачно «сбагрившие» авиабарахло москвичи наверняка до сих пор продолжают радоваться, что, слава богу, нашлись в Карелии «дураки», купившие металлолом. А, может, напротив, очень даже не дураки? Поскольку, уверен, Сергей Андруневич, «кто-то наверняка «наварился» на этом деле!». Только кто эти лица? И удастся ли установить их МВД и следствию карельского СУСКа, если, конечно, уголовное дело будет возбуждено?

Недалеко до беды?

Скандал продолжает разгораться и, стремясь его хоть как-то «замять», правительство продолжает искать выход из этой, похоже, грозящей ему новыми неприятностями, ситуации. По информации пресс-секретаря Министерства экономического развития республики Максима Смирнова, фонд государственного имущества Карелии намерен провести повторный аукцион на право заключения договоров аренды самолетов «АН-28». Одновременно рассматривается и вопрос об организации на них пассажирских авиаперевозок в Пудож и Костомукшу, возможно, уже в будущем марте. (Совсем короткое время на этих самолетах из Петрозаводска на Соловки и в Санкт-Петербург летали работники авиакомпании «Регион-Авиа», но сегодня она банкрот). Однако, согласился Максим Смирнов, в этих двух намерениях (скорее, мечтах. – Автор) есть существенное противоречие. А вдруг, чем черт не шутит, да найдется потенциальный «герой» – арендатор грозящих стать уголовными «АНов»? И как тогда быть с планируемой организацией востребованных полетов в карельскую глубинку? Например, в тот же Пудож, где аэропорт – и это хорошо – действительно приводится в порядок.
Однако арендаторы, скорее всего, снова не найдутся, а полеты АН-28 на местных авиалиниях – тоже под большим вопросом, и не только в силу указанных выше причин. Как пояснили автору этих строк работники Северо-Западной авиабазы, в сертификате эксплуатанта их предприятия (документе, дающем право на осуществление полетов) значатся только самолеты АН-2 и вертолеты МИ-8, которые и летают. А чтобы «ввести» в этот сертификат тот же АН-28, нужно для начала подать соответствующую заявку в «Росавиацию»: вначале в ее региональное управление в Санкт-Петербурге, затем в Москву. На все это требуется время, и немалое. К тому же, считают наши источники в авиабазе, к выполнению полетов на АН-28 их предприятие подготовлено слабо. Если технический состав как-то «переучили», то летный имеет преимущественно только теоретические знания, практические навыки у него отсутствуют. В таком случае недалеко и до беды, тем более учитывая наиболее распространенный в случае роковых аварий с самолетами так называемый «человеческий» фактор.

У этой некрасивой «улетной» истории наверняка будет продолжение. Что же Дмитрий Медведев ответит Сергею Андруневичу, вместе со многими своими коллегами искренне переживающему за судьбу карельской авиации?

Когда этот материал готовился к печати, редакции стало известно о новом любопытном факте. Министр экономического развития республики Валентин Лунцевич, по чьему прямому указанию, говорят, были приобретены злополучные АН-28, пытается навязать их обслуживание Северо-Западной авиабазе, хотя эти самолеты не имеют к ней никакого отношения. Если только вице-губернатор Лунцевич не планирует привлекать потенциальных авиапассажиров этих АНов для тушения лесных пожаров.

Светлана Лысенко,
«МК» в Карелии».

 

Комментарии

  • Зритель09.02.2012 | 09:27Ссылка
    Что за страна, почему эту проблему должен решать Президент, где прокуратура, следствие-все налицо бери и сажай, ждут команду сверху, или все замазаны...
  • новый07.02.2012 | 22:51Ссылка
    Есть еще в СК руководитель Васько-адвокат. У него вем местным чиновникам медали давать надо: у него нет причинно-следственных связей между действиями и последствиями. Т.е. если убил, но не доказан умысел, то свободен, так что всем чинвоникам по медали, СК же никогда ничего не найдет, да и не захочет. Конечно если только президент, как с томографами не прикажет...
  • Олег03.02.2012 | 19:06Ссылка
    Дмитрий, и будуут голосовать дальше, по принципу а может с другим хуже будет. У нас ментальность народа такая. На мой взгляд пусть будет хуже, потому что хуже уже некуда.
  • Дмитрий03.02.2012 | 18:46Ссылка
    И нужна нам Единая Россия? Или будем дальше за ПЖИВов голосовать?
  • старый03.02.2012 | 16:38Ссылка
    и не надейтесь карельские чиновники не подсудны они святые
  • DeMBel03.02.2012 | 11:31Ссылка
    Хочу добавить следующее: эти 2*Ан-28 были куплены у авиакомпании «Регион-Авиа», которой впоследствии они были сданы в аренду. Чуток полетали в Питер, на Соловки и с СЕНТЯБРЯ 2011 года стоят, ржавеют в аэр. Бесовец.
    Правительство Карелии в лице Лунцевича громко заявляют о возобновлении воздушных перевозок в Костомукшу, в Пудож на этих самолетах, но это их "хотелки-желалки", так как ни один из этих аэродромов на готов, т.к. нет сертификационных документов, как не готовы и сами Ан-28 по тех. готовности (стоянка без обслуживания и консервации более 4 месяцев). А распил денег получился хороший... вот только вызывает сомнение что коррупционеры получат по заслугам, но очень бы хотелось...
  • Дмитрий02.02.2012 | 21:53Ссылка
    Всё Карельское правительство посадить надо!
  • Рамзес02.02.2012 | 15:29Ссылка
    Очень интересно, что будет дальше