• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Как продают карельское небо

29 октября 2015 годаСкандал

Мурманская компания приступившая к пассажирским авиаперевозкам в Карелии начала с двукратного повышения цен. Между тем, само ее появление в республике вызвало немало вопросов, в том числе, у антимонопольной службы.

 

 - В понедельник 19 октября мне нужно было попасть в Петрозаводск к врачу, - со слезами на глазах рассказывает пенсионерка из Заонежья, – В Сенной Губе я села в вертолет, поскольку навигация на Онего уже закрыта. После посадки вертолета в Песках один из членов экипажа стал собирать деньги за наше короткое авиапутешествие. И если раньше я платила за него 714 рублей, то теперь мне поневоле пришлось выложить 1750 – почти в два с половиной раза больше.

В результате, с горечью продолжила малообеспеченная, уже неработающая пенсионерка, денег у нее не осталось даже на обратный билет, не говоря о том, что ей еще нужно было купить лекарства. Хорошо, с деньгами выручили знакомые из Петрозаводска, одолжившие нужную сумму.

Почему же авиабилеты из Петрозаводска до Кижей и Сенной Губы стали поистине «золотыми»? Как удалось выяснить журналисту «Вестей Карелии», 19 октября в Заонежье летал экипаж вертолета «МИ-8» из Мурманска. И он, в отличие от своих коллег из аэропорта «Петрозаводск», выполнял не социальный рейс за 714 рублей, а коммерческий. Между тем, совершать социальные рейсы в Заонежье – обязанность как раз нашего аэропорта, которому на эти цели предусмотрена дотация из республиканского бюджета, во всяком случае, до конца этого года. Почему же тогда он уступил авиамаршрут в Заонежье мурманчанам? То, что по этому вопросу с немалым трудом удалось выяснить журналисту «Вестей Карелии», на наш взгляд, требует срочного вмешательства как минимум руководства республики. Иначе получится, как в известной поговорке: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Впрочем, обо всем по порядку.

 Свояк свояка видит издалека

 Актуальность этой поговорки очередной раз подтверждает ситуация с приходом в Карелию мурманских авиаторов. И делается это явно с одобрения нового генерального директора аэропорта «Петрозаводск», 58-летнего уроженца Кемеровской области Сергея Штатского (на фото), в прошлом – судьи военного трибунала.

Сменивший несколько аэропортов, в которых он занимал руководящие должности, в 2009 году Штатский стал генеральным директором аэропорта в Норильске. Однако когда он оттуда уволился, неизвестно.

По неофициальной информации, последнее время Сергей Штатский проживал в Санкт-Петербурге, где и получил предложение от главы Карелии Александра Худилайнена возглавить бюджетное учреждение РК «Аэропорт «Петрозаводск», директором которого его назначили 2 марта этого года. Первое, что он сделал в новой должности – пригласил работать под его началом бывших коллег из того же Мурманска, Анапы, где Штатский возглавлял местный аэропорт. Так, руководителем коммерческого отдела нашего аэропорта стал Никита Шеметов, начальником экономического отдела Олег Пыжов. Еще один «свояк», Андрей Демиденок был назначен главным инженером, а Андрей Грозовский – главным специалистом по развитию предприятия. В этой связи местные авиаторы теряются в догадках: какой был резон этим «варягам» покидать насиженные места и перебраться в Карелию, где для начала нужно снимать недешевое жилье?

Почему мы рассказываем об этих приезжих, читатели поймут позже. А пока  вернемся к мурманскому вертолету «МИ-8», который 29 октября мы сфотографировали в Песках. Принадлежит он зарегистрированному в Североморске ООО «Арктика», с заместителем генерального директора которого Александром Андрейчуком (судя по полученной нами в аэропорту «Петрозаводск» информации) Сергей Штатский весьма дружен. И именно это общество с ограниченной ответственностью совершило упомянутый выше коммерческий рейс в Заонежье, вызвавший недовольство его, в большинстве своем, имеющих более чем скромные «доходы» жителей, для которых без малого две тысячи рублей за получасовой полет на «большую» землю – непосильные расходы.

Прокурорское предостережение

 Сергей Штатский, по информации и.о. карельского транспортного прокурора Николая Вихрова (на фото), долгое время не направлял ни один из семи экипажей «МИ-8» (в каждом из которых по три человека: командир вертолета, второй пилот и бортмеханик) в командировку в Санкт-Петербург. Здесь, в университете гражданской авиации, члены экипажей должны проходить переподготовку на тренажерах, с получением соответствующего свидетельства, без которого они вообще не имеют права подниматься в воздух.

- В результате 14 октября мы объявили Сергею Штатскому письменное предостережение «О недопустимости нарушений федерального законодательства в части подготовки и выполнения полетов», - сообщил журналисту «Вестей Карелии» Николай Вихров. – И только после этого один из экипажей «МИ-8» в Санкт-Петербург все-таки был откомандирован, получил там необходимые документы и готов к полетам. Надеюсь, на переподготовку туда Сергей Штатский будет вынужден направить и другие экипажи.

По информации и.о. карельского транспортного прокурора, в своем объяснении накануне объявления ему письменного предостережения, Сергей Штатский, в частности, сообщил, что аэропорт «Петрозаводск» не планирует дальнейшее осуществление коммерческих полетов и выполнение авиационных работ на «МИ-8». Поскольку учредители предприятия – государственный комитет РК по транспорту и комитет по управлению госимуществом считают нецелесообразным деятельность этого убыточного летного отряда.

«Липовый» аукцион?

 Теперь что касается упомянутого выше ООО «Арктика». Оно, судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, появилось на свет только в августе этого года и создано, цитируем документ, «на базе ООО «Мурманское авиационное предприятие (МАП) путем переименования». Само же ООО «МАП», общая задолженность которого по налогам и сборам в этом году составила 43 миллиона рублей, а в Пенсионный фонд – 18 миллионов, находится в предбанкротном состоянии: в Арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом обратилась налоговая инспекция Мурманска. Кроме того, в минувшем июле инициативная группа работников ООО «МАП» обратилась с письменным заявлением к руководителю федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александру Нерадько с просьбой принять меры к «пресечению разбазаривания и растаскивания государственных денежных средств федерального бюджета путем обманных действий, осуществляемых ООО «Мурманское авиационное предприятие».

Переименовавшись в «Арктику», мурманчане, судя по всему, решили передислоцироваться в соседнюю Карелию, чему, как уже говорилось, способствуют действия гендиректора аэропорта «Петрозаводск» Сергея Штатского. Ибо только с его разрешения вертолет этой «свежеиспеченной» компании может базироваться в Песках.

Напомним также, что именно с ООО «Арктика», «как с лицом, признанным единственным участником аукциона», был заключен договор аренды четырех вертолетов «МИ-8» аэропорта «Петрозаводск». А еще двум, также пожелавшим участвовать в данном аукционе авиакомпаниям, в начале октября было отказано. В их числе – ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» из Санкт-Петербурга и акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» (АО «ВАП»), единственным учредителем которого является департамент имущественных отношений Вологодской области. Предприятие это – солидное, имеет большой парк не только вертолетов, но и самолетов, работает стабильно, не имеет задолженности по налогам и сборам, своевременно выплачивает своим 223 работникам зарплату. Самолеты «ЯК-40» этой авиакомпании регулярно летают в Москву и Санкт-Петербург, вертолеты «МИ-8» и самолеты «Ан-2» выполняют все виды авиационных работ в родной Вологодской области, в республике Коми, и, что любопытно, в… Мурманской области. Производственная выручка АО «ВАП» в 2014 году составила более 400 миллионов рублей.

Однако этому, крепко стоящему на ногах предприятию, а также ООО «Авиакомпания «Северо-Запад» члены комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды пока еще карельских вертолетов, предпочли «Арктику» - дитя должника ООО «Мурманское авиационное предприятие» с весьма сомнительной репутацией. Такое, вызывающее много недоуменных вопросов решение, вполне объяснимо: все пятеро членов аукционной комиссии – подчиненные Сергея Штатского. Более того, ее председателем являлся уже упомянутый руководитель коммерческого отдела аэропорта «Петрозаводск» Никита Шеметов, который, напомним, вместе с другим членом комиссии, начальником экономического отдела Олегом Пыжовым, приехал в Петрозаводск по приглашению их давнего знакомого Сергея Штатского.

Еще двое членов комиссии: главный бухгалтер Елена Мишина и начальник отдела труда и заработной платы Ирина Мрочко тоже «выбрали» «Арктику». И только пятый член комиссии, руководитель авиационного комплекса аэропорта Михаил Степанов голосовал за то, чтобы допустить к участию в аукционе Вологодское авиапредприятие. В этой связи петрозаводский адвокат Наталья Союнен, представлявшая его интересы по жалобе АО «ВАП» в Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, тем более благодарна этому ведомству, отменившему решение аукционной комиссии.

- Доходит до смешного, но в аукционной документации сдаваемые в аренду вертолеты назывались «помещениями», - рассказала журналисту «Вестей Карелии» Наталья Союнен. - Мы же считаем, что «МИ-8» - это имущество, как Вологодское предприятие и указало в своей заявке. В результате этого, других необоснованных придирок, оно несправедливо оказалось за бортом несостоявшегося аукциона, который, я опасаюсь, и в следующий раз будет проведен аналогично предвзято.

 Вертолеты должны остаться в Карелии!

 Так считают карельские авиаторы, недоумевающие, почему республика так упорно хочет избавиться от своих вертолетов и не желает последовать хорошему примеру той же Вологды?

- Аукцион по сдаче «МИ-8» в аренду показал, что все три авиакомпании готовы взять их даже с долгами, - говорит руководитель одного из экипажей наших вертолетов. – Эти и, знаю, многие другие авиакомпании прекрасно понимают, что в любом случае со временем они будут в плюсе: «МИ-8» себя  оправдают.

Еще один ветеран карельской авиации Владимир Артуков (на фото), отдавший ей более 45 лет своей жизни, считает, что «в Песках необходимо создать казенное авиапредприятие, финансирующееся из федерального бюджета».

- В июле прошлого года карельские власти незаконно обанкротили Северо-Западную авиабазу, которой ранее принадлежали вертолеты, - говорит Владимир Артуков. – Об этом я недавно письменно поставил в известность Генеральную прокуратуру России, откуда жду ответа.

По словам ветерана, ранее он много раз обращался к руководству Карелии с просьбой помогать малой карельской авиации, а не губить ее. Однако все его старания оказались напрасными. Не потому ли, в очередной раз вместе с Владимиром Артуковым зададимся риторическим вопросом, что кому-то не дает покоя большой лакомый кусок земли посадочной площадки в Песках, на берегу Онежского озера?

Когда этот материал готовился к печати, нам стало известно, что в минувший понедельник 26 октября в Кижи летал уже наш вертолет, правда, по билетам… мурманской «Арктики».

С понедельника уволился ранее неоднократно упомянутый Олег Пыжов. И если заезжая команда Сергея Штатского начинает разбегаться, как вы думаете, о чем это говорит?

В эти дни в Карелии находится секретарь Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев, который руководит рабочей группы по подготовке концепции развития моногородов Карелии в преддверии 100-летнего юбилея республики. Возможно, он сделает выводы.

Светлана ЛЫСЕНКО

 

Комментарии

  • Вологжанин16.11.2015 | 10:44Ссылка
    Правильная статья, я самый лучший директор ВАП! Лучшей авиакомпании в мире! Это заявляю вам я - Валерка Бухло
  • Отрицательный тангаж11.11.2015 | 00:07Ссылка
    Молодец Светлана ! Всегда чётко и доходчиво излагает расклад любой ситуации , - учитесь молодёжь ! А если по делу , так всё идёт к тому , что под натиском далеко не положительных фактов разбазаривания бюджетных денег и ХАП "рванёт "отсюда .
  • Ольга03.11.2015 | 14:54Ссылка
    Страна должна знать этих жуликов в лицо!!!
  • lukinaleksa  (Лукин Александр)30.10.2015 | 00:30Ссылка
    Много говорим о борьбе с коррупцией, то есть о том, что чиновники по сговору с коммерсантами грабят государство и народ. Почему члены комиссии - отказали АО «ВАП» и выбрали предприятие ООО «Арктика», которое, по сути, является банкротом, при этом обозвав вертолеты "помещениями". Некомпетентность? Халатность? Или заинтересованность? Полагаю, Прокуратуре и СК следует заняться выяснением причин, а то они, как Олег Пыжов, все уволятся и убегут.