• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Гори, гори, карельский лес?

28 марта 2013 годаСкандал

Авиаторы республики не готовы к пожароопасному сезону

По народным приметам, нынешнее лето в Карелии обещает быть довольно теплым, с умеренным количеством дождей. Для нас, северян, это хорошо, а для леса – не очень. Безалаберно оставленные в нем отдыхающими непогашенный окурок либо костер грозят зеленому богатству республики серьезной бедой – сильными пожарами, после которых для восстановления леса в первозданном виде требуются десятки долгих лет. Могу подтвердить это на примере лесного участка на берегу Укшезера, за гарнизоном Бесовец. Случившийся здесь более 10 лет назад низовой пожар погубил много замечательных деревьев, часть из которых работникам Петрозаводского лесничества и прибывшим им на помощь пожарным-десантникам из Пудожа пришлось срубить, чтобы помешать дальнейшему распространению огня, тогда уже вплотную приблизившемуся к постройкам дачного кооператива.

Не случайно с 25 марта по 15 апреля Федеральное агентство лесного хозяйства – Рослесхоз, судя по официальному сообщению на его сайте, намерено проверить готовность 83 субъектов страны к пожароопасному сезону. На федеральном уровне это будет сделано в 11 регионах, включая нашу республику. В составе межведомственных комиссий, которые оценят, как эти регионы намерены решать вопросы профилактики, мониторинга и тушения лесных пожаров, будут работать представители Рослесхоза и нескольких министерств: по чрезвычайным ситуациям, обороны, транспорта, связи, МВД, других федеральных ведомств. В нашей республике такую проверку запланировано провести с 8 по 15 апреля.

Карельский «МК» решил выяснить, готово ли к пожароопасному сезону ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов». На ее вооружении должны быть самолеты «Ан-2» – для обнаружения лесных пожаров на большой территории республики и выброски для их тушения пожарных-парашютистов. А также вертолеты «МИ-8», которые доставляют пожарных-десантников к месту возгорания, либо, в случае необходимости, могут вывезти людей, например, из огненной ловушки, либо тех же десантников, после ликвидации пожара.

Как рассказали автору этих строк авиаторы, согласно «Лесному плану Республики Карелия», в пожароопасный сезон должны работать шесть самолетов «Ан-2» и три вертолета «МИ-8». Сколько же тех и других в авиабазе? Узнать это удалось с немалым трудом. Итак, по данным наших источников, в авиабазе и в министерствах: экономического развития и природных ресурсов, которые являются ее учредителями, сегодня в авиабазе имеются 11 воздушных судов: четыре МИ-8 и семь Ан-2. Однако исправны из них… только один самолет и три вертолета. При этом сертификат летной годности одного из вертолетов заканчивается уже 5 мая, второй находится на круглосуточном дежурстве в «системе поисково-спасательного обеспечения полетов». А третий уже давно стоит на приколе в ЗАО «Спарк» в Санкт-Петербурге, после ремонта. Но поскольку республика до сих пор не заплатила за него 30 миллионов рублей, сертификат летной годности МИ-8 не продлен, следовательно, эксплуатировать его нельзя.

Что касается единственного исправного Ан-2, то его сертификат заканчивается уже в конце апреля. Остальные шесть самолетов неисправны и простаивают  здесь же, в аэропорту «Пески». Поскольку на его территорию меня не пропустили, сфотографировать АНы с трудом удалось только издали, из-за высокого забора с колючей проволокой. Чтобы восстановить эти самолеты, сказали мне в авиабазе, «требуется минимум 100 миллионов рублей, а, возможно, гораздо больше».

За сотню миллионов перевалил и долг авиабазы кредиторам, по налогам и т.п. Столь большая сумма образовалась в июне 2012 года, когда при разделении авиабазы на два учреждения: Карельский центр авиационной и наземной защиты лесов и саму авиабазу – всю кредиторскую задолженность почему-то оставили за ней. Между тем авиационный керосин в авиабазе может закончиться уже к маю, и для его покупки на пожароопасный сезон требуется более 4 миллионов. Нет запасов авиасмазок и авиамасел, бензина и дизтоплива для заправки наземного автотранспорта, многого другого для бесперебойной деятельности предприятия, у которого за последние два года сменилось уже семь (!) руководителей. Сейчас авиабазой, вероятно, по «совместительству» руководит Юрий Савчук, как ранее мы сообщали, в декабре прошлого года назначенный генеральным директором аэропорта «Петрозаводск» в Бесовце. В авиабазе он прославился, пожалуй, только тем, что уволил нескольких «возмутителей спокойствия», которые искренне переживают за судьбу своего предприятия и, не встречая понимания у его руководства, не боятся сообщать о серьезных проблемах авиабазы первым лицам республики и даже страны, а также СМИ.

Один из таких принципиальных людей – бессменный председатель профкома авиаработников базы Владимир Артуков. Его Юрий Савчук с нарушением закона увольнял неоднократно. И всякий раз отдавший карельской авиации 43 года Владимир Ильич (в прошлом – техник по самолетам и двигателям, а ныне – единственный на предприятии аэродромный рабочий) восстанавливался по суду. Однако когда он с исполнительным листом приходил на работу, по распоряжению Юрия Савчука на территорию аэродрома его не пропускали, предлагая в течение рабочего дня находиться в помещении аэровокзала. Более того, Юрий Савчук в минувшем феврале даже направил Владимиру Артукову письмо, в котором, в частности, говорится, что его «нежелание находиться в предложенном помещении» он оставляет… «на совести» самого Владимира Ильича.

Отступление о Владимире Артукове, с трудом, но добившемся-таки, чтобы его допустили до работы, я сделала не случайно. Недавно именно он письменно обратился к президенту России Владимиру Путину с убедительной просьбой «разобраться с финансированием» авиабазы.

«Карельская авиация не готова к пожароопасному сезону 2013 года, нужна срочная финансовая помощь (150-300 млн.руб.) федерального правительства, – написал, в частности, Владимир Артуков главе государства. – Если возможно, пришлите, пожалуйста, в республику своего представителя, чтобы он на месте разобрался с положением дел в авиации Карелии».

Администрация президента переправила это письмо в правительство России, заместитель директора Департамента промышленности и инфраструктуры которого Л.Анисимова сообщила В.Артукову, что его обращение к президенту рассмотрят сразу три российских министерства: транспорта, финансов, природных ресурсов – и сообщат ему о результатах.

Владимир Артуков очень надеется на помощь из Москвы, поскольку осенью прошлого года, когда в авиабазе три месяца задерживали зарплату, после его писем президенту и главе российского правительства деньги сразу же нашлись. Кстати, и сейчас, последнее время и без того уменьшенную зарплату работники авиабазы за февраль пока не получили, и в настоящее время «выбивают» деньги с помощью Карельской транспортной прокуратуры.
Кстати, недоумевает Владимир Артуков, почему финансирование государственного учреждения – авиабазы, в нарушение федерального законодательства о необходимости содержания особо ценного имущества – самолетов и вертолетов, с 2007 года отсутствует в бюджете республики?

По информации ИА Greenpress, наша республика оказалась в числе 17 регионов, которые вызывают тревогу за своевременную подготовку к пожароопасному сезону. Об этом, по данным информагентства, на недавнем селекторном совещании в Рослесхозе заявил руководитель «Авиалесоохраны» страны Андрей Калинин.

Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что с 26 марта по 4 апреля авиабазу, как эксплуатанта воздушных судов, проверит совместная комиссия Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ и Управления государственного авиационного надзора Северо-Запада. В случае изъятия у авиабазы сертификата эксплуатанта (а такое, судя по изложенной в этой статье ситуации на предприятии, вполне возможно) она больше не сможет выполнять даже социально-значимые полеты, не говоря уже о защите лесов от пожаров.

Где же выход? Республиканские власти из-за дефицита финансов, похоже, не намерены «спасать» авиабазу, банкротить которую, как государственное учреждение, нельзя. Значит, ее попросту бросили «умирать»?

«Гарантии, что авиабаза, по крайней мере, в таком виде, сохранится, я дать не могу, – подтвердил невеселые предположения 156 работников предприятия заместитель министра экономического развития Карелии Семен Мануйлов. – Ситуация в этом учреждении действительно сложнейшая, и сейчас нами делаются расчеты по оптимизации его расходов, поскольку денег в бюджете нет. Если раньше из федерального бюджета на нужды авиабазы мы получали 100 миллионов рублей в год, то сегодня – всего 20. Расходы, связанные с обнаружением и тушением лесных пожаров, предприятию компенсирует Рослесхоз, а республиканский бюджет дотирует только убыточные перевозки пассажиров в Пудож и на остров Кижи. Остальные деньги должна зарабатывать сама авиабаза, которой, повторю, прежде всего, нужно оптимизировать собственные расходы».

По информации Семена Мануйлова, «в Министерстве транспорта России согласны с Минэкономразвития Карелии, что содержать два аэропорта для республики очень накладно и, вероятно, нецелесообразно». Какое же конкретно решение будет принято по всем этим вопросам, замминистра не сообщил, повторив, что необходимые расчеты еще делаются.

А пока, отметил Семен Мануйлов, второй учредитель авиабазы – Министерство природных ресурсов республики – намерен объявить конкурс на авиапатрулирование и тушение в карельских лесах возможных пожаров. Понятно, что выполнять эти работы будет авиапредприятие, предложившее меньшую цену. В конкурсе, отметил Семен Мануйлов, никто не запрещает участвовать и нашей авиабазе. Комментарии, думаю, излишни.

Светлана Лысенко,
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

  • Мыслитель08.04.2013 | 01:31Ссылка
    Кто слушает президента? Разве что соратник по тандему... И бабушки-домохозяйки. С одинаковым эффектом!
  • обама07.04.2013 | 23:48Ссылка
    почти никому,все равно,ни налогами ни деревяшками этот лес в дом не постучался....
  • Зритель29.03.2013 | 13:25Ссылка
    ...Картина маслом!- Президент говорит о развитии авиации, в Карелии его слова переворачивают на 180* и её целенаправленно уничтожают. "Радуйтесь" жители Карелии-о Вас думают и заботятся!
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3