• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Кому нужны таланты?

27 мая 2009 годаОбщество

Петрозаводская школа искусств теряет одного педагога в месяц.

Школа искусств – точнее, бывшая школа искусств – исчезает. В том виде, каком ее знали в Карелии раньше, она уже фактически перестает существовать. По крайней мере, об этом заявляют педагоги школы, проработавшие в ней по десять лет. «У нас сокращаются часы по эстетическим дисциплинам. Увольняются учителя – за три года ушло 36 человек. Скоро талантливым детям Карелии негде будет учиться», - говорят сотрудники средней школы №1. Педагоги доведены до отчаяния. Искусств как таковых в школе искусств с каждым днем все меньше.

Мы ее теряем…

«Когда придете к школе, позвоните мне на мобильный. Если скажете, что вы из газеты, вас могут не пустить, - предупреждает меня одна из педагогов СОШ №1, больше известной как школа искусств на Первомайском. – К нам должны были сегодня «Ника» приехать и «Петронет». Но не приехали почему-то. Говорят, журналистам запретили снимать репортаж о наших проблемах».

В маленьком кабинетике два на три метра меня и коллегу ждут около 15 педагогов так называемого эстетического блока. Те, кто преподают детям музыку, изо, хореографию. Те, кто развивает и помогает расти талантам. Лица безрадостные, какие-то обреченные. «Это последний шанс для нас спасти эту школу, когда весь коллектив поднялся. Или хотя бы сообщить общественности, чтобы люди знали, что происходит. Мы пытаемся отстоять эту школу – как явление, как уникальное учебное заведение. Мы все разные, у нас три отделения, на разных этажах работаем. Тем не менее вот эта идея, сохранения школы – она нас всех соединила».

«Меня сюда десять лет назад пригласила бывший директор Галина Корожнева, - рассказывает художник Владимир Зорин. - Конечно, было очень интересно. Атмосфера была совершенно другая, творческая. Администрация была очень заинтересована в развитии талантов. Но за последние три года все изменилось. Часы по предметам искусства сокращаются в разы».

В первом классе сейчас остался всего один урок рисования в неделю. Раньше было семь. На музыкальном отделении в первом классе теперь совсем нет специализации. Музыкальное образование детям начинают давать со второго класса. В то время как в обыкновенных музыкальных школах существуют даже подготовительные классы, где детей готовят с 5 лет. Среднее звено на отделении Изо планируется разделить на детей более способных, у которых будет 7 часов рисования в неделю и менее способных, с двумя часами изо. В то время как когда-то их было по 12 часов в каждом классе.

В этом году всех преподавателей перевели в статус педагогов дополнительного образования. «Директор под угрозой увольнения вынудила преподавателей подписать заявление об изменении статуса», - говорится в открытом письме, которое написали учителя школы. Теперь у каждого из учителей нагрузка составляет максимум 18 часов в неделю. У кого и вовсе по 7-10 часов. В то время как 2,5 года назад была 28-30 часов. «У нас, например, полностью забрали в прошлом году такой предмет как индивидуальное сольфеджио, - рассказывают педагоги музотделения. - Причем было сказано так: «Без этого предмета прожить можно». Предмет теории полностью забрали. Общий курс фортепьяно – это вообще классическое образование, он был всегда, во всех странах, везде, где существуют музыканты. Ему учатся все: духовики, струнники, вокалисты и так далее. Был час в неделю. В прошлом году - сокращен до получаса в неделю, сейчас стоял вопрос о том, что его уничтожат вообще».

 

При этом, уверяют родители, полная информация об изменениях в учебном плане до родителей не доводится.
Зато появились новые, социально-направленные дисциплины. «Вводят предметы, где дети изучают, как правильно заполнять классный журнал, - рассказывает одна из родительниц. - В 4 классе наших детей заставили писать объяснительные, почему они не сделали домашнее задание. Случилось так, что весь класс не выполнил домашнее задание, то ли не расслышали учителя, то ли еще что… Об этом узнала завуч. И поскольку тема по русскому языку была написание заявлений, то решено было детей научить писать объяснительные, почему они не сделали домашнее задание. И учительница нам потом говорила: «Посмотрите, ваши дети врали в своих объяснительных». А что они должны были написать? Кто-то боялся, кто-то не смог объяснить, почему, кто-то творчески подошел к заданию».

Коридорная живопись


«Есть у нас уроки, где мы рисуем натюрморты. И потом работы учеников вывешиваем в коридорах. Но нам сказали их убрать. Директор мотивировала это тем, что это некрасиво, - рассказывают педагоги изо. - И сказала нарисовать что-нибудь другое, чтобы украсить коридоры. Понимаете – рисовать не для того, чтобы развивать навыки ребенка, а чтобы это нравилось администрации, нравилось тем, кто приходит в школу. Нам приходилось специально отодвигать учебные часы и на занятиях по композиции, где мы не законы предмета изучаем, а рисуем какую-то красоту чтобы повесить в коридорах».

«Каждое поступление о проводимом конкурсе, которое к нам приходит, содержит пометку «К исполнению». Не важно, заинтересованы ли мы, достоин ли он нашего уровня, ниже ли он по планке – мы обязаны в нем участвовать. Особенно это касается городских мероприятий. Получается, что мы работаем не на благо ребенка, а кому-то угодить?» - удивляются учителя музыки и хореографии.

«Администрация говорит, что она заботится о развитии школы. Но за последние годы я не видел реального интереса к тому, что происходит, нужна ли помощь. Может быть, нужно поменять лампочки, которые светят как мышиные глаза, при которых заниматься нельзя? Я могу показать вам профильные классы, о которых столько говорилось, - говорит Владимир Зорин. – Посмотрите, в каких условиях занимаются 9,10,11 классы». Мы проходим в кабинет, где за мольбертами сидят старшеклассники. Помещение по периметру завалено какой-то старой мебелью, свободной место есть только в центре, где умещаются четыре мольберта, под потолком – тусклые лампы ватт в 40. Часть мебели тут вынесли – потом на фото Владимир показывает, как раньше в кабинетах для рисования громоздились старые кресла и металлические сетки от доисторических кроватей.

 

Зато необходимую для занятий технику педагоги вынуждены приносить из дома. «В классах музыкально-теоретических дисциплин обязательно должны быть проигрыватели, видеомагнитофоны – то, на чем мы слушаем музыку. За последние три года на это нам не выделено никаких средств вообще. Лично я принесла DVD и видеомагнитофон, - рассказывает одна из педагогов музыкального отделения. В других классах и этого нет: «Мы пользуемся старыми проигрывателями, которые принесли нам родители. Нам не выделяются деньги на диски, мы покупаем их на свои средства и потом переписываем. Нам не выделяются деньги ни на ноты, ни на бумагу, ни на маркер, ни на что. Мы все покупаем сами. Причем, приносишь свое оборудование, и тебе говорят: «Или мы его зарегистрируем, как школьный, или домой уносите. Это оборудование подлежит инвентаризации». Все костюмы на хореографическом отделении шьются за счет средств родителей и силами педагогов. «Перед отчетным концертом я работала круглосуточно. Готовилась к постановке, писала сценарий, отрабатывала здесь уроки, потом приходила домой и шила костюмы на детей до 10-12 часов ночи. Месяц жила в таком режиме. А по идее, должны были выдать деньги, и я должна была заказать швее эти костюмы», – это история педагога с хореографического отделения.

 *  *  *

«Я в этом году собирался уйти из этой школы. Закончить год и уйти. Школа на грани разрушения. Талантливые люди выдавливаются. Например, балерина Наталья Гальцина. Это имя, на которое шли дети и родители», - рассказывает Зорин. За три года из школы ушли 36 человек. Среди них – концертмейстер, руководители отделения хореографии и отделения ИЗО, преподаватели музыки, литературы, психологии. Ушли не только учителя эстетического, но и общеобразовательного блоков – физики, математики, филологи. «Они были вынуждены уйти в связи с тяжелой психологической обстановкой в школе, созданной директором», - говорят педагоги школы №1 в своем открытом письме. В любом случае, 36 человек за 3 года – это больше, чем одно увольнение в месяц, и это не нормально. «Кстати, ко многим из них наши ученики сейчас ходят на репетиторство, - рассказывают в школе. – И не важно, балерина Гальцина ушла, или уборщица Нина Семеновна, которая годами у нас превосходно убирала. Рушится уникальный коллектив, который знал по именам всех детей, и своих, и чужих».

О том, что коллектив действительно уникальный, говорят успехи его учеников. Выпускники школы учатся в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Кто-то стал лауреатом международного конкурса в Лондоне, кто-то учится в Венской академии, в Финляндии, в Германии. Между тем, будущие таланты из районов Карелии скоро могут лишиться возможности получать образование здесь – школьное руководство рассматривает возможность закрыть общежитие при школе и устроить здесь детский сад.

«Нам ничего нельзя, - рассказывают те, кто пока еще остался работать здесь. - Нельзя пить чай в небольшом помещении для психологической разрядки. Нельзя использовать перемены – мы должны в это время дежурить. В каникулы нас раньше никогда не загружали с 9.00 до 16.00. Мы спокойно приходили к 10.00 и до 14.00 делали свои рабочие дела. Сейчас же – в 9.00 по секундомеру, и если ты опоздал, ты должен писать объяснительную. На проходной мы расписываемся, во сколько пришли, во сколько ушли. Если ты был в поликлинике, сдавал кровь – «покажите дырочку». Опаздывать из-за, например, УЗИ в поликлинике не разрешается – ты должен брать один день за свой счет».

Администрация на диалог с коллективом не выходит, уверяют педагоги. За три года профсоюзное общее собрание не собиралось ни разу. Или собиралось без педагогов эстетического блока. Нам, к сожалению, так же не удалось встретиться с директором школы Мариной Титовой. Застать на рабочем месте ее было крайне сложно – то в администрации, то на последних звонках, то снова где-то по делам, уверяла нас вежливая секретарша. Правда, коллеги из дружественного издания решили не поверить и проверить – и застали Марину Валентиновну на рабочем месте. Она сказала, что готова комментировать только после того, как в школе закончит проверку комиссия от министерства образования. Комиссия вынесет вердикт к среде, сообщил министр образования РК Александр Селянин. Тогда чиновники смогут сказать, что они думают о сложившейся обстановке в школе и о путях выхода из ситуации.

Александра ДОМИНА

 

 

Комментарии

    Блоги
    • Николай Габалов, журналист, блогер

      В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

    • Елена Пономарева, налогоплательщик

      Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

    • Николай Габалов, журналист, блогер

      Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

    • 1
    • 2
    • 3