• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Машины (не) будут падать с неба

14 июня 2012 годаСкандал

«Цивилизованный бизнес» может обернуться транспортным коллапсом

Строительство торгового центра «Макси» на проспекте Ленина подходит к завершению: еще пара месяцев и перед входом торжественно перережут праздничную ленточку. Однако появление очередного торгового монстра с брендовыми магазинами омрачается некоторыми факторами. «Макси» - это не только 60 тысяч квадратных метров торгового пространства, в котором тысячи покупателей будут ежедневно оставлять свои деньги, но это еще и непродуманная транспортная развязка, которая превратит центр города в глухую пробку. На прошлой неделе это фактически признали депутаты Законодательного собрания Карелии и сотрудники ГИБДД.

Ежегодный прирост машин в карельской столице составляет 5-6 тысяч, и улицы, спроектированные под Петрозаводск полувековой давности, уже «трещат по швам». Несмотря на то, что проспект Ленина, главная магистраль города, и до строительства «Макси» был головной болью для автомобилистов, после открытия центра он и вовсе сулит транспортный коллапс. Обеспокоенность по этому поводу и стала поводом для совещания, которое состоялось в республиканском парламенте 7 июня. За «круглым столом» собрались сотрудники ГИБДД, Инспекции государственного строительного надзора, депутаты ЗС и Петросовета.

Ни представители «Макси девелопмент», ни проектный институт «Карелпроект», который осуществлял часть расчетов для застройщика, не разделяли общего беспокойства собравшихся, заявив, что поводов для беспокойства, по большему счету, пока нет. Главная причина тому – их совместное решение проблемы с организацией транспортного сообщения рядом с «Макси».

«Когда нам заказали работы по торговому центру, он уже был запроектирован, поэтому мы изначально исходили из того, что самый главный подъезд к торговому центру будет находиться со стороны проспекта Ленина, – сказал Сергей Чуркин, главный специалист по дорогам «Карелпроекта». – Необходимы светофоры, иначе со средней полосы не повернуть налево. Но поскольку расстояние между светофорами очень маленькое, они должны были быть скоординированы. Поэтому нами была запроектирована «зеленая волна».

То, о чем говорит Чуркин, – это согласованное переключение сигналов светофора на смежных перекрестках. На 300-метровом отрезке Ленина, непосредственно  ведущем к «Макси», таких целых три. Руководящую роль будет нести перекресток Ленина и Кирова, и предполагается, что все машины за время горения зеленого будут успевать проехать все три светофора. Это объясняется тем, что после загруженного Ленина-Кирова на Дзержинского и Андропова будет накапливаться так называемая «зеленая фаза»

Впрочем, первоначально о том, чтобы установить на каждую стометровку по регулировщику, и речи не шло: застройщик планировал построить подземный пешеходный переход в районе пересечения Ленина и Андропова. Однако потом от идеи отказались. Причин много, и, например, одна из главных, к которой аппелирует директор по управлению проектами «Макси девелопмент» Андрей Антоницын – это коммунальные сети, которые «неожиданно» оказались проложенными под землей.

«Вместе с мэрией мы прорабатывали этот вариант больше полугода. При принятии решения по строительству подземного пешеходного перехода мы должны были бы на достаточно большое время отключить город от водопровода и канализации, а также на срок от 3 до 4 месяцев перекрыть проспект Ленина. Именно поэтому было принято решение о варианте транспортной схемы», – сказал Антоницын.

Поддерживая «Макси», «Карелпроект» уверяет: пропускная способность Ленина будет одинакова в обоих случаях – и если построить переход, и если просто установить светофоры. По мнению Чуркина, подземка, наоборот, может и вовсе сыграть плохую роль и только поспособствовать возникновению заторов на дороге.
«Зачем людей гнать под землю? – обратился он к остальным. – Если убрать пешеходный переход, люди будут бегать через дорогу и никакие ограждения их не удержат».

В общем, с точки зрения застройщика, строительство «Макси» не только не осложнит жизнь всем горожанам, но сделает ее краше за счет облагораживания Петрозаводска.

«Мы создаем объект, которому необходимо улучшить жизнь города, – сказал Антоницын. – Мы единственные кто инвестировал огромные деньги под строительство парковки, и отдали под эти цели более трети здания. Мы расширяем улицы - Ленина, Красную, Андропова. Мы способствуем безопасности около школы №17: установили лежачих полицейских, ограждение моста».

Правда, никто, кроме коллеги из «Карелпроекта», с ним не согласился – по крайней мере, публично.

***

После своего выступления Чуркин был буквально атакован вопросами депутатов и сотрудников ГИБДД. Несмотря на то, что схема «зеленой зоны» была расписана весьма оптимистично, члены круглого стола отнеслись к ней скептически.

«Я считаю, что нужно объяснить, откуда вы взяли эту зону, – обратился к Чуркину Андрей Червочкин, заместитель руководителя карельского ГИБДД. – Мы даже сейчас не можем ее найти вместе с администрацией города. Вы видите, что там творится? Особенно на перекрестке Ленина-Кирова?»

У депутата Анны Поздняковой возник другой вопрос: что будет с транспортным потоком, зависящим от работы каждого светофора, если, допустим, случится ДТП или у троллейбуса просто упадет один из усов?

Сомнения членов совещания по поводу «зеленой зоны» не были безосновательны: у «Карелпроекта» уже был опыт проектировки подобной схемы, и его вряд ли можно назвать удачным. Это – перекресток улиц Кирова и Вольной в районе БСМП, где недавно установили светофор. Теперь эту «зеленую волну» каждый день «тестируют» в пробках те, кому нужно добраться в сторону Ленинградской и Октябрьского. Даже заверения Чуркина в том, что «Карелпроект», проводя в ноябре исследование для «Макси», считал машины и по виду, и по количеству, и утром, и вечером, не смогли убедить присутствующих в том, что схеме можно доверять и транспортного коллапса не случится.

«Вы рассчитывали интенсивность с учетом притяжения транспорта к торговому центру?», – спросил у него Червочкин.

«Естественно. Мы увеличили поток, хотя ему тут увеличиваться неоткуда,- настаивал Чуркин. – С неба же не будут машины падать».

«У нас нет оснований сомневаться в том, что говорит «Карелпроект», – мягко осадил коллег Исаев. – Мы не умаляем ваши профессиональные возможности. Вы просчитали, значит, вы гарантируете. Гарантируете же?»

«Да. Если не будут нарушаться правила дорожного движения, парковаться, например, где нельзя. Пропускной способности хватает и для пешеходов, и для машин» – ответил Чуркин.

Действительно, проблема парковок не менее важна, чем организация подъезда к центру. Всего в проекте предусмотрено 629 парковочных мест – 429 на двух подземных уровнях в самом центре и 200 – «в пределах шаговой доступности» в районе ул. Дзержинского. Как картина будет выглядеть в реальности, пока сказать сложно, однако, учитывая тот факт, что строительство паркинга у «Мемориала» еще не началось, а все прилегающие к «Макси» улицы уже плотно заставлены машинами, можно ожидать проблем. Более того, то «расширение» улиц, которым так хвалило себя руководство центра, на деле оказывается либо его жалким подобием (Красную расширят только от поворота с Дзержинского до поворота Андропова), либо обустройством остановки (подъезд к центру со стороны Ленина). Поэтому картина на Ленина может стать идентичной с парковкой у торгового центра «Тетрис» на Мерецкова. Несмотря на запрещающий парковку знак, установленный прямо перед входом, покупатели настойчиво оставляют под ним машины и получают штрафы.

***

«Эта история – большой блеф,- подытожил бывший депутат ЗС Григорий Фандеев. – Все абсолютно понимали, что никто не собирается строить подземный пешеходный переход, но все закрывали на это глаза. В итоге появился альтернативный вариант, который существовал заранее, – именно в конце, чтобы не испортить весь проект. Надо разрядить обстановку, потому что все же понимают: как только город встанет, митинги будут проходить каждый день, даже несмотря на то, что штрафы увеличились. И все проклянут этот центр, к сожалению».

Незадолго до этого Антоницын заверил присутствующих, что сегодня «цивилизованный бизнес прислушивается к людям». Это естественно и элементарно: если люди не посещают центр – значит, владелец  не отбивает прибыль. На словах все, действительно, красиво, однако в реальности создается несколько иное впечатление. Тысячи жителей Петрозаводска, которые начали протестовать против строительства «Макси» еще в августе 2009 года, собирали подписи против строительства центра и за обустройство зеленой зоны. Тогда застройщик усмотрел в акции происки конкурентов и разослал по СМИ письма, что «активность, связанная с противодействием строительству, организована лицами и структурами, опасающимися появления нового объекта, способного составить конкуренцию их бизнесу». В дальнейшем акции продолжались, жители близлежащих домов писали жалобы во всевозможные инстанции, архитекторы били тревогу, что этажность центра – выше заявленной. Однако это мало чем помогло. Так что теперь руководству торгового центра и подавно не стоит волноваться: как свидетельствуют отзывы на петрозаводских форумах, горожане очень радуются появлению «Макдональдса» и брендовых магазинов в «Макси» и вряд ли будут их игнорировать даже несмотря на то, что своей невнимательностью к транспортной схеме застройщик обрек центр стоять в долгих и мучительных пробках.

Анастасия Садовская
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

  • егор09.07.2012 | 18:48Ссылка
    Ну в общем-то, центр уже архитектурно уничтожен окончательно!
  • Марина07.07.2012 | 22:25Ссылка
    Поддерживаю тех, кто предлагает байкотировать Макси. Я, например, принципиально не хожу в Тетрис. С ужасом представляю себя в пробке при подъезде, а затем в наматывании кругов в поисках парковки, так как отношусь к водителям, старающимся не нарушать правила. Наш город теряет свое лицо! Я не против современных зданий. Но, посмотрите не Тетрис! Он же смотрится уродливо!
  • Константин29.06.2012 | 20:58Ссылка
    Неравнодушный, так вроде стала трясти городскую верхушку московская комиссия,наверняка и МАКСИ там будет фигурировать...
  • Федор27.06.2012 | 15:14Ссылка
    Смешит обеспокоенность ГАИ. Ведь без вашей уважаемой подписи ни один проект не проходит экспертизу. Или продолжение той же темы, что в статье Махренского про пожарников?
  • Сергей22.06.2012 | 07:30Ссылка
    Выход есть: это полный БАЙКОТ! Сделаем из МАКСИ хостинг! И пусть себе стоит на благо старикам.
  • Неравнодушный19.06.2012 | 04:06Ссылка
    ГЕНПРОКУРАТУРЕ пожелания.проверить законность выделения земельного участка в центре города на маленьком проспекте.Посреди невысоких жилых домов и как будет осуществлять завоз товаров в магазин стоящий почти на тротуаре в центре города.Согласно СНИпам это невозможно.УДАЧИ
  • старик15.06.2012 | 19:16Ссылка
    а почему не сделать застройщику НАДЗЕМНЫЙ ПЕРЕ=ОД. который и привезет покупателя к прилавку на элеваторе , что сейчас не проблема .
  • :)15.06.2012 | 11:33Ссылка
    "горожане очень радуются появлению «Макдональдса» и бредовых магазинов в «Макси»" - видимо опечатка, но в данном случае верно!
  • Иван14.06.2012 | 18:10Ссылка
    По мнению Чуркина, подземка, наоборот, может и вовсе сыграть плохую роль и только поспособствовать возникновению заторов на дороге.
    «Зачем людей гнать под землю? – обратился он к остальным. – Если убрать пешеходный переход, люди будут бегать через дорогу и никакие ограждения их не удержат -уж поумнее бы отмазку придумал бы