• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Когда слово «предприниматель» перестанет быть ругательным?

Сергей Авишев, член Совета по вопросам поддержки и развития предпринимательства при правительстве Карелии
05 ноября 2013 года

В последнее время все чаще и громче звучат разговоры о социальном предпринимательстве. С экранов телевизоров, страниц газет и всемерной паутины нам рассказывают, как интересно это новое направление предпринимательской деятельности, как много полезного и нужного для нас оно принесет в недалеком будущем.

Так что же такое, это социальное предпринимательство? Что за зверь такой с непонятным нам окрасом. Нас, простых предпринимателей, такое витиеватое обозначение сразу настораживает. Мы уже привыкли к тому, что и так в сознании наших людей предприниматель - это спекулянт и торгаш, а если разговор заходит о крупных бизнесменах, так иначе как «ворами», укравшими у страны ее богатства, их и не называют. 

Я всегда пытался понять, почему же в сознании людей, предприниматель - имя нарицательное. А ведь предприниматель, это тот человек, который начиная с нуля собственный бизнес, вкладывая в него свои силы, время и средства, нацелен на получение дохода. Так что же плохого в том, что люди будут хорошо зарабатывать, занимаясь предпринимательской деятельностью? Да нет в этом ничего плохого, это положительно со всех сторон. Для предпринимателей - это улучшение собственного благосостояния, для государства и соответственно для всех остальных граждан - это налоговые поступления в казну и соответственно улучшение качества нашей жизни. 

Я уверен, что до тех пор, пока основная масса населения современной России не изменит своего отношения к бизнесу, до той поры предпринимательскому сообществу в нашей стране будет отведена незавидная роль.

Но давайте посмотрим на это немного с другой стороны, может и сами представители бизнеса, стремясь к успехам в предпринимательской деятельности, подзабыли, что они тоже являются одной из социальных групп нашего общества, что нужно прикладывать силы для формирования собственного, качественно нового имиджа в сознании людей.

Формирование положительного имиджа предпринимателя в сознании общества является важнейшим условием развития бизнеса. Но этим формированием не должно заниматься государство. Это, прежде всего, необходимо самому предпринимательскому сообществу. И это, пожалуй, самая тяжело реализуемая часть миссии российского предпринимательства. 

Что же необходимо сделать, чтобы переломить это негативное отношение к предпринимателям в сознании граждан и начать формировать положительный образ предпринимателя. 

Вот тут и выплывает красивое словосочетание как социальное предпринимательство. Так давайте разоблачим уже этот термин и посмотрим, какая начинка у этой конфеты в такой красочной обертке.

Не буду углубляться в историю, так как и нет у социального предпринимательства по сути никакой истории. Если на западе это чудное явление и существует уже как пару-тройку десятилетий, то у нас это дело молодое, и мы еще его лишь пробуем на вкус. Сухая официальная формулировка гласит, что социальным предпринимательством обзывают ту предпринимательскую деятельность, которая нацеленная на решение социальных проблем. 

Правда, интересно? Вроде ведь или прибыль или решение социальных проблем. Но как же вместе-то объединить процесс заколачивая хрустящих бумажек и решение социальных проблем? И оказывается, что это возможно.

Конечно, социальный бизнес не ориентирован на получение высоких доходов. Он нацелен на повышение качества жизни людей, образования, здравоохранения, на защиту окружающей среды. Но он может приносить и прибыль.

Ну, например, чем устройство группы дневного пребывания детей дошкольного возраста не социальный бизнес? Вполне социальный, да и копеечку может принести. У нас вон какие очереди в детские сады, а такие группы, можно сказать, не только образовательным и воспитательным целям могут служить, но и снимают социальное напряжение в обществе.

Социальным предпринимательством являются творческие ярмарки, когда мастера реализуют плоды своего труда, а выручка частично идет на благотворительные программы. Мы можем увидеть примеры социального бизнеса в торговле и сфере обслуживания, где задействованы трудовые ресурсы инвалидов. Открываются творческие мастерские, в которых трудоустраиваются одинокие мамочки. Вот вам живые примеры. Такие примеры мы можем найти и в здравоохранении, образовании, культуре и других областях.

Вот и выходит, что смысл социального предпринимательства заключается в том, чтобы, создавая новые бизнес структуры, производя товары и услуги и реализуя их потребителю, направлять часть получаемой прибыли на социально значимую деятельность.

Многие предприниматели зададут вопрос: а нам-то это все зачем? А затем, что именно социальная ориентированность вашего бизнеса поможет сформировать у людей положительный имидж предпринимательства в целом. 

Ни для кого не секрет, что в нашей республике сейчас сложная финансово-экономическая ситуация. Бюджет трещит по швам, все деньги уходят на решение острых проблем, а на развитие региона и не остается почти ничего. Почему так происходит? Кто-то расскажет про консолидированные группы налогоплательщиков, про крупные торговые сети, которые увозят деньги из республики вагонами, что виновата власть и т.д. 

Но никто из предпринимателей никогда не признает, что в этом есть доля вины и самого бизнеса. А вина в том, что очень многие предприниматели не желают выполнять установленные законами нашего государства социальные обязательства и уводят выплаты тех же зарплат в серые схемы, выплачивая деньги своим работникам в конвертах. А это мало того, что недополученные в бюджет средства в виде поступлений от налога на доходы физических лиц, так это и нарушение трудового законодательства при котором у работников отсутствуют какие-либо законные средства для правого воздействия на работодателя. Я уже и не говорю о соцпакете и обеспечении достойного пенсионного содержания, об этом многие просто не задумываются. Вот и получается, что в нашей стране тот работодатель, который платит своим работникам белую заработную плату и налоги с нее в бюджет, уже является социально ответственным и его бизнес можно смело назвать социальным. 

Так какие же перспективы в развитии социального бизнеса и есть ли они вообще в наших условиях? Готовы ли наши предприниматели вести свою деятельность и направлять доходы на социальные задачи? Сложно дать однозначный ответ. Кто-то возможно и будет развивать данное направление предпринимательства, но в большинстве своем наши предприниматели еще не готовы к такой деятельности. Наверное, прежде чем внедрять в умы бизнеса идеи социального предпринимательства, необходимо установить такие правила игры, при которых все предприниматели станут ответственными по уже существующим социальным обязательствам. Когда станет нормой платить налоги и сборы в полном объеме, когда вести бизнес, ущемляющий права своих работников будет не модно, вот тогда и надо начинать развивать социальное предпринимательство.

Какой же можно сделать вывод? Быть или не быть социальному предпринимательству решат сами предприниматели. Если они увидят для себя перспективы в этой области, то это направление получит свое развитие. А иначе все останется на уровне декларирования красивой идеи.

 

Комментарии

  • Алекс27.12.2013 | 20:24Ссылка
    Статья ни о чем или про импотенцию: эх, хотелось бы, да не можется. Уважаемый советник по малому бизнесу лучше бы дал практические рекомендации, чем уводил разговор в сторону невозможности выполнения.
  • Евгений20.11.2013 | 14:09Ссылка
    Лихая выдумка! Любой бизнес должен получать свою прибыль, принося своей деятельностью пользу обществу. Социально ориентированным должен быть, иначе зачем он нужен?! "Купить за три и продать за пять" - это может считаться "бизнесом" только при попустительстве государства, которое само "не социальное". В начале - дела для людей, а потом уж и "положительный имидж" появится. И очень быстро!
  • suxela15.11.2013 | 08:47Ссылка
    Красавец,а объяснил-то как доходчиво,молодец.А фотографии....,просто нет слов.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3