• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

«Почему они такие злые?»

15 сентября 2011 годаОбщество

В Карелии туристам не рады.

Все разговоры о развитии туризма в Карелии неизбежно разбиваются о необъяснимое человеконенавистничество большей части тех, кто так или иначе связан с сервисом. Вам здесь не просто не рады – гостям дремучей республики регулярно дают понять: нам не нужны ни вы, ни ваши деньги. Как говорится, янки, гоу хоум.  Печальные для карельского туризма выводы – это не отвлеченные рассуждения на тему «Вчера мне несли кофе 40 минут», а результат борьбы за нормальный отдых, в которую вылилась попытка организовать визит в Карелию для 22 друзей из Москвы и стран экс-СССР. За три дня пребывания в республике нам не нахамили только березы да душевные алкоголики карельской глубинки. Правда, начнем эту печальную историю все-таки с кофе.

«Вы ведь не все чай будете пить?»
– Здравствуйте! Ко мне приедут гости в количестве 22 человек, мы намерены прийти к вам позавтракать сразу после московского поезда! – я почему-то уверена, что в петрозаводском кафе на проспекте Ленина меня должны принять с распростертыми объятиями, но на всякий случай предупреждаю о массовом визите за две недели.

– Мы только в 10 открываемся... – администратор не демонстрирует ни капли воодушевления.

– Хорошо, мы будем идти медленно и придем к 10, – заодно я рассказываю, что большая часть группы завтракать будет плотно, а мужчины обязательно будут пробовать местное пиво, то есть, подчеркиваю, что не на чай с пирожком мы к ним идем, и касса заведения должна быть рада.

– Ну, у нас не все блюда на завтрак можно заказать. Салаты долго ждать. Драников не будет. Тосты есть... Блины вот…

– Хорошо, пусть будут блины.

– У нас только один официант с утра, – как будто продолжает отговаривать администратор.

– И вы не будете никого вызывать дополнительно, ведь нас 22 человека, один не справится?

– Нет.

– То есть, вы не заинтересованы в клиентах? – я применяю последнее оружие в битве за завтрак.

– Ну почему же... – заклинание про клиентов срабатывает. – Давайте посмотрим...

Я возвращаюсь через неделю, чтобы подтвердить заказ. Не могу сказать, что мне сильно рады.

– А у вас все чай будут? Вы знаете, у нас может чашек не хватить... И оставьте какой-нибудь залог. Тысячи три.

– Залог? Хорошо. Правда, нам потом сложно будет со счетом разбираться, понимаете, мы не тургруппа, мы просто друзья, нам не нужен общий счет.

– А мы считать будем вас всех вместе. Если по отдельности всех в терминал вводить, у нас девочки запутаются.

– Хорошо. Я внесу залог. Считайте вместе. Мы разберемся. Постараемся не заказывать все вместе чай...
Я уже готова на все. Просто дайте нам позавтракать.

Почему мы не пошли в другое кафе? Да потому что в центре города идти некуда. В одном заказ ждать до утра, второе прямо у трассы, рядом с третьим – стройка. И битва за обслуживание была бы примерно такой же.

Звонок другу
У меня, наверное, нетипичная психология. Почему-то я думаю, что, когда в магазин приходит клиент, намеренный существенно потратиться, ему обязательно должны пойти навстречу. Отчего я так в этом уверена?

– Здравствуйте! Я хочу сделать у вас масштабную закупку: еда и напитки для 22 человек на три дня. Только есть одна проблема – мне нужна помощь, чтобы это погрузить. Можно ли выделить мне кого-то из работников торгового зала, чтобы просто затащить все купленное в автобус?

– Попробуйте договориться с грузчиками, – планы на продуктовый шопинг администрацию первого гипермаркета не интересуют.

«Ну, они же не должны бороться за каждого клиента», – возражает подруга. Странно, я считала иначе. Мне кажется, что выделить одного из мальчиков торгового зала, которых там с десяток, не такая большая проблема. Более того, мне кажется, что, если я готова потратить в магазине большую сумму, магазин просто обязан мне в этом помочь. Или я слишком многого хочу?

Отправляюсь за пониманием в другой гипермаркет.

– Вот у нас форма, напишите письменное обращение.

– Но оно может потеряться. Мне просто нужно знать заранее, сможете вы мне помочь или нет.

– Не могу сказать точно. Может, что-нибудь придумаем.

При всей нелюбви к порочному кругу «все делается через знакомства» – все на самом деле делается только так. После двух звонков администратор кафе уже готова вызвать дополнительных официантов и не берет с меня залог, а администратор гипермаркета записывает мой телефон, чтобы мне все же помогли потратить там наши деньги.

И только администратор турбазы, где мы бронируем места, без всяких дополнительных звонков радует бесконечной готовностью общаться, предлагает поездку на Кижи «так, как вы захотите», купания в шхерах, визиты в деревни Заонежья и много чего еще. Однако чудеса карельского гостеприимства только начинались…

Чем дальше в лес...
Добравшись до турбазы в Медвежьегорском районе, половина гостей республики осталась готовить шашлык, а вторая половина уехала смотреть финский укрепрайон и любоваться на Повенецкий залив со скал. Экскурсия от турбазы заявлялась по 1000 рублей с группы и что-то еще сверху экскурсоводу. Тысяча трансформировалась в 2400 и 800 экскурсоводу, но мы списали это на вечернее неурочное время – разбираться из-за незначительных сумм было лень. Однако по возвращении водитель немилостиво буркнул, что 2400 – это за первый час, и надо доплатить еще. Администратор (назовем ее Василиса Ивановна), называвшая первоначальную цену, вдруг попыталась убедить, что, действительно, надо снова доплатить. Затем Василиса Ивановна примчалась с черной папкой и заявлением: «Читайте!»

В папке находились правила пребывания гостей.

– Позвольте, – говорю Василисе Ивановне. – Мы с вами обменялись огромным количеством писем, я звонила вам раз  восемь. Если у вас существуют какие-то особые правила, почему вы не знакомите с ними до того, как выставляете счет за жилье? Особенно если вас предупреждают, что едет группа из 30 человек, а не пионерлагерь младшего дошкольного возраста?

– У нас эко-отель! – возмущалась Василиса Ивановна. – У нас должно быть тихо после 21.00!

Загадка поведения администратора разрешилась позже. Беседка, которую оккупировала наша компания, оказалась рядом с домиком, где отдыхали учредители турбазы. После первой же песни под гитару в беседке материализовались охранники, которые, не кокетничая и не утруждая себя примитивными правилами этикета, послали клиентов базы, снявших тут пять больших коттеджей, на берег озера. Никаких предварительных реверансов, никакого предупреждения, обращения администрации и просьбы «Дорогие гости, не могли бы вы не шуметь и перейти вот в то милое место…». Ничего подобного. Просто и коротко: «Пошли вон».

Беседка у озера оказалась тесной, неосвещенной, продуваемой ветрами и поливаемой дождем. Василиса Ивановна, трепеща пред опасностью возможного гнева учредителей, умело парировала возражения, заявляя, что обо всем предупреждала при заселении. Но тут на хитрости поймать ее было не сложно – во время заселения администратора на месте не было, и мы часа два искали ее по турбазе, чтобы расплатиться за номера.

«Эх, – думалось мне, глядя на друзей. – Вот приехали в Карелию отдохнуть нормальные люди, с деньгами. У кого ресторан свой, у кого еще какой бизнес, директора фирм, переводчики, работники МИДа. А им в ответ негостеприимное – «пошли лесом». Затем подумалось: «А если бы приехали сталевары, рабочие и колхозники – что это меняет?».

Хотелось верить, что впечатления скрасит «кижский день» – ради него мы, собственно, и забрались в тьмутаракань Медвежьегорского района. Предложение получить автобус в свое распоряжение, заехать в заброшенные деревни Заонежья, добраться на Кижи на катерах, по пути заехав покупаться в кижские шхеры, звучало, как песнь любви на кантеле Вяйнемейнена.

Карелы же предпочитали амплуа Лоухи и Сюоятар. Экскурсовод Сергей Иванович у дома купца Белоглазова вдруг заявил, что ни в какие заброшенные – да вообще ни в какие деревни мы не поедем.

– Водитель говорит, что не повезет.

Водитель хмуро буркнул, что автобус на заонежских дорогах встанет и мы будем толкать его до следующего утра.

– Зачем же тогда выделять такой большой автобус, заведомо зная, что он не проедет?

– Да мне вообще сказали до причала Великой Губы довезти вас, и все!
Вышло, что план поездки по Заонежью, заботливо высланный загодя Василисой Ивановной на двух листах, оказался мифом и морковкой для осла – никакой деревни Поля, никаких Типиниц-Тамбиц и никаких купаний в шхерах в результате так и не произошло. Сергей Иванович мечтал только везти нас к шунгитовым сувенирам. Мои решительные сомнения в чудодейственных возможностях углерода заонежских земель спровоцировали экскурсовода на легкое хамство: свою речь Сергей Иванович снабжал язвительными фразами «Особо одаренные могут прочитать в интернете». В довершение всего и проводник на Кижах попалась удивительно недоброй – возможно, виной всему редкая жара за 30 градусов.

За ужином официантки в кафе на турбазе соревновались в суровости.

– Пожалуйста, не несите сразу весь заказ, некоторые придут попозже, суп остынет...

– Вам уже налили! – тон дочери Севера заставлял впечатываться в скамейки и терять аппетит.

– Не могли бы вы....

– Так, девушка, не видите, я заказ принимаю!

– Никогда не видел таких злых официанток,– недоумевал рижский гость. – Я пошел к ним за шампурами. Обещали принести – не принесли. Я второй раз пошел. Снова не принесли. Я третий раз пришел, говорю: «Ну что такое? У нас уже угли все сгорели, мясо не пожарить, сейчас новые придется жечь? Ну дайте же шампуры, есть хочется!» А мне в ответ: «Да вы! Да сколько можно! Да надоели, то вас 30 человек едет, то 24, то 22!» Почему они такие злые?

Уже не хочется вспоминать ни про испорченную поездку по Петрозаводской губе, когда бригантина вместо вояжа вдоль набережной просто поболталась в 100 метрах от берега и вернулась на стоянку. Ни про финальный ужин, когда солянку и пиво пришлось разносить самим, потому что петрозаводские официантки медитировали на ходу. Искренне радушными за все время карельского визита оказались только капитан баркаса из Великой Губы с чудной фамилией Мореходов да местный житель Вован на причале, что обещал везти туда, где делают самогон, и «к девкам». То ли на глубинку единственная надежда, то ли вовсе надежды уже никакой. Фантастические идеи о Карелии как мекке российского туризма завянут в ботве плохо паханных огородов.

Александра ДОМИНА,
«МК» в Карелии».
 

Комментарии

  • inna08.06.2012 | 16:57Ссылка
    Всем, добрый день!
    Отдыхали впервые в г. Петрозаводске и его пригородах в конце августа 2011 г. Приехали самостоятельно без посредников и турфирм. Снимали квартиру в городе. Спасибо всем горожанам и сельским жителям, с которыми свела судьба во время нашего путешествия!Начиная с общения с местными жителями на вокзале, в кафе, в музеях,в театре, с таксистами и т. д. остались самые добрые воспоминания!Захотелось съездить на экскурсию, не знали куда обратиться. Простые прохожие подсказали компанию "Лукоморье". На следующий день мы уже с гидом этой компании побывали на экскурсии. Все было устроено на высшем уровне, рассказано больше, чем ожидалось, все успели, на обратном пути вечером высадили поближе к дому. Прекрасный персонал и организация. Кушали в разных кафе города, обслуживали быстро, блюда были вкусными и сытными. Объездили Пряжинский район, посетили много церквей и храмов. Сделали прекрасные снимки, увезли с собой отличное настроение,4 ведра ягод и большое желание вернуться опять! Финляндия хорошо, но Карелия не разочаровала!Сами из ближайшего пригорода г. Санкт-Петербурга, отдохнули от нашей суеты и не хотелось так быстро возвращаться домой. Везде было только самое доброжелательное отношение к нам. В этом году будем отдыхать в карельской деревне на Сямозере, уже договорились с хозяйкой. Спасибо Карелия, спасибо чудный край!Будьте доброжелательнее и Вам вернется тем же! Удачи!
  • абориген06.03.2012 | 19:41Ссылка
    Я посмотрю тут так много культурных москвичей, аж глаза ест, такое ощущение что мы в Москву не ездим, там все такие вежливые и культурные, так и норовят на голову наступить.
  • не карел10.01.2012 | 02:58Ссылка
    На, масквичам, не надо знакомиться ни с какими "старухами". Мы знакомимся с карелами и делаем выводы. А они, увы, не в вашу пользу. Сидите в своем лесу дальше и о своем "гостеприимстве" создавайте эпосы.
  • карел01.11.2011 | 10:56Ссылка
    Москвичам, для начала, надо познакомиться с карело-финским эпосом "Калевала", в частности, с гостеприимностью старухи Лоухи, а потом делать выводы.
  • Дмитрий25.10.2011 | 22:46Ссылка
    У нас вся страна - тормоза. И москва в том числе. Везде хамство и грубость.
  • Москвич20.10.2011 | 08:45Ссылка
    Карелы - тормоза, и этим всё сказано! Север-с.
  • Обслуживание или работа?14.10.2011 | 12:21Ссылка
    Каждая работа может стать искусством при высоком уровне профессионализма. При отсутствии такового и получается то, что мы видим. Думаю, что это не свойственно россиянам, это свойственно низко образованным непрофессионалам. Вчера летела на Ан-24. Старый самолет, дизайн советский, зато стюарт был супер-класса! Сделал из перелета незабываемое впечатление своим уровнем профессионализма. В Архангельске вообще удивили хорошим обслуживанием и добродушием.
  • карел11.10.2011 | 09:27Ссылка
    Александр, Поддерживаю, как там, у А.Грибоедова, сказано:- "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Это касается всего отечественного "бизнеса" и произошедшего "расслоения" общества.
  • домохозяйка10.10.2011 | 22:23Ссылка
    Зашли около Карелии в кафе с подругой,думали, быстренько перекусить. Народу никого, только скучающие официантки с другом другом треплются. Заказали салаты, мороженое. Ждали 15 минут, ушли, поняли что придется ждать еще минут 40. Сервис ужасный. Он просто никакой. И , кстати, везде.
  • Александр07.10.2011 | 19:44Ссылка
    Русским по природе не свойственно быть рабом, обслугой. Русские рады другим, если есть духовная общность, а деньги это для общечеловеков.
  • директор школы07.10.2011 | 10:32Ссылка
    Уважаемые собеседники, скажу одно - пусть лучше карьеры разрабатывают, идут эшелоны с щебнем, чем занимаются туризмом. У меня тоже есть знакомые в Москве, они иногда намекают на отдых в Карелии, но я им всегда рекомендую Финляндию, потому что позориться нечего, просто всеобщее равнодушие ко всему происходящему, уже даже и деньги ничего не решают. Просто наш менталитет он остается советским.
  • Борман05.10.2011 | 09:55Ссылка
    вообще-то это не только в Карелии происходит.. Во всей стране, думаю, так. вспомните хотя бы "курочку свежую, 38 года". Мне не понравилось название статьи, мол, мы тут в Карелии злые! А кто не злой?! Что, в столицах что ли сервис лучше? Езжу много, везде так! Логики тут конечно никакой не найти, подзаработать вроде все хотят, а культуру включить никак. У автора получился нормальный срез, только вот со вкусом чернушки. А это не приятно. А вообще, конечно, правда это, злые они в сервисе, испытывают дикий халдейский дискомфорт, но это лечится. Интересно, я-то доживу до конструктивных изменений в отрасли?
  • Согласна!04.10.2011 | 14:45Ссылка
    Со всем согласна, летом посетили ХХХ компанией из 20 человек, последнему блюдо принесли через 3 (ТРИ) часа после принятия заказа. Попросить отдельный счет совсем не рельно. Моя сестра работает в туризме в карельской деревне, всегда вкусно, чисто и с улыбкой, народ тянется. Сначала первые 15 минут не могут поверить, что это возможно в Карелии, потом тают, потом оставляют супер-чаевые. Еще поездка в Сяндемский монастырь запомнилась на всю жизнь. Встретили как самых близких друзей, накормили, проводили. Улыбка матушки Варвары каждый день в памяти. Но это уже и не туризм, а место для отдыха души.
  • Москвичка03.10.2011 | 16:40Ссылка
    Ну так заработайте же на нас свои большие деньги!Но только если так себя вести, то так и будет всегда.Нищета и беспросветность.В Карелии очень красиво, глупо ничем не пользоваться и только ныть,что от бедности мы злые.
  • дядька беломор03.10.2011 | 15:50Ссылка
    москвачи засрали все берега на озёрах и на море
  • Михаил28.09.2011 | 09:36Ссылка
    Да, еще надо было добавить об обмане в карельских магазинах - просрочке, недовесе и воровстве кровных денег покупателей на кассе.
  • Надюшка22.09.2011 | 11:46Ссылка
    Давно так не смеялась)
    Ведь каждый петрозаводчанин согласится с тем, что все, что написано в статье, правда.. Постоянно сталкиваюсь со странным поведением обслуживающего пресонала, хотя совсем не москвичка)
    Свои уже привыкли, а гости города, действительно, пугаются)) да я и сама пугаюсь иногда)))
    Рейтинг хамских заведений - хорошая идея!
  • петрозаводчанин20.09.2011 | 20:39Ссылка
    светлана, Ну , что ты Светлана .Деньги для них- это ВСЁ !!! Просто работать не умеют, а если и работают - то по " коекакерски". При полном отсутствии профессионализма,увлечения делом и т.п.
  • Ольга20.09.2011 | 20:23Ссылка
    Недавно принимала в гостях немцев. Было безумно стыдно за всю нашу сферу обслуживания. Нахамили везде: в маршрутке (которая ехала с открытой дверью), на кассе в магазине (где не оказалось разменных денег), а о кафе я вообще молчу. Единственное место, где не пришлось краснеть за обслуживание, это "Карельская горница". Но тут, думаю,в большей степени сыграла сумма, которая в конце ужина оказалась в счете. Если бы там при таких ценах еще и хамили...
    Печально все это.
  • светлана20.09.2011 | 09:58Ссылка
    У меня муж из Москва приезжает, ненавидит по нашим магазинам и кафешкам ходить, говорит, что у них бы за такое обслуживание уже бы давно уволили! Неужели, настолько не заинтересованы в деньгах? Выходит, что всем хватает на жизнь...
  • Sten19.09.2011 | 10:25Ссылка
    Петрозаводский рэпер Виталя Альбатрос, уже поднимал тему сервиса. Ничего не поменялось. :(
    Да видимо и не поменяется...
  • Finn17.09.2011 | 01:04Ссылка
    Как же много безграмотных, пишущих слово финн с одной буквой "н". Надоело. Неужели в школе не
    учились.
  • иги16.09.2011 | 16:16Ссылка
    Ну москвичи и фины бывают разные. Если ты платишь бабки, то это не значит, что ты можешь беспределить как тебе захочется. Руссо туристо -облик аморале. А каков турист, такова и обслуга, всё имеет разумные пределы.
  • карел16.09.2011 | 14:47Ссылка
    Территория невезения или сплошной бездуховности?!
  • Елена16.09.2011 | 14:14Ссылка
    Карелка,
    Насильно в сферу обслуживания местных не гнали. А если пришли на эту работу - извольте работать. Хоть москвичи перед вами, хоть дядя Вася из деревни Зачухино, хоть особа королевской крови. Не нравится - меняйте работу.
  • Инкерман16.09.2011 | 12:39Ссылка
    А почему бы не перчислить в статье названия всех упомнутых заведений?
  • Блондинка16.09.2011 | 09:53Ссылка
    карелка- не говорите глупостей. озлобление...если местные такие дураки и не понимают, что можно подзаработать на этих москвичах - это проблема местных. А культура обслуживания у нас мрачная везде. Мне однова в "Пятнице" молочный коктейль несли 40 минут и оч. обиделись, когда я отказалась от такого угощения. И знаете, что было главным доводом на мое возмущение- почему так долго, ведь дневное время и бар пуст..." Коктейль ведь на кухне делают"...аут.....кухня что в пятом поселке? И так практически везде. Во фьюжене вместо заявленного салата айсберг подают пекинскую капусту, в пинта-пабе -моют))))) греческий салат - в ответ на мой отказ есть его с укропом- о чем официантка была ТРИЖДЫ предупреждена...в общем никому мы нафиг не нужны со своими рублями. А уж москвичи эти поганые)))) тем более(((( Давайте рейтинг составим рестораций с хамским обращением и опубликуем в сети, может тогда чухнутся...хотя навряд ли
  • спб15.09.2011 | 23:55Ссылка
    6 месяцев живу в ПТЗ,работаю в гостинечно-ресторанном бизнесе.Как я вас понимаю.
  • петрозаводчанин15.09.2011 | 21:38Ссылка
    Нам до качественного и профессионального туризма в Карелии-как до ЛУНЫ ....
  • родитель15.09.2011 | 20:43Ссылка
    Ничего удивительно. Культура обслуживания , не то что не развита, она просто отсутствует на всех уровнях предоставление услуг. Такое впечатление, что в этой сфере рынок сказался только на уровне цен и о конкуренции они не имеют понятия. Какие хозяева, токая обслуга.
  • Карелка15.09.2011 | 20:05Ссылка
    Москвичи своим большим количеством денег вызывают только озлобление у местных.