• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Рискованный полет

29 декабря 2015 годаСкандал

Анализ качества топлива для правительственного авиарейса с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым на борту, в аэропорту «Петрозаводск» делали с использованием… просроченных реактивов.

 

 

Сертификат по авиабезопасности аэропорт пока не получил

23 декабря в аэропорту «Петрозаводск» завершила свою работу комиссия из Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Тогда же аэропорт рассчитывал получить сертификат по авиационной безопасности, без которого он не имеет права принимать и отправлять воздушные суда. Надеясь на положительное решение комиссии, предприятие запланировало рейсы уже на ближайшие дни: в Москву (30 декабря), в Прагу (3 января), а также по другим авиамаршрутам.

Однако комиссия из Росавиации пока не дала добро на получение аэропортом сертификата по авиационной безопасности. Причина – в невыполнении им многочисленных требований авиабезопасности. Так, например, не было сделано металлическое ограждение по всему периметру территории аэропорта площадью более 20 гектаров. Это необходимо, чтобы исключить неожиданное появление на взлетно-посадочной полосе, к примеру, животных, посторонней техники, что может стать причиной чрезвычайного происшествия с самолетом. Поэтому 25 декабря в аэропорту срочно искали колючую проволоку-егозу для ограждения, которое предприятие должно было сделать еще до приезда высокой комиссии, давшей ему 10 дней для устранения выявленных недостатков. Если в этот срок аэропорт не уложится, значит, до Нового Года сертификат по авиационной безопасности он не получит.

Посторонних примесей в авиакеросине быть не должно

Обстановка с безопасностью полетов в аэропорту хуже, чем до авиакатастрофы под Петрозаводском 20 июня 2011 года. (Тогда, напомним, вместе с членами экипажа погибли 47 человек. Сейчас в Прионежском районном суде продолжается судебный процесс по этому уголовному делу). Так говорили журналисту «Вестей Карелии» многие сотрудники аэропорта. Они считают, что если указанная ситуация не изменится в лучшую сторону, может произойти новая трагедия, возможно, не менее страшная по последствиям.

В этой связи нашему изданию рассказали о крайне тревожном случае, который лишний раз заставляет серьезно задуматься: а не безопасно ли нам, потенциальным пассажирам, пользоваться услугами аэропорта «Петрозаводск»?

Эта неприятная история связана с состоявшимся 18 ноября в карельской столице шестым заседанием Государственной комиссии по подготовке к 100-летию образования нашей республики в 2020 году. Тогда в аэропорт «Петрозаводск» на двух правительственных АН-148 прилетало много высоких лиц. В их числе председатель Госкомиссии, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, федеральные министры: внутренних дел – Владимир Колокольцев, транспорта – Максим Соколов, связи и массовых коммуникаций – Николай Никифоров, труда и социальной защиты – Максим Топилин, здравоохранения – Вероника Скворцова, несколько заместителей федеральных министров. А обратно в Москву вместе с ними улетел замсекретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев.

Как разъяснили нам авиационные специалисты, определению качества топлива – авиационного керосина ТС-1 для правительственных бортов, должно уделяться особое внимание. В этом случае недостаточно наличия заводского и так называемого «внутреннего» паспорта годности топлива, когда его качество при поступлении в аэропорт дополнительно проверяет само предприятие.

Для правительственных рейсов из топливозаправщика берутся отдельные, дополнительные пробы. И если авиакеросин, получается, уже после третьей проверки соответствует требуемому качеству, в нем отсутствуют посторонние примеси, вода, об этом составляется соответствующий акт. Подписать его должны члены специальной комиссии, в таких случаях создаваемой приказом генерального директора аэропорта. В ее состав обычно входят главный инженер предприятия и начальники: службы горюче-смазочных материалов и аналогичной лаборатории. После этого топливозаправщик опечатывается и ставится под охрану до самого момента заправки воздушного судна.

По нашим данным, 18 ноября, когда, напомним, прилетали и в тот же день возвратились обратно в Москву оба правительственных борта, анализ качества авиакеросина, которым заправили их в аэропорту «Петрозаводск», здесь делали с использованием… просроченных реактивов. Поскольку реактивы с нормальным сроком годности тогда попросту отсутствовали.

Как мы узнали, начальник лаборатории горюче-смазочных материалов Николай Ермолин, по отзывам его коллег, «специалист очень ответственный, грамотный», постоянно писал генеральному директору аэропорта Сергею Штатскому (на фото) служебные записки с просьбой приобрести пригодные для использования реактивы. Однако остается фактом, что в день визита Госкомиссии 18 ноября, таковых в аэропорту, повторим, не оказалось. Не было в тот день здесь на работе и самого Николая Ермолина. Его, по информации старшего помощника Карельского транспортного прокурора Анны Гусаковой, гендиректор Сергей Штатский «незаконно и необоснованно уволил 8 октября, поэтому Прионежский районный суд 4 декабря восстановил Ермолина в должности».

В отсутствие начальника лаборатории Николая Ермолина, здесь оставались только две сотрудницы, одна из которых пришла сюда совсем недавно. При этом, в нарушение существующих правил, анализ топлива делали не два человека, а только один. За эти, как выразился один из наших источников в аэропорту, «оплошности», обе названные сотрудницы были наказаны, их уволили. Сухими из воды, похоже, вышли Сергей Штатский, приехавший вместе с ним в Петрозаводск главный инженер Андрей Демиденок, непосредственно отвечавший за подготовку к приему правительственных бортов, и начальник службы ГСМ Андрей Кореневский. И если руководители аэропорта столь безответственно подошли к отправке правительственных самолетов, чего в таком случае остается ждать от обслуживания предприятием обычных рейсов с рядовыми пассажирами?

Хорошо, что в этот раз все хорошо закончилось. Но ведь могло случиться всякое. Не случайно при выяснении причин любой авиакатастрофы, в первую очередь, проверяется качество топлива.

- Некондиционное топливо для заправки воздушных судов однозначно нельзя использовать ни в коем случае, - сказал журналисту «Вестей Карелии» единственный в республике заслуженный пилот России Виктор Кузнецов. – Поскольку реактивы были просрочены, следовательно, результат анализа качества топлива мог быть неправильным. – И если в авиакеросине присутствуют, например, посторонние примеси, в этом случае ими могут забиться топливные фильтры, что приведет к перебоям в работе двигателей либо полной их остановке. И тогда авиакатастрофы не избежать.

Сертификат – любой ценой?

Сейчас руководство аэропорта, как уже говорилось, лихорадочно пытается устранить выявленные комиссией Росавиации недостатки в обеспечении безопасности полетов. В этом важном вопросе, по мнению ответственных работников самого предприятия, с которыми нам удалось побеседовать, крайне недопустима спешка в погоне за непонятным стремлением руководителей аэропорта как можно быстрее, любой ценой получить долгожданный сертификат.

Но ведь такая спешка и нервозность – и мы специально это повторяем, могут в очередной раз, как в июне 2011 года, обернуться непоправимой трагедией с десятками погибших и бесконечным страданием их близких и друзей.

Светлана ЛЫСЕНКО

 

Комментарии