• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Берегись автомобиля!

09 февраля 2012 годаСкандал

Вынесен приговор преступной группе, продававшей угнанные иномарки

Стоит оговориться сразу, что угонщики автомобилей во все времена были страшно далеки от Юрия Деточкина – героя популярной советской кинокомедии. Но если завоевавший безоговорочную любовь зрителей Деточкин «экспроприировал» машины у жуликов, а вырученные от их продажи деньги перечислял в детские дома, то трое «героев» нашей истории сами автомобили не угоняли, только продавали ворованные, «навар» оставляя себе. На счету этой организованной преступной группы – 17 выявленных эпизодов. И что-то, возможно, осталось «за кадром» данного занимательного сюжета.

Следы ведут в Питер

Серьезный вопрос, почему человек становится преступником, не теряет актуальности во все времена. Но если одни нарушают закон порой вынужденно, в силу рокового стечения обстоятельств, то о наших фигурантах этого явно не скажешь. У 42-летнего лидера группировки Сергея (имена преступников изменены. – Автор) была стабильная неплохая работа, два подельника – Дмитрий и Илья, немногим его моложе – тоже не бедствовали, один из них является частным предпринимателем. Однако хотели жить еще лучше, при этом не желая утруждать себя честным зарабатыванием денег.

Кому конкретно из этой троицы пришла в голову идея заняться автомобильным «бизнесом», сказать сейчас сложно: приятели, как обычно бывает в таких случаях, кивают друг на друга.

– Роли участников группы были четко распределены, – рассказал журналисту «МК» в Карелии» занимавшийся их поиском старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления уголовного розыска МВД по РК, майор полиции Владимир Подопригора. – Они пригоняли из Санкт-Петербурга в Петрозаводск автомашины уже с перебитыми номерами и, имея на руках поддельные бланки и печати питерских нотариусов, изготавливали доверенности на право управления этими автомобилями. В большинстве случаев преступники занимались обменом принадлежавших жителям нашей республики автомашин на «перебитые», за небольшую доплату, а также поставкой по их заказу иномарок определенных моделей, цвета и комплектации.

Кстати, одна из питерских нотариусов, женщина, признала, что печать на генеральной доверенности действительно ее, однако в связи со сменой правоустанавливающих данных, еще три года назад она сдала эту печать в нотариальную палату, для последующего уничтожения. Почему этого не было сделано, она не знает. Подпись же нотариуса оказалась поддельной, как, повторим, и сами доверенности, оформляемые лидером ОПГ Сергеем. Он, кстати, и подписывал их за нотариуса. Некоторые бланки для доверенностей были подлинные, остальные изготавливали сами фигуранты, на домашних компьютерах.

Потенциальных покупателей автомобилей с помощью, возможно, не подозревавших плохого приятелей подыскивал сам Сергей. Подельники Дмитрий и Илья занимались поиском «паленых» иномарок у питерских посредников и перегоном машин в Петрозаводск.

«Конфискат» пришлось конфисковать

Купленные жителями карельской столицы, а также Медвежьегорска, Прионежского района автомобили были угнаны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где, по информации Владимира Подопригоры, только за неделю «уходит» в среднем 30-40 машин. На вопросы покупателей иномарок, почему они продаются довольно дешево, Сергей сотоварищи отвечали, что это – конфискат, купленный ими так же недорого. Потерпевшие, узнавшие невеселую для них правду об этих автомобилях, которые позднее были у них действительно конфискованы, утверждали, что даже не подозревали о происходящем. Однако майор полиции Подопригора считает: они, по меньшей мере, догадывались о «нечистой» стороне сделок, но, по его выражению, «жажда халявы пересилила сомнения». А ведь в числе покупателей чужих иномарок есть даже сотрудник одной из серьезных силовых структур Карелии. Почему даже он на слово поверил Сергею, по отзывам знающих его людей, очень хитрому, изворотливому человеку? Именно он, отметил сыщик, являлся «идейным вдохновителем группы».

«Мозги» зачистить не успели

– Если у части автомобилей идентификационные, так называемые VIN-номера были перебиты плохо, то у остальных – очень хорошим способом, и делали это, скорее всего, разные люди, – рассказал Владимир Подопригора. – Иногда пластины с номерами нещадно вырезались и вваривались новые, с другими номерами. В этих случаях найти истинного владельца автомобиля мы пытались по подушкам безопасности, на которых также есть специальный код завода-изготовителя.

С помощью одного из таких предприятий в Японии удалось установить подлинные данные роскошного «Инфинити» черного цвета, с поддельным VIN-номером, приобретенного Сергеем для своей супруги. Сотрудники карельского филиала российского бюро Интерпола направили соответствующий запрос с указанием кода на подушках безопасности своим  коллегам в Москву, а те, в свою очередь, связались с японским заводом. Выяснилось, что «Инфинити» стоимостью около трех миллионов рублей украли еще в 2007 году в Санкт-Петербурге, причем его хозяин успел поездить на нем всего лишь пару с небольшим месяцев. По КАСКО он получил полную стоимость иномарки, которая по окончании следствия была передана страховой компании, как и еще три других автомобиля. Не случайно, подчеркнул Подопригора, на дорогие автомобили желательно оформлять именно полис КАСКО. Ибо, сообщил мой собеседник, современные, в отличие от киношного, корыстные Юрии Деточкины наловчились отключать даже спутниковую систему слежения за автомобилем. Не говоря уже о таких «мелочах», как сканирование с помощью специального устройства «код-граббер» (внутри которого находится микросхема с программой) частоты сигнализации машины. Не спасают от автомобильных злоумышленников и блокираторы коробки передач, другие способы защиты.

«Умельцы», отметил Подопригора, стараясь, чтобы хозяин угнанного автомобиля не был установлен, способны «зачистить» даже электронный блок управления двигателем, так называемые «мозги», также имеющие свою нумерацию. С целью более выгодной продажи «скручивают» пробег в сторону резкого его уменьшения.

К счастью, у двух автомобилей «Мазда-6», на одном из которых разъезжал сам Сергей, «мозги» оказались в первоначальном виде, возможно, их не сумели или не успели зачистить. Поэтому с помощью компьютерной программы тестирования сотрудникам МВД Карелии и работникам «Мазда-Центра» в Петрозаводске удалось установить владельцев и этих иномарок. «Бесхозными» пока остаются только два «Нисана»: «Патрол» и «Патфайндер», находящиеся на штрафной стоянке. Однако полицейские не теряют надежды установить и их хозяев.

В конечном итоге, почти все из 15 иномарок возвращены, как уже говорилось, страховым компаниям, либо в большинстве случаев автовладельцам. Как признавались последние карельским полицейским, они уже не надеялись, что их машины найдут, и долго благодарили сотрудников нашего МВД.

Пока почему-то не забрали свои иномарки только два человека, которым, естественно, сообщили об их находке. Это житель Финляндии, микроавтобус которого «Мерседес-Спринтер» угнали от торгового центра в городе на Неве, и мужчина, проживающий в Прибалтике, где, кстати, и был похищен его «Мерседес-Бенц». После чего иномарка оказалась в Питере, а затем, как нетрудно догадаться, в Карелии. Любопытно, что, судя по восстановленному VIN-номеру, этот «Мерседес» серебристого цвета вроде бы принадлежал одному из криминальных «авторитетов» Ленобласти. Однако, продолжил свой интересный рассказ Подопригора, этот «авторитет» сообщил, что еще в 2008 году принадлежавший ему точно такой же «Мерседес» сожгли «враги». Кто же «позаимствовал» номера и цвет его иномарки для угнанной в Прибалтике, он якобы не знает.

Подвела жадность

Эти, как говорят сыщики, «неочевидные» преступления раскрываются непросто. Приобретающие автомобили по доверенности люди ни на что не жаловались, никуда с какими-либо претензиями не обращались. И неизвестно, сколько бы еще времени действовала преступная цепочка, не окажись ее лидер Сергей довольно скупым. Он «кинул на бабки» одного из посредников в реализации иномарок, и тот, как говорят, «в определенных кругах», стал возмущаться его жадностью. Эта информация дошла до  Подопригоры…

Задержали Сергея на Первомайском проспекте у кафе «Золотая лошадь». Он только собрался сесть за руль «своей» «Мазды», как его остановили сотрудники специального отряда быстрого реагирования. Вечером того же дня задержали Дмитрия, когда он выходил из продуктового магазина на Ключевой. Практически одновременно на посту ДПС при въезде в Петрозаводск сотрудники УУР во главе с Подопригорой попросили выйти из автомобиля второго подельника, Илью. Он возвращался из Санкт-Петербурга, куда, по его словам, ездил отдохнуть. А может, присмотреть там новые чужие иномарки?

Никто из троицы убежать не пытался, да и это было бесполезно. В «Мазде» оперативники нашли сразу три мобильника Сергея, с помощью которых он, вероятно, пытался замести следы. Не удалось. Вскоре после задержания все трое написали явки с повинной.

По информации расследовавшего это необычное уголовное дело следователя по особо важным делам СУ МВД республики Леонида Рудского, суд приговорил ранее дважды судимого Сергея к 1,8 года лишения свободы в колонии-поселении. На два месяца меньше аналогичного наказания получил Дмитрий, и три года условно – Илья. Замечу, что по данной статье Уголовного кодекса максимальный срок – до трех лет лишения свободы.

Что касается ездивших, получается, на чужих автомобилях жителей Карелии, то все они остались с носом. Потерпевшие, конечно, могут подать в суд гражданский иск к членам ОПГ о возмещении хотя бы материального вреда. Только в случае выигрыша едва ли когда-нибудь получат отданные преступникам деньги. Поэтому, резонно советуют полицейские, не стоит приобретать автомобили на основании неизвестно какой доверенности, тем более из другого региона.

В МВД я поинтересовалась, сколько же автомобилей ежегодно угоняют в нашей республике? Оказалось, что последнее время – примерно 30-35 машин. Тогда как, например, в 2002 году и немногим позднее, по информации Владимира Подопригоры, похищались примерно 250 автомобилей. Поскольку немалая часть угонщиков находится в зоне, приобрести машины, в том числе в кредит, стало проще, спрос на «паленые» автомобили падает. В Карелии машины если и похищают, то в основном на запчасти, как известно, не имеющие номеров.

Светлана Лысенко,
«МК» в Карелии».
 

Комментарии