• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Вынужденная посадка

24 января 2013 годаСкандал

Скандальные АН-28 с лета прошлого года простаивают в Вологде

«МК» в Карелии» неоднократно писал о неразумной покупке в начале 2011 года за бюджетные 30,5 миллиона рублей двух старых 17-местных самолетов АН-28 производства Польши. С тех пор прошло почти два года, и, как выяснилось, сегодня оба воздушных судна простаивают в Вологде, и когда они возвратятся обратно в Карелию – неизвестно. Нашему журналисту удалось провести собственное расследование этой грозящей новым скандалом самолетной истории.

Миллионы за «сэконд-хэнд»

Напомним, что два изрядно подержанных АН-28, с бортовыми номерами RA-28902 и RА-28952, были приобретены с подачи бывшего (при губернаторе Нелидове) министра экономического развития Карелии и заместителя главы республики Валентина Лунцевича. Самолеты у находившейся в стадии банкротства московской компании ООО «Регион-авиа» ухитрились купить в обход процедуры торгов, что сразу же заметили карельские полицейские. Сделка была проведена через автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» в Бесовце, по закону имеющее право совершать покупки без обязательного проведения торгов, но только в том случае, если речь идет об удовлетворении потребностей самого предприятия. Однако в уставе аэропорта деятельность по осуществлению пассажирских авиаперевозок отсутствует, следовательно, он не имел права покупать самолеты. Более того, в аэропорту нет даже летчиков, которые могли бы на них летать. Получается, самолеты ему фактически были не нужны.

По версии МВД Карелии, сделку специально осуществили через автономное предприятие, чтобы обойти процедуру торгов. Но зачем? По заключению независимого карельского эксперта, рыночная стоимость обоих самолетов в два раза ниже, чем выложил за них республиканский бюджет. Эксперты же питерской фирмы, специализирующейся на эксплуатации и оценке воздушных судов, оценили стоимость двух «АНов» несколько выше – в 21 с небольшим миллиона рублей. Разница с суммой за их покупку все равно немалая, почти 10 миллионов.

Более того, по информации старшего штурмана авиационного отряда ГУ РК «Северо-Западная авиационная база», подполковника запаса Сергея Андруневича, сам «Регион-Авиа» в 2006 году купил эти самолеты за 15 миллионов рублей, а Карелии, спустя пять лет, продал их в два с лишним раза дороже.

Мнение МВД, усмотревшего в проведенной сделке нарушения законодательства, поддержало Управление федеральной антимонопольной службы России по РК. После этого проверкой по факту приобретения воздушного «сэконд-хэнда» занималось Следственное управление Следственного комитета России (СУСК) по РК. Однако нарушения закона в данном случае не усмотрело. Почему? – недоумевают наши читатели.

Статус ни при чем?

– Неужели возбуждению уголовного дела в отношении Лунцевича воспрепятствовал его  высокий статус члена правительства? – спросили мы у и.о. начальника отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики Артема Готчиева.

– Нарушения закона были выявлены, и высокий статус Валентина Лунцевича здесь ни при чем, – ответил Артем Готчиев. – В ходе проверки было собрано достаточно сведений о том, что его действия по приобретению АН-28 в обход проведения торгов являлись умышленными и явно выходили за пределы его полномочий. То есть, частично подпадали под признаки преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Однако, отметил Артем Готчиев, несмотря на то, что, согласно оценочному исследованию, самолеты приобретены по явно завышенной цене, нельзя сделать вывод, что действия Лунцевича по непроведению торгов привели к созданию преимущественных условий для «Регион-авиа». Поскольку в 2010-2011 годах только эта авиакомпания осуществляла сделки по продаже таких самолетов, в 1997 году снятых с производства.

В силу этого и некоторых других причин, отметил Артем Готчиев, действия Лунцевича являются только дисциплинарным проступком, за который его также нельзя наказать по причине истечения установленного в подобных случаях срока в один год.

В том, что 58-летний Валентин Лунцевич в этот раз, как говорят, вышел сухим из воды, нет ничего удивительного. Бывший депутат Государственной Думы 3-5-го созывов, бывший заместитель губернатора Мурманской области и заместитель председателя Мурманского областного совета, он, по информации знающих его людей, научился находить выход практически из любой острой ситуации. Нашел, как видим, и в данном случае, тем более что многие наши законы, увы, предоставляют лазейки сильным мира сего.

Полное фиаско

Совсем короткое время на этих самолетах из Петрозаводска на Соловки и в Санкт-Петербург летали работники ООО «Регион-Авиа». Однако эти полеты вскоре прекратились: компания «Регион-Авиа» обанкротилась. Сами же старенькие летательные аппараты в незавидной роли «неликвида» какое-то время простаивали в аэропорту «Петрозаводск», поскольку желающих арендовать каждый из них за 2,9 миллиона рублей в год в нашей стране не нашлось, несмотря на повторный аукцион.

Параллельно Минэкономразвития, стремясь хоть как-то оправдать покупку самолетов, рассматривало вопрос об организации на них пассажирских авиаперевозок в Пудож и Костомукшу. С этой целью Валентин Лунцевич попытался навязать их обслуживание Северо-Западной авиабазе, хотя эти самолеты не имеют к ней никакого отношения.

Однако бывший министр продолжал настаивать на полетах в Пудож, где Андрей Нелидов планировал создать лесопромышленный кластер, с предполагаемым потоком авиапассажиров, и в Костомукшу. Но желающих летать в Костомукшу практически не нашлось, а проект Пудожского кластера потерпел фиаско, равно как и воздушно-прожектерские планы чиновников.

Воздушный лохотрон

Очевидно, опасаясь, что покупка продолжающих стоять без движения АНов может обернуться для него серьезными неприятностями, Валентин Лунцевич решил отправить  их с глаз долой. С этой целью он принял решение, которое впору занести в Книгу рекордов Гиннесса как, пожалуй, самое невыгодное в финансовом плане для владельца самолетов – аэропорта «Петрозаводск».

Об этом свидетельствует «Договор № 110929-ВС на летно-техническую эксплуатацию воздушных судов» от 31 декабря 2011 года, копия которого оказалась в распоряжении нашей редакции. Подписали его бывший в то время генеральным директором аэропорта Алексей Кузьмицкий и гендиректор ООО «Мурманское авиационное предприятие» Азат Шарифкулов.

Согласно этому договору, наш аэропорт передавал Мурманскому авиапредприятию оба АН-28 в эксплуатацию ровно на год, по 31 декабря 2012 года. При этом наш аэропорт должен был практически полностью оплачивать все виды обеспечения полетов: заработную плату экипажам, техническому составу, затраты, связанные с базированием воздушных судов, профессиональную подготовку авиационных специалистов. А также – прохождение ими тренажерной и летной подготовки, медицинских комиссий, продление необходимых свидетельств, учебу на курсах повышения квалификации, подготовку к аварийно-спасательным работам. Все это стоит немалых денег. Только за использование кода перевозчика аэропорт «Петрозаводск» обязался ежемесячно платить мурманчанам 250 тысяч рублей за каждый самолет.

Ладно бы нашему аэропорту некуда было девать деньги. Однако их почему-то нет на подъемники, нет на тот же пожарный автомобиль, которого там не оказалось в июне 2011 года, во время страшной катастрофы ТУ-134, в которой погибли 47 человек. А ведь некоторых из них, не исключено, можно было спасти, окажись на месте ЧП  пожарные аэропорта с необходимой техникой. Тем более непонятно, почему в этой ситуации десятки бюджетных миллионов, выделенные аэропорту на «иные цели», он потратил на оказавшиеся ненужными АН-28.

Не пойман – не вор?

Насколько «эффективно» использовались карельские АН-28 Мурманским авиапредприятием, редакции неизвестно. Однако мы располагаем информацией, что срок действия сертификата летной годности обоих самолетов вскоре закончился: у одного – 2 июля 2012 года, у второго немногим раньше – 17 мая. И мурманчанам ничего не оставалось, как в июне того же года отправить оба воздушных судна в Вологду – для проведения технического обслуживания, необходимого для продления сертификата. По информации карельских авиаторов, требовалось также продлить ресурс работы двигателей и планеров (фюзеляжей). Необходимо было выполнить и многие другие дорогостоящие работы, оплачивать выполнение которых, согласно названному выше договору, должна была опять-таки наша республика.

С тех пор, как самолеты покинули Мурманск, прошло уже семь месяцев, и что же происходит с ними сегодня? Позвонив в Вологду, мы спросили об этом одного из работников местного авиапредприятия, на условиях анонимности сообщившего нужную информацию. По словам этого источника, всю свою работу: «техническое обслуживание с углубленной дефектацией обоих самолетов специалистами» – они завершили еще в августе. Однако денег за заказ «до сих пор не дождались, поскольку Мурманску не перечислили средства из Петрозаводска».

Удалось побеседовать и с начальником АТБ – заместителем генерального директора ООО «Мурманское авиационное предприятие» Геннадием Яковлевым. Выяснилось, что ранее он работал техническим директором «Регион-Авиа» и уволился оттуда незадолго до продажи этих АН-28.

– Судьба самолетов, за которыми я когда-то «бегал», мне далеко не безразлична, – сказал Геннадий Яковлев. – Тем более меня возмущает то, что с ними сейчас происходит. Ресурсы работы двигателей, по которым работали в Омске, и планеров (в Киеве) еще в июне-июле продлены, как и положено, ровно на год. А сегодня 60 процентов ресурса уже ушло коту под хвост. Многие документы по этим самолетам до настоящего времени также не оформлены, и когда это будет сделано – неизвестно. Не исключаю, что к тому времени ресурсы, сертификаты летной годности самолетов закончатся, и их снова потребуется продлевать, а, значит, аналогично расходовать на это большие средства.

Геннадий Яковлев озвучил стоимость некоторых работ по АН-28. Например, уже установленные на них навигационные системы ГЛОНАСС со специальными «системами раннего предупреждения опасного сближения с землей» обошлись (карельскому бюджету. – Прим. ред.) в 3,1 млн.рублей за каждый борт, не считая недешевых услуг летчика-испытателя.

По информации Геннадия Яковлева, основные проплаты Петрозаводск стал делать только в конце декабря прошлого года, а «до этого с Карелией были только хорошие разговоры с пустыми обещаниями».

На вопрос, каким образом с их предприятием был подписан крайне невыгодный для Карелии договор, Геннадий Яковлев ответил, что это делалось без него.

– Последнее время, к сожалению, возрастает число людей, которые, действуя по принципу: не пойман – не вор, хотят хорошо кушать, хорошо жить и ездить отдыхать на Канары, – невесело сказал Геннадий Яковлев.

Геннадий Яковлев также озвучил интересную информацию, что срок действия годового договора с аэропортом «Петрозаводск» они ограничили на пять месяцев, до 4 августа прошлого года.

Запоздалое расследование

Журналист «МК» попыталась выяснить итоговую сумму бюджетных средств, продолжающих вылетать в трубу из-за этих АН-28, у и.о.министра экономического развития республики Семена Мануйлова и гендиректора аэропорта Александра Васина. Семен Мануйлов сообщил, что занимавшийся самолетами замминистра Денис Соколов уволился, руководитель управления по развитию транспорта министерства Александр Смирнов ушел на пенсию, а аэропорт «Петрозаводск» только что возглавил новый гендиректор – Олег Савчук, который ранее руководил Северо-Западной авиабазой. Услышав по телефону наш вопрос о финансовой стороне самолетной истории и дальнейшей судьбе АН-28, Олег Савчук сообщил, «что по АН-28 в аэропорту будет проведено внутреннее расследование». Как долго оно продлится – руководитель не сказал.

Хочется надеяться, что это выступление газеты хотя бы немножко поможет наведению порядка в карельской авиации, на содержание которой расходуются огромные бюджетные средства. И это в то время, когда государственный долг республики сегодня как никогда большой – более 10 млрд. рублей.

Светлана Лысенко,
«МК» в Карелии»

 

 

 

Комментарии

  • Летчик08.04.2013 | 01:40Ссылка
    Сколько можно про этот аэропорт? От него одни беды и растраты! Закрыть и забыть. Шишки на поезде доедут. Загнивающий регион не тянет таких расходов. Тем более бесполезных.
  • Катакомбер30.01.2013 | 21:07Ссылка
    А может Нелидова как раз первым замом Савчука....с испытательным сроком ...Глядишь и "Внутреннее" наружу выползет...расследование то...И летайте себе голубки хоть в Кижи , хоть на Соловки..
  • Зритель26.01.2013 | 12:12Ссылка
    Тема интересная, хотя ей уже почти 2 года - компетентные органы - ОТДЫХАЮТ, они заняты чем-то, ну а воровать само ГОСУДАРСТВО дает!!!Примеров тьма, а наказания за воровство НОЛЬ, и здесь все спишут за сроком давности...не государство а бардель, во главе с ПАХАНОМ, у которого все в ШОКОЛАДЕ!!!
  • обама25.01.2013 | 20:09Ссылка
    Кто то миллионами ворует,а забудь врач транквилизатор у больного - через месяц 5 лет дадут.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3