12:00, 05 Марта 2009
Такие разные, но вместе

Карельские рунопевцы спели стихи шведским семьям.

Карельские рунопевцы спели стихи шведским семьям.

«С этими рокерами не соскучишься. Все мы очень разные. Еле выдержали вместе 10 дней», – каждый из них мог бы предъявить друг другу сотню претензий и в то же время поблагодарить. Зачем трое взрослых мужчин из России полторы недели проверяли терпение друг друга в чужих краях? – наверное, ответ у каждого из них свой, но, несмотря ни на что, они делали общее дело и шли к общей цели.

«Синий мир опустился на землю, когда карельские рунопевцы пришли в бар Оленьей деревни» – начало статьи в финской газете «Похъелан Саномат» обещает окунуть нас в дела давно минувших дней. Однако ошибается тот, кто думает, что рунопевцы – это старцы с кантеле на коленях, убаюкивающие слушателя размеренными голосами. Настоящих карельских рунопевцев можно увидеть и среди обычных граждан, которые ходят по улицам Петрозаводска. Некоторые из них еще далеко не старцы и играют вовсе не на кантеле, а на электрогитарах, да и поют совсем не колыбельные, а, напротив, жесткий, суровый карельский рок.

В середине февраля трое таких героических мужчин отправились покорять утонувшие в сугробах северные края в рамках «KarRun Kierros» – проекта, название которого примерно можно перевести как «Круг карельских рунопевцев». В финском городе Оулу к ним присоединился рунопевец из местных – и понеслось… Точнее, понеслись. Не на оленях, но на комфортабельном автобусе, по северу Финляндии и трем шведским городам.

С 13 по 22 февраля пишущий на вепсском Николай Абрамов, поющий и пишущий на финском Энска Якобсон (он же Евгений Богданов, известный по группе «D'Airot»), не менее известный карелоязычный музыкант Санту Карху и музыкант из местных Юрки Мяки (сопровождаемые финским шоу-меном Пааво Хейноненом и продюсером Юрки Раатикайненом) пытались ужиться вместе и донести до жителей Севера пласт национальной культуры, каждый – своей. Точно такой же тур рунопевцы совершили три года назад, правда, по югу Финляндии, и тогда все вернулись довольными.

Впрочем, и сейчас, говорят, было интересно и полезно. Кризис до этой заграничной глуши еще не докатился, пиво вроде бы стоит так же, народ тоже не изменился – по-прежнему отзывчив и доброжелателен. Послушать заезжих поэтов собирались целые семьи из крошечных городков и хуторов.

Дети, пожалуй, радовались больше всех: невпопад аплодировали, сновали туда-сюда и мешали поэтам из России читать собственную лирику. А смысл акции именно в том и заключался, чтобы донести до ушей слушателей свое творчество – на вепсском, карельском или финском языках. Предполагалось, что это будет рок-поэзия. Однако читали и другую лирику, и не только свою, но и современных, хорошо знакомых местным авторов Финляндии.

– Мне было сложнее, чем Карху и Якобсону, – рассказывает Николай Абрамов. – Финский я знаю плохо, а слушатели не понимают вепсского. Но принимали все равно хорошо, тем более что ведущий пошутил и назвал меня «Шекспиром вепсского народа». Финны знают русских поэтов – Пушкина, Пастернака, Высоцкого, поэтому меня спасали мои переводы на финский. Еще они очень радовались, когда слышали «вепсан версия» битловских «Yesterday» или «We are the champions» группы «Queen».

– Да, у нас четверых не было общего языка. Действительно, все мы – очень разные художники, – говорит Евгений Богданов. – Зато была общая волна, и мы устроили очень хороший мозговой штурм. Эта поездка мне даже больше понравилась, чем предыдущая, на юге финнов творчеством не удивить. На севере же очень актуален вопрос сохранения национальной культуры. В Швеции важно сохранить финский язык, на котором говорят в некоторых районах, а для Финляндии – саамский, который и за язык до недавнего времени некоторые не считали. Крошечность населенных пунктов вовсе не тождественна плохому качеству культуры и духовному оскудению. Боюсь, что у нас в Карелии такой проект не получился бы. Главный вопрос современного искусства и, в частности, поэзии в том, что она хочет донести до людей. Напыщенное самим собой, элитарное искусство не будет интересно в глубинке, и люди не придут слушать поэтов. Хотя Санту Карху, перед талантом которого я преклоняюсь, пожалуй, собрал бы полные залы и в карельских деревнях.

Удовлетворение собственного тщеславия за счет расширения круга слушателей – это полдела. Радует, что карельские рунопевцы не занимались благотворительностью, а свое творчество продавали, работали за гонорар и продавали (не то чтобы они разлетались как горячие пирожки, но все же) книги всех участников, а также диски Санту Карху и «D'Airot».

«KarRun Kierros» устроили сотрудники отделения общества «Финляндия – Россия» из города Оулу. По словам Евгения Богданова, такого проекта больше не будет – уже и юг, и север Финляндии охвачены. Но перспективы не иссякли: ведь рядом с рок-поэзией существует рок-музыка, которая гораздо более востребована и популярна среди молодежи. Так почему бы в следующий раз карельским рунопевцам не собраться вместе и не спеть свои стихи у наших соседей на больших концертных площадках?

Марина КИВИРЬЯН.
 

Комментарии

Гость
Сегодня, 22 ноября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

22.11.2017, 10:17
Действия чиновников по программе расселения аварийного жилья в глубинке Карелии попали под пристальное внимание следственных органов.
21.11.2017, 14:55
Бывший министр здравоохранения Карелии Ольга Лазаревич вернулась на прежнюю работу и рассказала о причинах увольнения с поста главы министерства.
21.11.2017, 13:03
Инженеры предлагают передовые решения для качества, комфорта и здоровья.